Методы исследования в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:43, реферат

Краткое описание

Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука -- психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
• Глава 1 Методы исследования в психологии 4
o 1.1 Методы научных исследований: понятие и характеристика 4
o 1.2 Методы статистической обработки результатов психологических исследований 8
• ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
o 2.1 Общая характеристика эмпирических методов 10
o 2.2 Наблюдение как метод практической психологии 17
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 21

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 100.95 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • Глава 1 Методы исследования в психологии 4
    • 1.1 Методы научных исследований: понятие и характеристика 4
    • 1.2 Методы статистической обработки результатов психологических исследований 8
  • ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
    • 2.1 Общая характеристика эмпирических методов 10
    • 2.2 Наблюдение как метод практической психологии 17
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 21

ВВЕДЕНИЕ

Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете  человек, столько он пытается разобраться  в себе самом и в том, что  происходит с окружающими его  людьми. Ответы на многочисленные вопросы  ищет не только он сам, но и целая  наука -- психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны. Помимо этого, они труднодоступны для изучения. Именно в связи с этим успехи в психологии на протяжении ее долгой и трудной истории напрямую зависели от совершенства применяемых методов исследования.

В психологии сведены  в единую систему методы различных  наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и медицины, биологии и истории -все они нашли себе применение. Благодаря использованию методов естественных и точных наук психология во второй половине XIX в. получила статус самостоятельной науки и начала активно развиваться. Тогда же в психологии стали создаваться и применяться различные технические приборы и устройства для экспериментальных научных исследований. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, в конце - радио-, видеоаппаратура, персональные компьютеры. 

В настоящее  время в психологии активно применяют  методы математической статистики и  математического анализа. Но, несмотря на математизацию и компьютеризацию  процесса исследования личности, многие методы естественных и точных наук не годятся для изучения таких  явлений, как агрессия, чувство симпатии или антипатии, поведение человека в коллективе. В этом случае традиционные методы сбора научной информации не утратили своей актуальности. К  ним относятся самые разнообразные  методы, в т. ч. и самые известные  методы в психологии: наблюдение, самонаблюдение, опрос и некоторые другие.[2]

Глава 1 Методы исследования в психологии

1.1 Методы научных  исследований: понятие и характеристика

Методы научных  исследований -- это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. До второй половины Х1Х в. психология в основном использовала методы самонаблюдения (интроспекции), умозрительные рассуждения, наблюдение за поведением других людей.

Важную положительную  роль в истории психологии сыграли  анализ и разумное обобщение жизненных  фактов. Они по-служили основой для построения первых научных теорий, объ-ясняющих сущность психологических феноменов и человече-ского поведения. Однако субъективизм этих методов, их недо-статочная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкс-периментальной наукой, способной предполагать, но не дока-зывать причинно-следственные связи, существующие между пси-хическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать  ее настоящей, более или менее  точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей  явления было связано с внедрением в нее лабо-раторного эксперимента и измерения. Попытки количествен-ной оценки психологических явлений предпринимаются начи-ная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попы-ток было открытие и формулировка серии законов, связываю-щих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. [7]

Сюда же следует  отнести и начальный этап развития диффе-ренциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже  в XX в., тенденция использования мате-матических моделей и расчетов получила широкое распростра-нение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое иссле-дование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться  и применяться специальные технические  приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных  ис-следований. Пионером в этом отношении явился немецкий уче-ный В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устрой-ства позволяли исследователю ставить и проводить контроли-руемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воз-действия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно про-стые технические устройства, в основном механические. В на-чале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях ис-пользуются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в пси-хологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как на-блюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значе-ния несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для ис-следования таких тонких явлений, которыми занимается пси-хология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неопи-суемо с помощью точных математических формул. Самонаблю-дение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощу-щениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт. [10]

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролиро-вать при помощи иных, более объективных методов, в частно-сти математических расчетов.

В таблице 1 представлены методы, которые используются в со-временной  психологии для сбора так называемых первичных дан-ных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

В настоящее  время ученые используют в своей  работе комплекс методов исследования, который состоит, как правило, из нескольких блоков методик. Комплексы  своих методик имеет возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология и др. При  этом методики перекликаются друг с  другом, одна отрасль психологической  науки использует методики других отраслей психологии и пограничных с психологией  наук.

Общая психология в основном использует методы, необходимые  для изучения когнитивных процессов  и личности, направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи и др. В возрастной психологии эти методы адаптируются к возрасту испытуемых.

 

Таблица 1

Основные методы психологических исследований их варианты, применяемые для сбора первичных  данных

Основной  метод Вариант основного  метода  
Наблюдение Внешнее (наблюдение со стороны)  
  Внутреннее (самонаблюдение)  
  Свободное  
  Стандартизированное  
  Включенное  
  Стороннее  
Опрос Устный  
  Письменный  
  Свободный  
  Стандартизированный  
Тесты Тест-опросник  
  Тест-задание  
  Проективный тест  
Эксперимент Естественный  
  Лабораторный  
Моделирование Математическое  
  Логическое  
  Техническое  
  Кибернетическое  

Дифференциальная  психология использует методы для изучения индивидуальных различий людей. Так, например, метод близнецов, получил широкое  применение. При помощи его исследуются  сходство и различие между гомозиготными  и гетерозиготными близнецами и  делаются выводы, позволяющие приблизиться к решению одной из важнейших  проблем возрастной психологии -- об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Социальная психология изучает межличностные отношения  в группах- применяя для этого методы социально-психологические методы (наблюдение, опрос, социально-психологический эксперимент, социометрические методы). [16]

1.2 Методы статистической  обработки результатов  психологических  исследований

Как бы ни были разнообразны цели и методы пси-хологических исследований, получаемые в итоге данные всегда представляют собой результаты измерений различных психи-ческих явлений (процессов, состояний, свойств). Под измерением обычно понимают процедуру приписывания чисел объектам изу-чения в соответствии с определенными правилами. Измерение -- один из краеугольных камней любой науки, поскольку приписывание чисел объектам позволяет совершать над ними различные опера-ции, например: сравнивать объекты по тому или иному признаку, выраженному числом, классифицировать их и т. д.

Измерения в  психологии имеют свою специфику. В качестве объектов, которым в процессе измерения приписываются числа, выступают не сами по себе психические явления (образы, мысли, чувства, мотивы и т. д.), а различные «единицы» поведения и де-ятельности (внешние действия, высказывания и т. д.) и физиоло-гические реакции. Именно на основе анализа качественных и ко-личественных характеристик действий, высказываний и т. д. ис-следователь судит о стоящих за ними и проявляющихся в них пси-хических явлениях. Такие качественные и количественные харак-теристики называют показателями.

В реальной жизни  самое простое действие (и, конечно, регу-лирующее его и проявляющееся в нем психическое явление) обуслов-лено большим количеством одновременно действующих факторов, часть которых практически не поддается контролю даже в усло-виях строгого лабораторного эксперимента. Поэтому подавляющее большинство используемых в психологии показателей представля-ют собой случайные величины, т. е. такие величины, которые с оп-ределенными вероятностями могут принимать некоторое множест-во числовых значений.

Известно, что  научные выводы базируются не на единичном  факте, а на достаточно мощном их множестве. Для получения такого множества  фактов необходимо многократное по-вторение измерений того или иного показателя. В результате образуется довольно пестрая картина числовых значений измерен-ного показателя. Чтобы вскрыть в полученном числовом материале определенные закономерности и сделать продуктивные, обоснован-ные выводы, необходима его специальная обработка с помощью методов математической статистики.

Информация о работе Методы исследования в психологии