Методы исследования в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:43, реферат

Краткое описание

Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука -- психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
• Глава 1 Методы исследования в психологии 4
o 1.1 Методы научных исследований: понятие и характеристика 4
o 1.2 Методы статистической обработки результатов психологических исследований 8
• ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
o 2.1 Общая характеристика эмпирических методов 10
o 2.2 Наблюдение как метод практической психологии 17
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 21

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 100.95 Кб (Скачать)

Наиболее часто  встречающиеся на практике типовые  задачи обработки данных:

Замена множества  числовых значений измеряемого показате-ля двумя обобщенными величинами, выражающими наиболее ти-пичное значение показателя и степень разброса значений отно-сительно него, и их статистическое оценивание.

Определение статистической достоверности различий между двумя  однородными показателями.

Определение меры связи между двумя показателями и оце-нивание ее статистической достоверности. [1]

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Общая характеристика  эмпирических методов

Основными методами получения психологической информации являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение -- древнейший метод познания. Житейское наблюдение каждый человек использует в своей повседневной жизни. Однако от обыденного (житейского) наблюдения научное наблюдение отличается целенаправленностью, четкой схемой и заданностью единиц наблюдения (что воспринимать) и не менее четкой фиксацией результатов восприятия.

НАБЛЮДЕНИЕ -- один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях. [15]

Необходимые условия  для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов  наблюдения, построение гипотезы, объясняющей  наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

Принято различать  включенное и невключенное наблюдение. Включенное характеризуется тем, что наблюдатель включен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Тем самым во многом снимается негативный эффект влияния личности наблюдателя, особенно если он прибегает к скрытому типу наблюдения, когда люди не догадываются, что за ними ведется наблюдение. Невключенное, внешнее наблюдение ведется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым. В лабораторных условиях наблюдатель может размещаться за стеклом, прозрачном в одном направлении. В полевых условиях скрытое наблюдение осуществлять намного сложнее. Правда, миниатюрные технические средства, в частности видеокамеры, позволяют осуществлять наблюдение скрытой камерой. Но здесь возникает ряд этических проблем. Скрытое наблюдение нарушает права личности. Поэтому этика психолога требует информировать объект о наблюдении.

По степени  стандартизации (формализации) различают  неформализованное (полусвободное) и  формализованное наблюдение. Если в неформализованном наблюдении фокусировка на эмпирические индикаторы изучаемого явления нечеткая, то в формализованном имеет место чрезвычайно подробное выделение единиц наблюдения, восприятие и фиксация которых свидетельствует о наличии того или иного социально-психологического явления и его характеристиках. В полусвободном наблюдении результаты фиксируются в журнале наблюдения или регистрации в свободной форме. В формализованном результаты, как правило, фиксируются в специальной карточке, в которой каждой единице наблюдения отведено свое место, в наблюдатели только фиксируют выделенные единицы и никакие другие. [7]

Выделяют также  полевое и лабораторное наблюдение. Соответственно и поведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значительно изменяться.

Процедура наблюдения складывается из следующих этапов.

1. Определение  цели (для чего наблюдать?).

2. Выбор объекта,  предмета и ситуации (что наблюдать?).

3. Выбор способа  наблюдения, наименее влияющего  на исследуемый объект и наиболее  обеспечивающего сбор необходимой  информации (как наблюдать?).

4. Выбор способа  регистрации наблюдаемого (как вести  записи?).

5. Обработка  и интерпретация полученной информации (каков результат?).

В условиях педагогической деятельности наблюдение всегда доступно педагогу. Однако для того, чтобы  данный метод давал достоверную  и разностороннюю информацию педагог  должен развиваться в себе соответствующие  навыки и качества.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum - проба, опыт) - один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. [4]

В зависимости  от условий проведения различают  лабораторный и естественный эксперимент. В естественном эксперименте условия  задаются независимыми от исследователя  факторами. Исследователь лишь их выделяет и учитывает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.

В зависимости  от влияния исследователя на изучаемый  предмет выделяют формирующий и  констатирующий эксперимент. В случае формирующего эксперимента на изучаемый  объект оказывается воздействие, а  в случае констатирующего -- простое фиксирование изменений, происходящих независимо от экспериментатора.

Общие правила  проведения лабораторного эксперимента:

¦ введение экспериментатором  независимых переменных и контроль за воздействием на испытуемых (контроль за изменением зависимых переменных);

¦ выделение  контрольной и экспериментальной  групп для сравнения эффекта  воздействия на испытуемых.

Лабораторный  эксперимент проводится в специальных  условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что  проводится эксперимент, хотя до конца  истинного смысла эксперимента может  и не знать.

Эксперимент как  метод психологического исследования характеризуется тем, что в нем  целенаправленно и продуманно создается  такая искусственная ситуация, в  которой рассматриваемое свойство выделяется, анализируется и оценивается  лучше всего. Психологи выделяют две разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.

Различие между  естественным и лабораторным экспериментами заключено в определенных условиях, когда изучается поведение человека или проявляются те или иные качества его характера. Условия проведения эксперимента могут быть отдалены или, наоборот, максимально приближены к  действительности. Естественный эксперимент  проводится в основном в обычных  жизненных условиях. В этом случае экспериментатор практически не вмешивается в естественный ход  событий, фиксируя их в том виде, в каком они разворачиваются.

Данные, получаемые в результате естественного эксперимента, наиболее точно соответствуют типичному  жизненному поведению того или иного  человека. Но при этом они не всегда являются точными из-за отсутствия у экспериментатора возможности  строго контролировать влияние всевозможных посторонних факторов на изучаемое  свойство человеческой личности. Лабораторный эксперимент подразумевает создание некоей искусственной ситуации, в  которой, по мнению экспериментатора, изучаемое свойство легче всего  можно пронаблюдать и проанализировать. Результаты, получаемые по окончании лабораторного эксперимента, в отличие от естественного, характеризуются точностью, но уступают в степени естественности.

Основное достоинство  эксперимента заключается в том, что он позволяет надежнее, нежели все остальные методы, сделать  выводы о причинах связи исследуемого явления с другими. Несмотря на это  главное достоинство, эксперимент  как метод исследования в психологии используется реже всего. Это напрямую связано с тем, что организовать и провести отвечающий всем требованиям  эксперимент на практике довольно тяжело. Поэтому перед началом использования  в своей работе эксперимента необходимо пройти специальное обучение.

Кроме основных методов сбора первичной информации используют и другие методы -- тестирование, опрос, биографический метод, анализ результатов деятельности и др. [12]

ТЕСТ -- (от англ. test -- опыт, проба) -- один из методов сбора первичной информации, характеризующийся предъявлением испытуемым системы заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического явления.

Часто тест называют стандартизированным испытанием, подразумевая, что при выполнении его заданий, а также при обработке результатов  должны четко соблюдаться установленные  нормы и правила, что и позволяет  получать достаточно достоверные результаты.

Тестирование  как метод психологического исследования личности осуществляется посредством  тестов. Применяя тесты, можно получить достаточно точную качественную или  количественную характеристику изучаемого явления. От других методов сбора  информации в психологии тест выгодно  отличается тем, что в основе его  лежит четкая процедура сбора  и обработки первичных данных. К разнообразным тестам прибегают  в том случае, если требуется изучить  или сравнить психологию различных  групп людей, дать дифференцированные и сопоставимые оценки. Существует несколько вариантов тестов: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

Тест-опросник представляет собой систему заранее продуманных, тщательно подобранных и проверенных  с точки зрения их надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах  того или иного человека.

В тестах-заданиях испытуемому предлагается выполнить  серию специальных заданий, по итогам которых и судят о наличии  или отсутствии у человека определённого  качества характера. Эти два варианта теста применимы к абсолютно разным группам людей. Различия могут быть в возрасте, профессии, принадлежности к культурам и др.

Существенным  недостатком данного метода исследования личности является то, что испытуемый может сознательно повлиять на результаты, тем самым исказив представления  о себе. Это возможно в том случае, если испытуемый хорошо знаком со структурой предлагаемого теста или способом оценивания его результатов. Помимо этого, тест-опросник и тест-задание  невозможно применить тогда, когда  изучению подлежат такие характеристики и психологические свойства, о  существовании которых испытуемый и не подозревает. [11]

В этих случаях  применяют третий тип - проективные  тесты. Здесь в основе лежит механизм проекции. Согласно этому механизму  испытуемый как бы приписывает неосознаваемые им собственные качества, особенно недостатки, другим людям. В рамках проективного теста психолог вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно  неопределенную ситуацию, которую необходимо произвольно интерпретировать. Например, рассматривая картинки, на которых  изображены люди, занятые неопределенным или непонятным со стороны занятием, испытуемый должен предположить, что  делают эти люди, построить прогноз  их дальнейшей деятельности, продолжить начатый диалог и т. п. А затем  на основании содержательной интерпретации  ответов они судят собственно о психологии отвечающих. Проективные  тесты более подходят для взрослых, тогда как тесты-задания и тесты-опросники - для детей и подростков. Применение проективных тестов требует со стороны  психолога высокой профессиональной квалификации и специальной подготовки.

Итак, тестирование является самым простым и универсальным  методом исследования личности. Его  может проводить как профессиональный психолог (например, проективные тесты, тесты-здания), так и человек, не имеющий  к психологии никакого отношения, но желающий получить знания о себе самом  или об окружающих (например, тест-опросник).

ОПРОС -- метод получения психологической информации, основанный на устном или письменном обращении к человеку с вопросами, содержание которых составляет проблему исследования.

Опрос чаще всего  выступает в виде двух вариантов: анкетирования и интервьюирования. Если опрос проводится письменно  с использованием анкеты, то говорят  об анкетировании, преимущество которого состоит в том, что в нем  одновременно может участвовать  группа лиц. Полученные в ходе анкетирования  данные могут быть статистически  обработаны. В практической деятельности анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет.

Опрос представляет собой метод, в ходе которого человек  отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. У метода опроса есть несколько вариантов: устный, письменный, свободный, стандартизированный. Так же как и метод наблюдения, опрос имеет ряд достоинств и  недостатков. 

Устный опрос  целесообразнее проводить в том  случае, если необходимо вести учет поведения и реакций опрашиваемого  человека. Ответы испытуемого напрямую зависят от личности психолога, его  профессиональной подготовки, а также  от индивидуальных особенностей испытуемого. Проведение опроса требует специального обучения и подготовки, определенных временных затрат, но позволяет глубже проникнуть в психологию человека, нежели письменный опрос.

Информация о работе Методы исследования в психологии