Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:43, реферат
Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука -- психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны.
ВВЕДЕНИЕ 3
• Глава 1 Методы исследования в психологии 4
o 1.1 Методы научных исследований: понятие и характеристика 4
o 1.2 Методы статистической обработки результатов психологических исследований 8
• ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
o 2.1 Общая характеристика эмпирических методов 10
o 2.2 Наблюдение как метод практической психологии 17
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 21
разнообразные исследовательские задачи.
3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -
предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной
специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся
также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно
при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций,
реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при
изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций
и т.п.). Лабораторный
эксперимент более
психологического исследования.
Г. Формирующие методы.
Все описанные выше исследовательские методы (неэкспериментальные,
диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером:
описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно
сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных
рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического
развития.
Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного
изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая
принципиально новая исследовательская цель требует применения особых,
формирующих методов.
К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные
разновидности так
называемого социального
выступает определенная группа людей:
преобразующий эксперимент,
психолого-педагогический эксперимент,
формирующий эксперимент,
экспериментально-генетический метод,
метод поэтапного формирования и т.п.
Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению Василия
Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование особенностей тех
или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование,
воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность".
Использование формирующих
исследовательских методов
определенных характеристик
учебно-воспитательного
влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и
характерологические особенности испытуемых. По существу, данный
исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого
экспериментального контекста для использования всех других методов
психологии.
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния
различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его
ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
длительный, пролонгированный эксперимент;
эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной
общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной,
детской, педагогической и других отраслях);
эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков,
психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др.
И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это
можно организовать.
Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой
психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя
и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов,
приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и
характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих
характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей
психологии выявляет резервы психического развития и одновременно
конструирует, создает
новые психологические
формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов
психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно
формировать особенности таких психических процессов, как восприятие,
внимание, память, мышление.
В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии
изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они
утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими
или, точнее, трансформирующими.
Ведущим типом
экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.
Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается в
особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой
является образование нового комплекса исследовательских методов -
формирующего эксперимента.
Итак, в этой работе рассмотрены основные методы психологических исследований
и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят в своих трудах
множество вариантов классификации этих методов. Результатом анализа стал этот
реферат, который по мнению автора отражает наиболее доступную и полную
картину по данной теме.
Список использованной литературы
Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов
факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и
020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское
психологическое общество, 1999.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию
личности.- М.: Просвещение, 1985.
Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и
доп. - М.: 1990.
Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных
заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические
указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов
психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 -
"Психология". - М.: Российское психологическое общество, 1999.
Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск
ун-та, 1988.