Методы психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:26, реферат

Краткое описание

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Оглавление

1. Не экспериментальные психологические методы
2. Диагностические методы
3. Экспериментальные методы
4. Формирующие методы

Файлы: 1 файл

доклад на тему МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Ищенко Н.С. ФТД 1.6.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 

ДОКЛАД

по дисциплине «Психология и педагогика»

на тему «Методы психологического исследования» 

Выполнила: Н.С. Ищенко, студентка 1-го курса

очной формы обучения факультета

таможенного дела, группа ФТД 1.6

Проверил:  ____________________________

(инициалы, фамилия преподавателя)

_____________________________________

(ученая  степень, ученое звание)

оценка:

_____________________________________

Подпись

_____________________________________

«      » ____________ 2011 г. 

Ростов-на-Дону

2011г.

Содержание

1. Не экспериментальные психологические методы

2. Диагностические  методы

3. Экспериментальные  методы

4. Формирующие  методы 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы  научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

  1. Не экспериментальные психологические методы

Не экспериментальные психологические методы включают в себя:

а) наблюдение

б) анкетирование

в) беседа

г) «архивный  метод»

д) контент-анализ

е) монографический  метод

Наблюдение. Это первый из методов, применяемых для сбора первичных данных. Он имеет несколько различных вариантов:

а) внешнее наблюдение - это способ сбора данных о другом 
человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со 
стороны;

б) внутреннее наблюдение или самонаблюдение - применяется 
тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить 
интересующее его явление в том виде, в котором оно 
непосредственно представлено его сознанию. Переживая 
соответствующее явление, он как бы наблюдает за собой, за своими 
ощущениями, пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему 
другими людьми, которые ведут самонаблюдение по его заданию;

в) свободное наблюдение не имеет заранее определенной 
программы и может менять свой объект;

г)стандартизованное наблюдение, напротив, ведется по 
определенной, заранее продуманной программе и строго следует ей;

д) при включенном наблюдении исследователь сам выступает в 
качестве непосредственного участника того процесса, за которым 
ведется наблюдение. Так, исследуя взаимоотношения людей, 
экспериментатор может включиться сам в эти отношения, одновременно 
не прекращая за ними наблюдать;

е) стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия исследователя в том процессе, который он изучает.

Каждый  из названных видов наблюдения имеет  свои особенности и применяется там, где может дать наиболее полезные результаты.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее

распространенных  исследовательских методов в  психологии. Анкетирование

обычно  проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с

данными, полученными при помощи других исследовательских методов)

используются  при составлении анкет. 

Существуют  три основных типа анкет, применяемых  в психологии:

·  это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?";

·  это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.;

·  это анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

      Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они  являются лишь различными модификациями  метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования. 

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.  
 
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью. Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед психолог может пользоваться диктофоном. 
     Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
 
 

2. Диагностические  методы

      К диагностическим исследовательским  методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

      Тесты - это специализированные методы психологического диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

     От  других методов отличаются тем, что предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их психологии и поведению. 
 

     Разновидность тестов:

  • тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их соответствия надежности вопросов, по ответам испытуемых на которые определенно можно судить об их психологических качествах.
  • тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. В тестах этого типа человеку дается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят об изучаемом качестве.
  • В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому не осознаваемые человеком положительные и особенно отрицательные характеристики он склонен приписывать не себе, а другим людям, "проецировать" их на других. При применении тестов подобного рода об испытуемом судят на основе того, как он оценивает ситуации, других людей, какие свойства им приписывает.

3.Экспериментальные  методы

Эксперимент - самое надежное средство получения достоверной информации  об  изучаемых  явлениях.  Специфика  психологического эксперимента состоит в том, что в нем продумано создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего.

В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в

классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:

  • естественный (полевой) эксперимент;
  • моделирующий эксперимент;
  • лабораторный эксперимент.
 

Естественный (полевой) эксперимент, как говорит  само название этого

метода, наиболее приближен к неэкспериментальным  исследовательским методам.

1. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи не экспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых. 

Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная

замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановкам проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех не экспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных. 

    2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д.

Моделирующий  эксперимент позволяет решать самые  разнообразные

исследовательские задачи. 

     3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -

предполагает  проведение исследований в психологической  лаборатории,

оснащенной  специальными приборами и приспособлениями. Этот тип

эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью

экспериментальных условий, применяется обычно при  изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.).

Информация о работе Методы психологического исследования