Методы исследования в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:43, реферат

Краткое описание

Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука -- психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
• Глава 1 Методы исследования в психологии 4
o 1.1 Методы научных исследований: понятие и характеристика 4
o 1.2 Методы статистической обработки результатов психологических исследований 8
• ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
o 2.1 Общая характеристика эмпирических методов 10
o 2.2 Наблюдение как метод практической психологии 17
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 21

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 100.95 Кб (Скачать)

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь  маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические  проблемы. Многие психологи считают  недопустимым проведение исследований "методом обмана", когда его  цели скрываются от исследуемых людей  иили когда испытуемые не знают, что они - объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций. 

Модификацией  метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является "трудовой метод", который очень  часто использовали зарубежные и  отечественные психологи в 20-30-х  годах нашего века. 

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным  или дискретным, фронтальным или  выборочным и т.п. 

Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые  и более или менее упорядоченные  дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и  в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей. 

Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описаниянаиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности. 

Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь  все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем  больше, чем сильнее наблюдатель  стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п. А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.

Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную  оценку происходящему.

Ошибка центральной  тенденции. Наблюдатель стремится  давать усердную оценку наблюдаемому поведению.

Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается  по беглости речи).

Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у  наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Ошибка первого  впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства  извне в ситуацию, когда нужно  получить целостную картину происходящего  и отразить поведение индивидов  во всей полноте. Наблюдение может выступать  в качестве самостоятельной процедуры  и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми  в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

2. Анкетирование,  как и наблюдение, является одним  из наиболее распространенных  исследовательских методов в  психологии. Анкетирование обычно  проводится с использованием  данных наблюдения, которые (наряду  с данными, полученными при  помощи других исследовательских  методов) используются при составлении  анкет. 

Существуют три  основных типа анкет, применяемых в  психологии:

это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств  испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения  школьников к своему возрасту, использован  такой вопрос: "Предпочитаете  стать взрослым теперь же, сразу, или  хотите остаться ребенком и почему?";

это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых  ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения  учащегося к различным учебным  предметам можно использовать такой  вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.;

это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать  наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в  баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно  предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 - уверено да;

4 - больше да, чем нет; 

3 - не уверен, не знаю;

2 - больше нет,  чем да;

1 - уверенно нет. 

Между этими  тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они  являются лишь различными модификациями  метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.  

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое  получение массового материала, что позволяет проследить ряд  общих изменений в зависимости  от характера учебно-воспитательного  процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и  вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю  представления о многих закономерностях  и причинных зависимостях, относящихся  к психологии. Анкетирование - это  средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы  компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских  методов, а также проводить повторные  анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.  

3. Беседа - специфичный  для психологии метод исследования  человеческого поведения, так  как в других естественных  науках коммуникация между субъектом  и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в  ходе которого один человек  выявляет психологические особенности  другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и  направлений широко используют  ее в своих исследованиях. Достаточно  назвать Пиаже и представителей  его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и  т.д. 

Беседа включается как дополнительный метод в структуру  эксперимента на первом этапе, когда  исследователь собирает первичную  информацию об испытуемом, дает ему  инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи  различают клиническую беседу, составную  часть "клинического метода", и  целенаправленный опрос "лицом к  лицу" - интервью. 

Содержание бесед  можно протоколировать полностью  или выборочно в зависимости  от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.  

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных  сведений об испытуемых, делает этот метод  очень эффективным средством  психологического исследования. Поэтому  желательно, чтобы беседа проводилась  с учетом данных, полученных при  помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

4.. Монографический  метод Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований. 

Обычно в психологических  исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор  различных методов, которые взаимно  контролируют и дополняют друг друга.

Диагностические методы.

К диагностическим  исследовательским методам относятся  различные тесты, т.е. методы, позволяющие  исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а  также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых  выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств  и характеристик испытуемых. 

1. Тест- стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.  

Использование определенных и конкретных тестов в  психологии наиболее отчетливо проявляет  общие теоретические установки  исследователя и всего исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются обычно как  средство выявления и измерения  врожденных интеллектуальных и характерологических  особенностей испытуемых. В отечественной  психологии различные диагностические  методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития этих психологических особенностей. Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотносится с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических мер. 

Необходимость абсолютно точного соблюдения инструкции и использования однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно существенное ограничение  на широкое использование диагностических  методов в большинстве прикладных областях психологической науки. В  силу этого ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического обследования требует от исследователя  специальной (психологической) подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой тестовой методики, но и способами научного анализа полученных данных. 

Основным недостатком  большинства диагностических методик  является осознание испытуемым искусственной  ситуации обследования, которое часто  приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.  

Достоинство диагностических  методов состоит в очень широком  спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью  данных методов, - от исследования степени  овладения дошкольниками различными персептивными и мыслительными  действиями и некоторыми предпосылками  формирования операционально-технической  стороны учебной деятельности и  выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений. 

Информация о работе Методы исследования в психологии