Разнообразные методы исследования в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:22, доклад

Краткое описание

Что же представляет собой психология как наука? Само название в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе (психе – «душа», логос – «наука»). Изучение, объяснение души является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определялась как наука о душе. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось непросто. В разные исторические эпохи ученые вкладывали различное содержание в это слово.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 29.46 Кб (Скачать)

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Что же представляет собой  психология как наука? Само название в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе (психе – «душа», логос – «наука»). Изучение, объяснение души является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определялась как наука о душе. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось  непросто. В разные исторические эпохи  ученые вкладывали различное содержание в это слово. Становление и  развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с  решением основного вопроса философии  – соотношение матери и сознания, материальной и духовной субстанции. Именно вокруг решения этого вопроса  и возникли два диаметрально противоположных  направления: идеалистическое и  материалистическое. Представители  идеалистической философии рассматривали  психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи, как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. Материалистическое понимание психики выражается в  том, что психика рассматривается  как явление вторичное, производное  от материи.

Психика – продукт развития живой материи, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением.

Основной  задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией, охватывает процессы, состояния и свойства человека. Исследование практически всей системы психических свойств личности, направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.

Методы  психологического исследования.

Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки.

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный  метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать  связи и зависимости между  явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим  и социальным развитием личности.

К познанию особенностей и  закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).

Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Лонгитюдный метод по сравнению  с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ:  
          - лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам; 
         - лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека; 
        - только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Основным же недостатком  лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые  на их организацию и проведение.

Суть поперечных, или срезовых, исследований психического развития состоит  в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик  в сравниваемых группах людей  различного возраста, разных уровней  развития, с различными свойствами личности.

Основным преимуществом  этого метода является быстрота исследования – возможность получения в  течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности  сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый «сравнительно-генетический», получил в зоопсихологии и в детской психологии.

Эмпирические  методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продукта деятельности; биографический метод. Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Наблюдение выступает  в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Познание собственной  психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или  иной степени опосредованно через  наблюдение внешней деятельности.

Объективное наблюдение должно исходить из единства внутреннего и  внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных  методов в психологии. Научное  наблюдение непосредственно соприкасается  с житейским наблюдением. Необходимо поэтому, прежде всего, ставить общие  основные условия, которым вообще может  удовлетворить наблюдение, чтобы  быть научным методом.

Первое основное требование – наличие четкой целевой установки.

В соответствии с целью  должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его  как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается  в том, что оно позволяет изучать  психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей  части должно дополняться другими  методами исследования. К процедуре  наблюдения предъявляются следующие  требования: 
            а) определение задачи и цели; 
            б) выбор объекта, предмета и ситуации; 
         в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации; 
            г) выбор способа регистрации и наблюдаемого (как вести записи); 
            д) обработка и интерпретация полученной информации.

Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что  психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут  влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация  данных.

Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется  минимальное вмешательство в  естественное поведение, взаимоотношения  людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Экспериментальный метод – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

-исследователь сам вызывает  изучаемое им явление и активно  воздействует на него; 
         -экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление; 
           -в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов; 
       -в результате эксперимента устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для  объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психологического процесса.

Эксперимент как метод  возник в области психофизики  психофизиологии и получил широкое  распространение в психологии. Но изменился сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психологического процесса он перешел  к изучению закономерностей протекания самих психических процессов  определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента двигались три соображения. Указывалось  на искусственность эксперимента, абстрактность.

Своеобразным вариантом  эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением  и экспериментом, является метод  так называемого естественного эксперимента. Его основная тенденция – сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того чтобы проводит изучение явлений в лабораторных условиях, исследователи  стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Роль естественного эксперимента велика при изучении познавательных возможностей человека на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности.

И наконец, экспериментальный  метод включает и эксперимент  как средство воздействия, изменения  психологии людей. Такая разновидность  экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его  своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством  исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство  исследователя в изучаемые им психические процессы.

Психодиагностические  методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия, как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

В число диагностируемых  признаков в зависимости от задач  исследования могут входить психологические  различия по возрасту, полу, образованию  и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и  т.п.

Одним из видов психодиагностического  метода являются психологические тесты. Английское слово «тест» означает «проба»  или «испытание». Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.

Все разнообразие методов  опроса можно свести к двум основным типам: 1) опрос «лицом к лицу» - интервью, проводимое исследователем по определенному  плану; 2) заочный опрос – анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определенны заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризируется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.

Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого анализа.

Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.

Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии.

Разновидностью методов  изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.

Во многих случаях в  психологических исследованиях  используется не один, а несколько  методов, каждый из которых дополняет  другие, раскрывая новые стороны  психической деятельности.

К методам психологической  коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия.

Современная психология различными путями оказывает воздействия на практическую деятельность людей. Психологическая  помощь чаще всего и эффективнее  всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого  благополучия. Это переживание может  быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется  оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи. И  здесь необходимо говорить о коррекционных  методах работы психолога. В настоящее  время психокоррекционные методы – это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей; включает аутотренинг, групповой тренинг.

Зарождение и внедрение  метода аутогенных тренировок связывают  с именем немецкого психотерапевта И.Г.Шульца. Благодаря его работам  во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение, прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка – действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:

Информация о работе Разнообразные методы исследования в психологии