Изучение воображения старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение психологических особенностей воображения старших дошкольников в словесном творчестве.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления воображения у старших дошкольников.
3. Рассмотреть вопрос о словесном творчестве в старшем дошкольном возрасте.
4. Подобрать методику для диагностирования воображения в словесном творчестве у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента, разработать и провести серию коррекционных занятий по проблеме.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….
I. Теоретические подходы к вопросу о воображении детей 6-7 лет и словесном творчестве……………………………………...…………………………
1.1. Психологические особенности воображения старших дошкольников…….
1.2. Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста…………….
II. Изучение воображения старших дошкольников в словесном
творчестве.…………………………………………………………………………….…
2.1. Констатирующий этап исследования…….……………………………….....
2.2. Формирующий этап исследования……………………………………….….
2.3. Контрольный этап исследования………….…………………………………
2.4. Методические рекомендации…………...……………………………………
Заключение……………………………………………………………….…………
Использованная литература……………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………………

Файлы: 16 файлов

Воображение курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

      Для дальнейшего развития воображения старших дошкольников в словесном творчестве была разработана и проведена серия специальных упражнений. Упражнения были построены на основе некоторых методов и приёмов, описанных в предыдущей главе работы. К ним мы добавили метод моделирования и метод каталога.

     Метод моделирования сюжета позволяет ребёнку научиться составлять схему сказки, развивает умение планировать,  помогает добиваться последовательности в сочинении.

     Метод каталога помогает научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действий. Он основан на том, что воспитатель задаёт  вопросы, а ребёнок ищет ответы на них в любой детской книге «наугад». Пример: Воспитатель: Жил-был кто?

Ребёнок находит в книге слово: Пенёк.

Воспитатель: Какой он был?

Ребёнок: Одинокий…

Ответы, найденные в книге, собираются ведущим и детьми в единую сюжетную линию.

     Для развития детского воображения были составлены специальные упражнения, которые располагались по принципу усложнения.

Цель творческих упражнений: развитие детского воображения, его гибкости, умения фантазировать.

1. Упражнение «Укрась слово».

Задача: учить подбирать к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных.

Пример:

Стул

Деревянный, металлический, старый, новый, детский, крутящийся, высокий, низкий и т.д.

Заяц

Плюшевый, настоящий, серый, маленький, длинноухий, трусливый и т.д.

 

2. Упражнение «Сравни слово».

Задача: развивать умение детей подбирать  сравнительные к словам к словам.

Пример: лёгкий, как пух; пушистый, как котёнок; светлый, как солнышко; длинные, как макароны и т.д.

 

3. Упражнение «Домашние животные».

Задача: развивать  у детей умение  делать словесное описание животного.

Методика проведения: Педагог совместно с детьми даёт словесное описание животного, изображённого на картинке. Далее дети описывают своё домашнее животное. Если у ребёнка нет домашнего животного, то предлагается вообразить, какое животное он хотел бы иметь дома, и описать его.    

                       

4. Упражнение «Конструируем фразы».

Задача: способствовать развитию навыков творческого конструирования образов фантазии.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям пары слов.

1)соединить предлагаемые пары слов при помощи предлога или падежа;

2) сочинить рассказ, используя полученные сочетания.

     Слова для работы:  

дом – деревня

замок –  океан,

бежать – кошка,

бегемот – автобус,

красота – море,

слон – космос,

сыр – лиса,

пирог – повидло,

путешествие – пчела.

 

5. Упражнение «Фантастические гипотезы».

Задача: учить формировать гипотезу на основе карточек и строить рассказа на развитии этого сюжета.

Методика проведения: подготавливается по 10 карточек с различными существительными и прилагательными. Для формирования гипотезы берутся две любые карточки существительным и глаголом (например, дерево и летать) и задаётся вопрос: «Что было бы, если бы деревья могли летать?» Далее составляется рассказ. Для помощи при составлении сюжета можно добавлять другие карточки.

 

6. Упражнение «Фантастический образ».

Задача: тренировать творческое воображение на основе приёма агглютинации.

Методика проведения: детям предлагается серия карточек с изображением элементов тел животных, растений, предметов. Ребёнок выбирает для себя несколько карточек (2-5) и создаёт на их основе фантастический  образ, даёт название получившемуся произведению, описывает свойства получившегося образа, предмета. Возможно придумывание небольшого сюжета с созданным образом.

 

7. Упражнение «Соедини слова».

Задача: развивать умение придумывать всевозможные сочетания предложенной пары слов, сочинять историю с одной из них.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям пару слов. Дети придумывают возможные сочетания, используя предлоги и падеж, выбирают для себя понравившийся вариант и стоят рассказ – описание или историю.

Пример: «кот-комод» - кот с комодом, комод кота, кот на комоде, кот в комоде.

 

8. Упражнение «Путешествие по групповой комнате».

Задача: развивать умение детей фантазировать, придумывать необычные вещи на основе обычных предметов.

Методика проведения: воспитатель предлагает внимательно рассмотреть групповую комнату, выбрать обычный предмет (например, стол) и представить, что было бы, если бы стол стал необычным (умел ходить или летать, умел разговаривать, мог менять высоту ножек и т.д.)

 

9. Упражнение «Сказка наоборот».

Задача: учить переделывать сюжет знакомой сказки за счёт изменения характеристик главных героев.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям придумать такую сказку, в которой волк добрый, а Красная Шапочка злая.

 

10. Упражнение «Продолжи историю».

Задача: учить придумывать продолжение истории, начатой взрослым.

Методика проведения: воспитатель рассказывает начало истории: «На одном далёком острове жили добрые волшебники. У них был построен целый город. Но они совсем не общались с людьми. И вот однажды им захотелось поближе познакомиться с ними. Собрались волшебники в гости к людям».

 

11. Упражнение «А что было дальше?»

Задача: учить придумывать продолжение уже завершённой знакомой сказки.

Методика проведения: воспитатель кратко напоминает детям содержание хорошо знакомой им сказки. Предлагает подумать, что же было с персонажами дальше? («Что делали старик со старухой после того, как от них уплыла золотая рыбка?», «Жизнь мухи-цокотухи и комара»).

 

12. Упражнение «Сочиняем сказку» (метод каталога).

Задача: учить находить разнообразные варианты ответов на вопросы, выстраивая их в сюжетную линию.

Методика проведения: воспитатель задаёт детям вопросы, ответы на которых дети находят в книге случайным образом. Из них составляют историю.                                  

Вопросы:

Жил-был кто? Где он жил?  Какой он был?  Какие добрые дела умел делать? Однажды он пошёл гулять (путешествовать, смотреть…) Куда? Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать?) Был ли у нашего героя друг? Кто? Какой он был? Как мог помочь герою? Что стало с главным героем? Что стало со злым героем? Где друзья стали жить? Что стали делать?

13. Упражнение «Сочини сказку по модели» (метод моделирования).

Задача: развивать умение составлять схему сказки и сочинять по ней.

Оборудование: набор кружков, полосок разного размера, длины и цвета, схематичное изображение человека.

Методика проведения: воспитатель сообщает детям, что он вместе с ними будет придумывать сказку, но сначала нужно составить модель будущей сказки. Совместно выбираются нужные кружки, полоски и т.д. Составляется схема и сказка по ней.

Примечание: на первом занятии воспитатель, сочиняя вместе со всей группой, показывает, как нужно это делать. На других занятиях дети сами пробуют сочинять. Первоначально им предлагается 2 кружка, затем, от занятия к занятию, добавляются полоски, схематичные изображения и т.д. до 5. По ходу фантазирования можно добавлять фигурки, включая персонажей.

Пример: берутся белый, серый, зелёный маленькие кружки, оранжевая полоска, коричневый большой кружок. Сочиняется сказка о том, как зайчик встретил ёжика, и они ходили на поиски морковки и яблок к обеду. Им помог (или помешал) медведь.

 

    Творческие упражнения были объединены в занятия следующим образом: занятие 1 (упр. 1, 2), занятие 2 (упр. 2, 3), занятия 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (соответственно упр. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11), занятия 10, 11 (упр. 12 с усложнением), занятия 13 – 15 (упр.13 с усложнением).

    Занятия проводились с группой исследуемых детей 2 раза в неделю. Выполнение упражнений обсуждалось воспитателем, работы детей получали положительную оценку.

      При выполнении заданий возникали сложности, так как дети не сразу принимали необычные задания. Первоначально результаты были на очень низком уровне. Детям было трудно преодолеть шаблонность в ответах. Их нужно было научить стараться думать по-своему, не как все. Но всё же занятия увлекали детей. Они становились сказочниками, волшебниками и могли придумывать разные варианты. Так как занятия были непродолжительными по времени, а нам нужно было на них решить многое, то в основном это было коллективное словесное творчество за исключением некоторых заданий, где нужна была индивидуальная работа каждого ребёнка. Все варианты ответов детей были проанализированы сразу же на занятии.     

       Кроме этого, большое внимание уделялось расширению кругозора детей. Было прочитано множество сказок с самыми разнообразными сюжетами. Сказки анализировались воспитателем вместе с детьми. Дошкольникам давалось понятие того, что у сказки есть зачин, завязка, кульминация в развитии действия, развязка и концовка. Также дети на примере различных сказок знакомились с возможными вариантами зачина и концовки, учились находить кульминацию и развязку сюжетов.

      Занятия проводились в конце учебного года. После цикла коррекционных занятий был проведён следующий этап эксперимента – контрольный.

 

 

2.3. Контрольный этап эксперимента.

 

      Так как эксперимент проводился в конце учебного года, и проведение исследования было ограничено по времени, контрольные творческие задания были укорочены до одной серии. Чтобы предоставить максимум возможностей для воображения и фантазии детей, чтобы не ограничивать дошкольников какими-либо условиями, детям предлагалось придумать сказку или историю на любую тему (аналогично 4-й серии заданий из констатирующего этапа) (Приложение № 1, протокол № 5, приложение № 2, таблицы №№ 5-А, 5-Б, 5-В).

      Все сочинения имеют зачин. У трёх детей зачин развёрнутый, подробный, у другой половины ограничивается использованием стандартных слов (жили-были). Завязка становится более интересной и оригинальной. Сюжет у всех, кроме Шукайло Инны, развивается прямолинейно, постепенно. У Инны  в сочинении повторяется эпизод встречи Бабы Яги с разными персонажами. Просматриваются более яркие кульминации, после которых следует развязка сюжета. У всех детей сочинения завершены, имеют положительную концовку.

     Героями в сочинениях детей являются и  люди, и сказочные персонажи. Есть принц и принцесса, рыцарь с войском. Являются героями и обычные люди - дети, бабушка. У Инны – Баба Яга, кот и лесные звери. Характер сочинений – преимущественно сказочный и бытовой.

     Как и в сочинениях констатирующего этапа эксперимента, сами герои не описываются, а перечисляются их действия. Стали появляться описания чувств героев. Действия и ситуации во многих сочинениях стали описываться более подробно, ярко. Образные выражения детьми не используются. Отсутствуют диалоги, и практически нет косвенной речи. Прямая речь встречается в большинстве сочинений детей.

      В целом, в сочинениях просматривается некоторая положительная динамика. Сказки и рассказы стали более структурированы. Дети усвоили, что должно быть начало и завершение.

    В работах детей можно увидеть, что, несмотря на подробный зачин и завязку, всё же развитие сюжетной линии в конечном итоге сводится к перечислению действий. Описаний героев и ситуаций всё же недостаточно. Объяснить это можно тем, что у детей плохо сформировано умение составлять рассказы описательного характера, или же мы имели дело с детьми, большинство из которых уделяет большее внимание действиям персонажей, чем их описаниям, в силу своих индивидуальных особенностей. Психологи тоже утверждают, что один ребёнок, как правило, сочиняет либо описательные, либо очень насыщенные по действиям сказки и рассказы.

      В процессе занятий с детьми было отмечено, что более интересные и яркие сказки получались в результате совместного творчества, где дети действовали вместе. Возможно, групповые занятия давали детям больше стимула для воображения. Во время групповых занятий дети просто сочиняли вместе, радовались полученным результатам. В индивидуальном же порядке чувствовалась зажатость, многие сказки давались детям с большим трудом. Например, Рауль, Женя и Ксюша часто делали довольно длительные паузы, как бы ждали помощи со стороны взрослого. Но всё же даже у этих детей просматривалась положительная динамика. После коррекционных занятий они чувствовали себя более уверенно при сочинении своих сказок и рассказов.

Таблица 1-А.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 1-Б.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 1-В.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 2-А.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 2-Б.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 2-В.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 3-А.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 3-Б.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 3-В.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 4-А.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 4-Б.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 4-В.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 5-А.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 5-Б.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица 5-В.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Изучение воображения старших дошкольников