Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:43, реферат
Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука -- психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны.
ВВЕДЕНИЕ 3
• Глава 1 Методы исследования в психологии 4
o 1.1 Методы научных исследований: понятие и характеристика 4
o 1.2 Методы статистической обработки результатов психологических исследований 8
• ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
o 2.1 Общая характеристика эмпирических методов 10
o 2.2 Наблюдение как метод практической психологии 17
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 21
Итак, отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его. Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов является то, что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его.
Экспериментальные методы.
В отличие от
не экспериментальных и
а) организацию
специальных условий
б) изменение этих условий в ходе исследования.
Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.
В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:
естественный (полевой) эксперимент;
моделирующий эксперимент;
лабораторный эксперимент.
1. Естественный(полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.
Достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.
2. Моделирующий
эксперимент. При проведении
3. Лабораторный эксперимент- особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету предмету психологического исследования.
Формирующие методы.
Все описанные выше исследовательские методы (неэкспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.
Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов.
К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей:
преобразующий эксперимент,
психолого-педагогический эксперимент,
формирующий эксперимент,
экспериментально-генетический метод,
метод поэтапного формирования и т.п.
Использование
формирующих исследовательских
методов связано с перестройкой
определенных характеристик учебно-
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
длительный, пролонгированный эксперимент;
эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.
Таким образом,
формирующий эксперимент
В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.
Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента.
Список литературы
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.
В.А. Крутецкий. “Психология” Москва “Просвещение” 1986г.
Л.А. Венгер, В.С. Мухина “Психология” Москва “Просвещение” 1988г.
Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.
Введение......................
Основная часть................
А. не экспериментальные психологические методы........4
1. наблюдение
2. анкетирование
3. беседа
4. «архивный метод»
5. контент-анализ
6. монографический метод
Б. диагностические методы..................10
1. тест (различные виды тестов)
В. экспериментальные методы................13
1. естественный
2. моделирующий
3. лабораторный
Г. формирующие методы..................14
Заключение....................
Список использованной литературы...............17
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих
данных использует целый арсенал научных методов.
Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев
Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле:
факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные
факты. Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом
исследовании фактов имевшейся до данного эмпирического исследования его
схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой
реальности и т.п. И подобную взаимосвязь полученных в исследовании фактов с
предварительными представлениями исследователя об изучаемых феноменах и,
соответственно, с используемыми методами можно проследить во всех
психологических направлениях. Поэтому проблема методологии (средств)
психологического познания является одной из самых существенных и обсуждаемых
проблем психологии.
Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического
исследования. Например Г. Пирьов, разделил "методы" на:
собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);
методические приемы;
методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в "Основах общей психологии" в
качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент.
Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее" (самонаблюдение),
эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс
вспомогательный метод - физиологический эксперимент в его основной
модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы
изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в
генетической психологии Жан Пиаже (1896-1980)) и анкету. Естественно, время
обусловило особенности этой классификации. Так, "родственно-идеологические"
связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная
близость с педагогикой и физиологией вознаградилась включением методов этих
наук в психологический перечень.
Основная часть