Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:22, доклад
Что же представляет собой психология как наука? Само название в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе (психе – «душа», логос – «наука»). Изучение, объяснение души является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определялась как наука о душе. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось непросто. В разные исторические эпохи ученые вкладывали различное содержание в это слово.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Что же представляет собой
психология как наука? Само название
в переводе с древнегреческого означает,
что психология – наука о душе
(психе – «душа», логос – «наука»).
Изучение, объяснение души является первым
этапом в становлении предмета психологии.
Итак, впервые психология определялась
как наука о душе. Но ответить
на вопрос, что такое душа, оказалось
непросто. В разные исторические эпохи
ученые вкладывали различное содержание
в это слово. Становление и
развитие научных взглядов на сущность
психики всегда было связано с
решением основного вопроса философии
– соотношение матери и сознания,
материальной и духовной субстанции.
Именно вокруг решения этого вопроса
и возникли два диаметрально противоположных
направления: идеалистическое и
материалистическое. Представители
идеалистической философии
Психика – продукт развития живой материи, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией, охватывает процессы, состояния и свойства человека. Исследование практически всей системы психических свойств личности, направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.
Методы психологического исследования.
Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки.
В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.
Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.
К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).
Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности.
Лонгитюдный метод по сравнению
с методом поперечных срезов обладает
рядом преимуществ:
- лонгитюдное исследование позволяет
проводить обработку данных поперечно
по отдельным возрастным периодам;
- лонгитюдные исследования определяют
индивидуальную структуру и динамику
развития каждого человека;
- только лонгитюдное исследование позволяет
анализировать взаимоотношения между
отдельными компонентами развивающейся
личности, позволяет решить вопрос о критических
периодах в развитии.
Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.
Суть поперечных, или срезовых, исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности.
Основным преимуществом
этого метода является быстрота исследования
– возможность получения в
течение короткого времени
Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый «сравнительно-генетический», получил в зоопсихологии и в детской психологии.
Эмпирические методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продукта деятельности; биографический метод. Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.
Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.
Познание собственной
психики посредством
Объективное наблюдение должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. Необходимо поэтому, прежде всего, ставить общие основные условия, которым вообще может удовлетворить наблюдение, чтобы быть научным методом.
Первое основное требование – наличие четкой целевой установки.
В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.
Основное преимущество метода
объективного наблюдения заключается
в том, что оно позволяет изучать
психические процессы в естественных
условиях. Однако объективное наблюдение,
сохраняя свое значение, по большей
части должно дополняться другими
методами исследования. К процедуре
наблюдения предъявляются следующие
требования:
а) определение задачи и цели;
б) выбор объекта, предмета и ситуации;
в) выбор способа наблюдения, наименее
влияющего на исследуемый объект и наиболее
обеспечивающего сбор необходимой информации;
г) выбор способа регистрации и наблюдаемого
(как вести записи);
д) обработка и интерпретация полученной
информации.
Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.
Наблюдение используется,
в первую очередь, когда требуется
минимальное вмешательство в
естественное поведение, взаимоотношения
людей, когда стремятся получить
целостную картину
Экспериментальный метод – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:
-исследователь сам вызывает
изучаемое им явление и
-экспериментатор может варьировать,
изменять условия, при которых протекает
явление;
-в эксперименте имеется возможность
неоднократного воспроизведения результатов;
-в результате эксперимента устанавливает
допускающие математическую формулировку
количественные закономерности.
Основная задача психологического
эксперимента заключается в том,
чтобы сделать допустимыми для
объективного внешнего наблюдения существенные
особенности внутреннего
Эксперимент как метод
возник в области психофизики
психофизиологии и получил
Своеобразным вариантом
эксперимента, представляющим как бы
промежуточную форму между
И наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы.
Психодиагностические методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия, как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.
В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.
Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово «тест» означает «проба» или «испытание». Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.
К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.
Все разнообразие методов
опроса можно свести к двум основным
типам: 1) опрос «лицом к лицу» - интервью,
проводимое исследователем по определенному
плану; 2) заочный опрос – анкеты,
предназначенные для
В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определенны заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризируется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.
Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.
Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого анализа.
Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.
Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии.
Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.
Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.
К методам психологической коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия.
Современная психология различными путями оказывает воздействия на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого благополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психокоррекционные методы – это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей; включает аутотренинг, групповой тренинг.
Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г.Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение, прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка – действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:
Информация о работе Разнообразные методы исследования в психологии