Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение психологических особенностей воображения старших дошкольников в словесном творчестве.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления воображения у старших дошкольников.
3. Рассмотреть вопрос о словесном творчестве в старшем дошкольном возрасте.
4. Подобрать методику для диагностирования воображения в словесном творчестве у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента, разработать и провести серию коррекционных занятий по проблеме.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.
Введение…………………………………………………………………………….
I. Теоретические подходы к вопросу о воображении детей 6-7 лет и словесном творчестве……………………………………...…………………………
1.1. Психологические особенности воображения старших дошкольников…….
1.2. Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста…………….
II. Изучение воображения старших дошкольников в словесном
творчестве.…………………………………………………………………………….…
2.1. Констатирующий этап исследования…….……………………………….....
2.2. Формирующий этап исследования……………………………………….….
2.3. Контрольный этап исследования………….…………………………………
2.4. Методические рекомендации…………...……………………………………
Заключение……………………………………………………………….…………
Использованная литература……………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………………
Развивая воображение старших дошкольников, можно использовать так называемый «Салат из сказок», где встречаются персонажи различных сказок, например, Красная Шапочка встретила Мальчика-с-Пальчика с братьями, и они отправились в новые приключения.
«Путешествие по собственному дому» тоже может подтолкнуть к интересным результатам: вокруг столько разных вещей! А почему бы не попробовать придумать историю о кровати, которая не давала мальчику спать, всё время его скидывала, прыгала к потолку и т.д. Можно пофантазировать, какие бывают кровати: с мотором (на ней можно отправиться в путешествие), говорящие кровати (они перед сном рассказывают сказки и интересные истории).
Для детского словотворчества могут быть использованы различные истории с началом без конца. Например, Дж. Родари рассказывает детям про привидения, которые живут на Марсе. Но им там плохо живётся, и они хотят полететь на Землю. На этом рассказ взрослого прерывается, а дети получают задание: придумать продолжение истории и конец. Сначала они говорят, что привидений нет, затем их воображение начинает работать. Часть детей выбирает счастливый конец (привидения заблудились по дороге и на Землю не попали). Другие же долетели до Земли и стали безобразничать. Это могут быть самые невероятные истории.
Таким образом, в книге можно найти различные пути придумывания рассказов детьми и то, как помочь детям сочинять их.
В методической литературе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста словесным творчеством называют творческие рассказы. Отмечается то, что ребёнок, составляя творческий рассказ, должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму. Для этого необходим большой запас слов и композиционных навыков. Дети должны уметь придумывать завязку, кульминацию, развязку, точно и выразительно передавать свой замысел. Это возможно лишь к старшему дошкольному возрасту, когда у детей уже будут определённые навыки.
Выделяют несколько вариантов творческого рассказывания.
Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель предоставляет детям начало рассказа (завязку), а дальнейшие события и завершение придумывают сами дети (подобное мы встречали в книге Дж. Родари). Воспитатель читает детям начало какого либо рассказа, затем задаёт ряд вопросов, дающих толчок творческому воображению («Что случилось с героем? Кого он увидел? Кто ему помог? и т.д.) Темы для творческих рассказов могут быть как самими обычными («Что случилось на прогулке?», «Приключение в походе»), так и сказочными («День рождения Слонёнка», «Котята на прогулке»).
Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности детей, поскольку намечается только общая последовательность рассказа или сказки, а само содержание дети сочиняют самостоятельно. Например, можно предложить детям такой план: «Расскажите, как котята собирались на прогулку, что интересного они увидели на улице, и придумайте, что с ними произошло потом».
Ещё больший толчок творческому воображению дошкольников даёт придумывание рассказа или сказки по предложенной воспитателем теме, но без плана. В этом случае ребёнок выступает в роли автора, сам выбирает содержание и его форму. Важно предоставить ребёнку такую тему, чтобы он эмоционально настроился на сочинение («Как мне подарили мою любимую игрушку», «Самый запоминающийся день в деревне», «Праздник зверей» и т.д.).
Самым сложным видом словесного творчества считается придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Результат во многом зависит от того, как будет заинтересован ребёнок, насколько он настроен эмоционально, как дан толчок для творчества педагогом. Например, можно провести конкурс на лучшую новогоднюю историю.
Таким образом, мы рассмотрели вопрос о словесном творчестве детей старшего дошкольного возраста, познакомились с особенностями сказок, сочинёнными детьми, с основными приёмами, позволяющими помочь ребёнку научиться сочинять.
Раскрыв психологические особенности воображения старших дошкольников и изучив вопрос о детском словесном творчестве, можно перейти к практической части работы, в которой будет изучаться воображение старших дошкольников в словесном творчестве.
II. Изучение воображения старших дошкольников
в словесном творчестве.
Для изучения воображения старших дошкольников в словесном творчестве был использован психолого-педагогический эксперимент. Мы разделили его на следующие этапы:
1 этап – констатирующий. Он необходим для констации уровня развития воображения старших дошкольников в словесном творчестве и включает в себя диагностику № 1.
2 этап – формирующий. Он основан на результатах диагностики № 1 и позволяет выявить возникшие проблемы, отобрать методы и средства для дальнейшей коррекционной работы с детьми, разработать цикл коррекционных занятий.
3 этап – контрольный. Он необходим для повторной диагностики воображения дошкольников с целью выявления результативности проведённых занятий с детьми и включает в себя диагностику № 2.
Цель эксперимента: изучить воображение старших дошкольников в словесном творчестве.
Задачи:
1. Подобрать методику, позволяющую наиболее полно продиагностировать воображение детей старшего дошкольного возраста в словесном творчестве.
2. Провести обследование детей по выбранной методике.
3. Выявить проблемы и наметить возможные пути их решения.
4. Разработать и провести цикл коррекционных занятий, направленных на развитие воображения в словотворчестве.
5. Провести повторную диагностику после коррекционной работы.
6. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.
Для проведения эксперимента мы взяли диагностическую методику, разработанную Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение воображения в словесном творчестве» (16, С. 276).
По данной методике рекомендуется провести 4 серии эксперимента индивидуально с каждым ребёнком с интервалом в 7-10 дней. Каждая серия диагностирует воображение в задании определённого вида:
1-я серия – придумывание сказки по началу;
2-я серия – придумывание сказки по теме;
3-я серия – придумывание сказки по названию;
4-я серия – придумывание сказки на свободную тему.
Серии эксперимента усложняются от начала к концу, охватывают все виды творческого рассказывания, предусмотренного методикой развития речи дошкольников. В исследовании анализируется особенности композиции сказок, их структурные и речевые особенности. Таким образом, эта диагностическая методика позволила наиболее полно исследовать воображение детей.
2.1. Констатирующий этап эксперимента.
Исследование проводилось среди детей старшей санаторной группы № 7 детского сада № 1 г.Череповца. Было отобрано 6 детей среднего уровня развития. Проводилась диагностика № 1, состоящая из 4 заданий.
Детям предлагалось стать сказочником и придумать сказку, чтобы её можно было рассказать другим ребятам.
1 задание.
Педагог: «В лесу, под осенним кустиком, жил маленький зайчик. Был он очень шустрый и весёлый. И однажды, когда светило солнышко, пошёл зайчик погулять… Пожалуйста, придумай, что было дальше».
2 задание.
Педагог: «Пожалуйста, придумай сказку о приключениях маленького щенка».
3 задание.
Педагог: «Пожалуйста, придумай сказку под названием «Неразлучные друзья».
4 задание.
Педагог: «Пожалуйста, придумай сказку о том, о чём хочешь».
Результаты диагностических заданий оформлены в протоколы, на основе которых заполнены таблицы (приложения № 1, протоколы №№ 1-4, приложение № 2, таблицы №№ 1-4 А, Б, В). Прокомментируем полученные результаты.
В первом задании начало было уже предложено взрослым. У трёх детей завязкой явилась встреча зайчика с кем-либо, у одного просто зайчик грустный. У Семёна заяц нашёл дом с огородом, у Ксюши завязки просто нет, а сразу начинается повествование. Так как зачин был уже предложен, то сказочность присутствует во всех рассказах. Но в основном сюжет содержит бытовую направленность.
Сказки строятся на перечисление действий героев, хотя действия эти последовательны.
В большинстве сюжетов нет яркой кульминации. Повествование происходит примерно на одном эмоциональном уровне. Концовка присутствует тоже не у всех сказок. У Жени вообще сюжет не завершён. У остальных развязка есть.
Главным персонажем является зайчик, который встречается и взаимодействует с различными животными.
В сочинениях детей мало описаний. В основном перечисляются действия героев. Встречается описание размышлений персонажа, его настроения, чувства, вкуса еды. Но это не у всех.
Косвенная речь детьми в этом задании не используется, присутствуют короткие диалоги и прямая речь. Образные выражения встречаются в рассказах у двух детей.
Во втором задании зачин у всех, кроме Инны Шукайло, отсутствует, сразу начинается действие. Сюжеты немного интереснее, чем в первом задании, разворачиваются последовательно. Также нет ярких кульминаций, развязка происходит во всех сочинениях, а концовка присутствует не у всех.
Описаний в сказках очень мало. В основном это повторы по типу «хитрая-хитрая», «гуляли-гуляли». Половина обследуемых детей не используют прямую речь и диалоги, косвенную речь не использует никто. Не встречаются и образные выражения.
В этом задании увеличилось количество персонажей, особенно второстепенных. Сюжет сказочный и сказочно-бытовой.
В третьем задании у детей тоже нет зачина, а сразу начинается действие-завязка. По развитию сюжета наиболее отличается сказка Парыгина Жени. В ней сюжет состоит из 4-х мини-сюжетов. У других детей развитие мало динамично, но последовательно. Кульминация если и присутствует, то не яркая. Развязка есть в каждом сочинении, а концовка не во всех.
Сюжет преобладает бытовой, у Жени есть элемент сказочности. Персонажей в этих сочинениях меньше. Главные герои – неразлучные друзья.
При описании героев и ситуаций Ксюша передаёт то, как друзья дружно зашли, не толкаясь, дружно взяли билеты, тоже не толкаясь. В сочинении Жени красивая трава, красота дома у мальчиков. Семён ситуации описывает подробно, у него появляются мальчики-двойняшки.
Диалоги использует лишь Инна, у детей стала появляться косвенная речь. Прямая речь есть в сочинении Семёна и Жени. Образных выражений дети не используют.
В четвёртом задании сочинения детей наиболее интересны. У Семёна и
Инны есть зачин. Завязка у всех разная: встреча, путешествие, прогулка. Сюжеты более динамичны, действия развиваются последовательно. У большинства сочинений детей вырисовывается кульминация. Развязка есть во всех сказках, в сюжетах четверых детей появилась концовка.
Сюжеты этого задания разнообразны: бытовой, сказочно – бытовой и приключенческий. Увеличилось количество персонажей, которые довольно интересно взаимосвязаны в сюжетной линии. В сочинении Инны просматривается аналогия с сюжетом из сказки «Алёнушка и лиса».
Как и в предыдущих заданиях, герои не описываются, а перечисляются их действия. Но у Жени можно увидеть описание рассуждений героя и подробное описание ситуаций. У Ани получился акцент на точном времени в повествовании.
Из всего можно сделать вывод, что сочинения в основном построены на перечислении действий. Практически отсутствует зачин сказок и концовка, присутствующие кульминации не яркие. Наверно, правильнее будет сказать, что кульминаций в большинстве сочинений просто нет. Сюжеты развиваются постепенно, действия в основном мало динамичны. Очень мало просматривается сказочных сюжетов, к которым дети прибегают при сочинении рассказов. Возможно, что у детей недостаточный опыт знакомства со сказками, узкий кругозор.
Сочинения больше носят бытовой характер, но действующими лицами чаще являются животные. Отсутствует описание героев, нет яркого описания ситуаций. Отсюда следует вывод, что дети плохо владеют приёмами описания. Также не используются образные выражения и сравнения, что заметно сказывается на выразительности языка сказок.
Можно предположить, что дети очень мало занимаются словесным творчеством. Или же они просто ещё не поняли, что значит «сочинять сказки». Поэтому следующим этапом нашего эксперимента стала разработка специальных творческих упражнений, которые смогли бы помочь детям научиться сочинять более яркие и оригинальные, более интересные сказки.
Переходим к формирующему этапу эксперимента.
2.2. Формирующий этап эксперимента.
Информация о работе Изучение воображения старших дошкольников