Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение психологических особенностей воображения старших дошкольников в словесном творчестве.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления воображения у старших дошкольников.
3. Рассмотреть вопрос о словесном творчестве в старшем дошкольном возрасте.
4. Подобрать методику для диагностирования воображения в словесном творчестве у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента, разработать и провести серию коррекционных занятий по проблеме.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.
Введение…………………………………………………………………………….
I. Теоретические подходы к вопросу о воображении детей 6-7 лет и словесном творчестве……………………………………...…………………………
1.1. Психологические особенности воображения старших дошкольников…….
1.2. Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста…………….
II. Изучение воображения старших дошкольников в словесном
творчестве.…………………………………………………………………………….…
2.1. Констатирующий этап исследования…….……………………………….....
2.2. Формирующий этап исследования……………………………………….….
2.3. Контрольный этап исследования………….…………………………………
2.4. Методические рекомендации…………...……………………………………
Заключение……………………………………………………………….…………
Использованная литература……………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………………
Министерство образования Российской Федерации
Череповецкий государственный университет
Кафедра психологии
Курсовая работа по детской практической психологии.
Тема: «Изучение воображения старших дошкольников
в словесном творчестве».
г. Череповец
2004г.
Содержание.
Введение………………………………………………………… I. Теоретические подходы к вопросу о воображении детей 6-7 лет и словесном творчестве……………………………………...……… 1.1. Психологические особенности воображения старших дошкольников……. 1.2. Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста……………. II. Изучение воображения старших дошкольников в словесном творчестве.………………………………………………… 2.1. Констатирующий этап исследования…….………………………………... 2.2. Формирующий этап исследования……………………………………….…. 2.3. Контрольный этап исследования………….………………………………… 2.4. Методические рекомендации…………...…………………………… Заключение…………………………………………………… Использованная литература…………………………………………………… Приложения……………………………………………………
| 3
5 - 9
17 18 22 27 29 30 32 34
|
Введение.
Воображение относится к познавательным процессам и служит человеку не только для познания окружающего, но и для его преобразования, создания чего-либо нового, то есть, для творчества в разных видах деятельности.
Отличие воображения от других психических процессов в том, что оно больше других связано с чувствами человека и возникает под влиянием чувств, становясь одним из самых мощных их источников.
Вопрос изучения воображения является одним из чётко определённых, но и недостаточно изученных в психологии. Несмотря на то, что в области психологических исследований имеется большой объём полученных данных, проблема воображения и творчества дошкольников остаётся малоразработанной. Долгое время считалось, что воображение – это всего лишь дополнение, излишество, роскошь. Полагали, что главное – научить ребёнка запоминать, мыслить, решать задачи, что-либо делать, а фантазировать и воображать он научится сам. А если не научится, то не велика беда. На самом же деле всё намного сложнее.
Современные зарубежные психологи рассматривают воображение как очень важную сторону развития ребёнка. Было признано, что функция воображения – построение и создание образов – является важнейшей человеческой способностью.
С помощью воображения ребёнок отражает действительность, заключает в своё сознание новые идеи, образы на основе уже имеющихся понятий и представлений. Без воображения не может обойтись ни один вид творческой деятельности, будь то рисование, конструирование, словотворчество или что-либо другое.
Психологическая проблема развития творческих способностей остаётся одной из наиболее запутанных. Исследователи соглашаются с тем, что истоки творчества лежат в детском возрасте, а творчество ребёнка тесно связано с развитием его воображения.
Значение воображения в жизни человека отмечал ещё известный психолог Теодюль Рибо. Он писал: «Всякое изобретение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений» (9, С. 70). Также факты свидетельствуют, что в развитии воображения играет важную роль слово.
Таким образом, вопрос изучения воображения в словесном творчестве старших дошкольников является современным и актуальным, поскольку тема эта мало разработана в детской психологии, а воображению отводится важная роль в развитии ребёнка. Словотворчество является прекрасным средством для развития воображения детей старшего дошкольного возраста, так как процесс рождения, изобретения чего-либо нового, фантазирования очень нравится детям.
Подойдя ближе к данной проблеме, можно будет развивать воображение детей более целенаправленно, используя полученные наработки и получая при этом положительный результат. Приобретённые навыки помогут детям решать более сложные задачи, которые их ожидают как в школе, так и в будущей взрослой жизни, так как без развитого воображения невозможна никакая другая творческая деятельность.
Целью данной работы является изучение психологических особенностей воображения старших дошкольников в словесном творчестве.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления воображения у старших дошкольников.
3. Рассмотреть вопрос о словесном творчестве в старшем дошкольном возрасте.
4. Подобрать методику для диагностирования воображения в словесном творчестве у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента, разработать и провести серию коррекционных занятий по проблеме.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.
Объектом исследования в данной работе является воображение старших дошкольников.
Предмет исследования – психологические особенности воображения детей старшего дошкольного возраста в словесном творчестве.
В качестве гипотезы выступило предположение, что занятия словесным творчеством со старшими дошкольниками будут способствовать развитию воображения детей.
Метод исследования – психолого-педагогический эксперимент.
I. Теоретические подходы к вопросу о воображении
детей 6-7 лет и словесном творчестве.
1.1. Психологические особенности воображения
старших дошкольников.
Прежде, чем говорить о воображении дошкольников, необходимо определиться с понятием воображения. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к Л.С. Выготскому. В своих статьях он выделяет творческую деятельность, которая создаёт нечто новое, «всё равно будет ли это созданное творческой деятельность какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» (3, С. 3). Он считает, что мозг – это не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, а и орган творчески перерабатывающий, комбинирующий, созидающий из элементов этого опыта новые положения, новое поведение. Именно эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга в психологии, и называют воображением или фантазией. Выготский отмечает следующее: «Обычно под воображением или фантазией имеется ввиду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практически серьёзного значения» (3, С.5).
На вопрос отличия воображения взрослого и ребёнка у Выготского тоже находится ответ. Существует мнение, что у ребёнка воображение богаче, чем у взрослого человека. В своё время Гёте говорил, что дети могут из всего сделать всё, и эта неприхотливость, нетребовательность детской фантазии, которая у взрослого человека уже несвободна, и принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Кроме этого, создание детского воображения сильно расходится с опытом взрослого человека, из чего были сделаны выводы, что ребёнок живёт в фантастическом мире более, чем в реальном. Неточность, искажение реального опыта, преувеличение, охота к фантастическим рассказам и сказкам, свойственная ребёнку – всё это послужило основанием для утверждений о том, что детская фантазия работает богаче и разнообразнее, чем у взрослого человека.
Современными психологам доказано, что воображение у ребёнка беднее воображения взрослого. В процессе развития ребёнка развивается и его воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.
Работа воображения всегда строится на материалах, данных действительностью. Выготский выделяет закон воображения: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» (3, С.10).
Воображение как самостоятельная психическая функция возникает у детей после 3-х лет. До этого возраста оно существует внутри других психических функций и проявляется непосредственно, то есть без всяких усилий со стороны ребёнка. На данном возрастном этапе закладывается основа для будущего воображения, которой является знакомство с окружающим, общение со взрослыми.
Исследователи выделяют три составляющие воображения: предметную среду, прошлый опыт и внутреннюю позицию. Эти компоненты, соединяясь между собой, и составляют психическую функцию, которую в психологии называют воображением. Можно также выделить три уровня развития воображения, в каждом из которых в большей степени преобладает один из компонентов. На первом уровне предпочтение отдаётся предметной среде. Это можно увидеть в желании маленького ребёнка найти сходство в предметных очертаниях. На втором уровне на первый план выходит прошлый опыт. Он помогает ребёнку восстановить из какого-либо фрагмента (деталь от машины) целое. И уже на третьем уровне благодаря особенной внутренней позиции ребёнок начинает оживлять картинку, придумывать к ней сюжет, сочинять.
Все три компонента присутствуют на всех трёх уровнях развития воображения. Но всё же их значение для воображения неодинаково. Делает воображение воображением особая внутренняя позиция, которая и позволяет ребёнку привнести смысл в увиденное, сотворить новой по своему замыслу. Развитие воображения в дошкольном возрасте можно представить как движение ребёнка к этой позиции. На первых двух уровнях развития воображения внутреннюю позицию помогают удерживать предметная среда или прошлый опыт ребёнка. К концу дошкольного периода эта поддержка уже не нужна.
В чём же заключается эта особая внутренняя позиция? Ребёнок делается независимым от конкретной ситуации, становится внеситуативным и надситуативным, он может отвлечься от конкретных значений предметов и ситуаций и перейти к контексту и смыслу. Также появляется возможность руководить своим воображением, сознательно направляя фантазию так, как ему это хочется. Развиваясь и приобретая новые черты, воображение в старшем дошкольном возрасте становится всё более подвластным ребёнку и непосредственно связанным с развитием личности.
Таким образом, воображение в дошкольном возрасте развивается от предметной ситуации до возникновения особой позиции у ребёнка: первоначально малыш осмысливает уже готовое, логика переходит от предмета к замыслу, а в старшем дошкольном возрасте просматривается обратное направление, где замысел переходит в предметную реализацию. При этом необходима организация деятельности ребёнка, которая представляла бы независимость и инициативу дошкольнику, не была бы строго нормирована и жёстко задана. Детям нужна самостоятельность.
Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является дискуссионной. Психолог Э.В. Ильенков считает, что сущность воображения «заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ» (5, С.52). Л.С. Рубинштейн отмечает, что «отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдалённого признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий» (5, С.52). Таким образом, для себя сделаем вывод, что воображение базируется на имеющемся опыте, а результатом его работы является преобразование, изменение чего-либо или же создание нового.
В старшем дошкольном возрасте одним из основных приобретений становится овладение активным воображением, которое приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и уже начинает предварять её. Воображение объединяется с мышлением и совместно с ним действует при решении познавательных задач. Также вырисовываются действия воображения: создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, события или явления и последующее обогащение этой схемы конкретными деталями.
Информация о работе Изучение воображения старших дошкольников