Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:43, реферат
Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука -- психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны.
ВВЕДЕНИЕ 3
• Глава 1 Методы исследования в психологии 4
o 1.1 Методы научных исследований: понятие и характеристика 4
o 1.2 Методы статистической обработки результатов психологических исследований 8
• ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
o 2.1 Общая характеристика эмпирических методов 10
o 2.2 Наблюдение как метод практической психологии 17
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука -- психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны. Помимо этого, они труднодоступны для изучения. Именно в связи с этим успехи в психологии на протяжении ее долгой и трудной истории напрямую зависели от совершенства применяемых методов исследования.
В психологии сведены в единую систему методы различных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и медицины, биологии и истории -все они нашли себе применение. Благодаря использованию методов естественных и точных наук психология во второй половине XIX в. получила статус самостоятельной науки и начала активно развиваться. Тогда же в психологии стали создаваться и применяться различные технические приборы и устройства для экспериментальных научных исследований. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, в конце - радио-, видеоаппаратура, персональные компьютеры.
В настоящее
время в психологии активно применяют
методы математической статистики и
математического анализа. Но, несмотря
на математизацию и
Глава 1 Методы исследования в психологии
1.1 Методы научных исследований: понятие и характеристика
Методы научных исследований -- это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. До второй половины Х1Х в. психология в основном использовала методы самонаблюдения (интроспекции), умозрительные рассуждения, наблюдение за поведением других людей.
Важную положительную роль в истории психологии сыграли анализ и разумное обобщение жизненных фактов. Они по-служили основой для построения первых научных теорий, объ-ясняющих сущность психологических феноменов и человече-ского поведения. Однако субъективизм этих методов, их недо-статочная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкс-периментальной наукой, способной предполагать, но не дока-зывать причинно-следственные связи, существующие между пси-хическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабо-раторного эксперимента и измерения. Попытки количествен-ной оценки психологических явлений предпринимаются начи-ная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попы-ток было открытие и формулировка серии законов, связываю-щих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. [7]
Сюда же следует
отнести и начальный этап развития
диффе-ренциально-
Впоследствии, уже
в XX в., тенденция использования мате-
С конца 80-х годов
XIX в. в психологии стали создаваться
и применяться специальные
Наряду с математизацией и технизацией исследований в пси-хологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как на-блюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значе-ния несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для ис-следования таких тонких явлений, которыми занимается пси-хология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неопи-суемо с помощью точных математических формул. Самонаблю-дение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощу-щениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт. [10]
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролиро-вать при помощи иных, более объективных методов, в частно-сти математических расчетов.
В таблице 1 представлены методы, которые используются в со-временной психологии для сбора так называемых первичных дан-ных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.
В настоящее время ученые используют в своей работе комплекс методов исследования, который состоит, как правило, из нескольких блоков методик. Комплексы своих методик имеет возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология и др. При этом методики перекликаются друг с другом, одна отрасль психологической науки использует методики других отраслей психологии и пограничных с психологией наук.
Общая психология в основном использует методы, необходимые для изучения когнитивных процессов и личности, направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи и др. В возрастной психологии эти методы адаптируются к возрасту испытуемых.
Таблица 1
Основные методы
психологических исследований их варианты,
применяемые для сбора
Основной метод | Вариант основного метода | |
Наблюдение | Внешнее (наблюдение со стороны) | |
Внутреннее (самонаблюдение) | ||
Свободное | ||
Стандартизированное | ||
Включенное | ||
Стороннее | ||
Опрос | Устный | |
Письменный | ||
Свободный | ||
Стандартизированный | ||
Тесты | Тест-опросник | |
Тест-задание | ||
Проективный тест | ||
Эксперимент | Естественный | |
Лабораторный | ||
Моделирование | Математическое | |
Логическое | ||
Техническое | ||
Кибернетическое |
Дифференциальная психология использует методы для изучения индивидуальных различий людей. Так, например, метод близнецов, получил широкое применение. При помощи его исследуются сходство и различие между гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, позволяющие приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии -- об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.
Социальная психология
изучает межличностные
1.2 Методы статистической обработки результатов психологических исследований
Как бы ни были разнообразны цели и методы пси-хологических исследований, получаемые в итоге данные всегда представляют собой результаты измерений различных психи-ческих явлений (процессов, состояний, свойств). Под измерением обычно понимают процедуру приписывания чисел объектам изу-чения в соответствии с определенными правилами. Измерение -- один из краеугольных камней любой науки, поскольку приписывание чисел объектам позволяет совершать над ними различные опера-ции, например: сравнивать объекты по тому или иному признаку, выраженному числом, классифицировать их и т. д.
Измерения в психологии имеют свою специфику. В качестве объектов, которым в процессе измерения приписываются числа, выступают не сами по себе психические явления (образы, мысли, чувства, мотивы и т. д.), а различные «единицы» поведения и де-ятельности (внешние действия, высказывания и т. д.) и физиоло-гические реакции. Именно на основе анализа качественных и ко-личественных характеристик действий, высказываний и т. д. ис-следователь судит о стоящих за ними и проявляющихся в них пси-хических явлениях. Такие качественные и количественные харак-теристики называют показателями.
В реальной жизни самое простое действие (и, конечно, регу-лирующее его и проявляющееся в нем психическое явление) обуслов-лено большим количеством одновременно действующих факторов, часть которых практически не поддается контролю даже в усло-виях строгого лабораторного эксперимента. Поэтому подавляющее большинство используемых в психологии показателей представля-ют собой случайные величины, т. е. такие величины, которые с оп-ределенными вероятностями могут принимать некоторое множест-во числовых значений.
Известно, что научные выводы базируются не на единичном факте, а на достаточно мощном их множестве. Для получения такого множества фактов необходимо многократное по-вторение измерений того или иного показателя. В результате образуется довольно пестрая картина числовых значений измерен-ного показателя. Чтобы вскрыть в полученном числовом материале определенные закономерности и сделать продуктивные, обоснован-ные выводы, необходима его специальная обработка с помощью методов математической статистики.