Методы исследования в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:43, реферат

Краткое описание

Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука -- психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
• Глава 1 Методы исследования в психологии 4
o 1.1 Методы научных исследований: понятие и характеристика 4
o 1.2 Методы статистической обработки результатов психологических исследований 8
• ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
o 2.1 Общая характеристика эмпирических методов 10
o 2.2 Наблюдение как метод практической психологии 17
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 21

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 100.95 Кб (Скачать)

разнообразные исследовательские  задачи.

     3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -

предполагает проведение исследований в психологической  лаборатории, оснащенной

специальными приборами  и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся

также наибольшей искусственностью экспериментальных  условий, применяется обычно

при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций,

реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и  гораздо реже - при

изучении более  сложных психических явлений (процессов  мышления, речевых функций

и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует  предмету предмету

психологического  исследования.

    

                          Г. Формирующие методы.                         

Все описанные  выше исследовательские методы (неэкспериментальные,

диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером:

описанию измерению  и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно

сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в  узких и искусственных

рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического

развития.

Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного

изменения наличного  предмета исследования, задачи формирования. Такая

принципиально новая  исследовательская цель требует  применения особых,

формирующих методов.

К формирующим  исследовательским методам в  психологии относятся различные

разновидности так  называемого социального эксперимента, объектом которого

выступает определенная группа людей:

преобразующий эксперимент,

психолого-педагогический эксперимент,

формирующий эксперимент,

экспериментально-генетический метод,

метод поэтапного формирования и т.п.

Основной и главной  чертой всех этих методов является, по определению Василия

Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование  особенностей тех

или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование,

воспроизведение в особых условиях, что позволяет  раскрыть их сущность".

Использование формирующих  исследовательских методов связано  с перестройкой

определенных характеристик  учебно-воспитательного процесса и  выявлением

влияния этой перестройки  на возрастные, интеллектуальные и

характерологические особенности испытуемых. По существу, данный

исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого

экспериментального  контекста для использования  всех других методов

психологии.

Формирующий эксперимент  часто используется в целях сопоставления  влияния

различных обучающих  программ на психическое развитие испытуемых.

     Формирующий эксперимент это:

массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это  значит, что его

ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);

длительный, пролонгированный эксперимент;

эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той  или иной

общетеоретической концепции в определенной области  психологии (возрастной,

детской, педагогической и других отраслях);

эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков,

психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др.

И поэтому это  есть эксперимент, протекающий в  особых учреждениях, где все это

можно организовать.

Таким образом, формирующий  эксперимент является существенной перестройкой

психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя

и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов,

приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и

характерологических особенностей испытуемых. Именно в  силу этих своих

характеристик данный тип исследовательских методов  различных отраслей

психологии выявляет резервы психического развития и  одновременно

конструирует, создает  новые психологические особенности  испытуемых. Поэтому

формирующие и  обучающие эксперименты входят в  особую категорию методов

психологического  исследования и воздействия. Они  позволяют направленно

формировать особенности  таких психических процессов, как  восприятие,

внимание, память, мышление.

В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии

изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские  методы: они

утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими

или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в

экспериментальной области психологии становится формирующий  эксперимент.

Итак, развитие методического  арсенала современной психологии заключается  в

особой консолидации всех исследовательских методов, результатом  которой

является образование  нового комплекса исследовательских  методов -

формирующего эксперимента.

                                Заключение                               

Итак, в этой работе рассмотрены основные методы психологических  исследований

и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят в своих трудах

множество вариантов  классификации этих методов. Результатом  анализа стал этот

реферат, который по мнению автора отражает наиболее доступную и полную

картину по данной теме.

    

              Список использованной литературы             

Хрестоматия по курсу  введение в психологию. Учебное пособие  для студентов

факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и

020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское

психологическое общество, 1999.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную  психологию

личности.- М.: Просвещение, 1985.

Практикум по общей  психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и

доп. - М.: 1990.

Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных

заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.

Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические

указания к курсу: Учебно-методическое пособие для  студентов факультетов

психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 -

"Психология". - М.: Российское психологическое  общество, 1999.

Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск

ун-та, 1988.

Информация о работе Методы исследования в психологии