Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть подходы к исследованию темперамента в психологической науке и провести практическое исследование.
Задачи работы: проанализировать историческое развитие понятия «темперамент» и его основных свойств и характеристик в психологической науке, провести практическое изучение особенностей темперамента дошкольников.
Введение................................................................................................................... 3
Глава 1. Подходы к исследованию темперамента
в психологической науке........................................................................................ 5
1.1. Понятие темперамента в психологии............................................................. 5
1.2. Учение о темпераменте в истории психологии............................................. 7
1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников.................................. 17
Глава 2. Практическое изучение особенностей темперамента детей................ 21
2.1. Описание методов и методик изучения темперамента
детей среднего и старшего дошкольного возраста.............................................. 21
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................. 22
Заключение.............................................................................................................. 31
Список использованной литературы..................................................................... 33
Приложение............................................................................................................. 35
№ | Фамилия имя ребенка | Тип реакции в различных ситуациях |
Вывод | |||||||||||||||
1-я ситуация | 2-я ситуация | 3-я ситуация | 4-я ситуация | |||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | |||
1 | Аня | + |
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
| + | Флегм. |
2 | Виолета | + |
|
|
|
|
| + |
| + |
|
|
|
|
| + |
| Сан-ф |
3 | Лера |
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + | Мелан. |
4 | Антон |
|
|
| + |
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
| Холер. |
5 | Егор |
|
|
| + | + |
|
|
|
|
|
| + |
| + |
|
| Мелан. |
6 | Саша | + |
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
| Флегм. |
7 | Андрей |
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
| + |
|
| Хол-ф |
8 | Настя |
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| + | Фл-м |
9 | Мила |
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
| Флегм. |
10 | Денис | + |
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
| + |
|
| Флегм. |
Наблюдатель: автор курсовой работы
№ | Фамилия имя ребенка | Тип реакции в различных ситуациях |
Вывод | |||||||||||||||
1-я ситуация | 2-я ситуация | 3-я ситуация | 4-я ситуация | |||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | |||
1 | Аня | + |
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
| Флег |
2 | Виолета | + |
|
|
|
|
| + |
| + |
|
|
|
|
| + |
| Сан-ф |
3 | Лера |
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| + | Мелан. |
4 | Антон |
|
|
| + | + |
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
| Холер. |
5 | Егор |
|
|
| + | + |
|
|
|
|
| + |
|
| + |
|
| - |
6 | Саша | + |
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
| Флегм |
7 | Андрей |
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
| Флегм |
8 | Настя |
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
| + | Мелан |
9 | Мила |
|
| + |
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
| + |
| Флегм |
10 | Денис | + |
|
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
| + |
|
| флегм |
Наблюдатель: Родители
№ | Фамилия имя ребенка | Тип реакции в различных ситуациях |
Вывод | |||||||||||||||
1-я ситуация | 2-я ситуация | 3-я ситуация | 4-я ситуация | |||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | |||
1 | Аня |
|
| + |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
| + |
|
| Х-фл |
2 | Виолета |
| + |
|
|
|
| + |
| + |
|
|
| + |
|
|
| Сангв. |
3 | Лера |
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
| + |
| Флег. |
4 | Антон | + |
|
|
|
|
| + |
|
| + |
|
| + |
|
|
| Сан-х. |
5 | Егор | + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| Сангв. |
6 | Саша |
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
| + | Флегм. |
7 | Андрей | + |
|
|
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
| + |
| Флегм. |
8 | Настя |
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
| + |
| Флегм. |
9 | Мила |
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
| Флегм. |
10 | Денис | + |
|
|
|
|
|
| + |
| + |
|
|
|
| + |
| - |
Результаты изучения особенностей реакций ребенка во время эксперимента «Перенос кубиков».
Имя ребенка: Аня
Проба | Количество кубиков, переносимых ребенком | Наличие словесных реакций | Реакция самостимулирования | Прочие словесные реакции | Жалобы на невоз-можность переноса | Пассивный отказ | Активный отказ | Словесные отвлечения | Двигательные отвлечения | Сенсорные отвлечения | Двигательные реакции | Вегетативные реакции | Стимуляция экспериментатора |
1 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
2 | 4 | + |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
Имя ребенка: Виолета
Проба | Количество кубиков, переносимых ребенком | Наличие словесных реакций | Реакция самостимулирования | Прочие словесные реакции | Жалобы на невоз-можность переноса | Пассивный отказ | Активный отказ | Словесные отвлечения | Двигательные отвлечения | Сенсорные отвлечения | Двигательные реакции | Вегетативные реакции | Стимуляция экспериментатора |
1 | 6 | + |
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
2 | 5 |
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | 5 | + |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
4 | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|