Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:43, реферат
Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука -- психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны.
ВВЕДЕНИЕ 3
• Глава 1 Методы исследования в психологии 4
o 1.1 Методы научных исследований: понятие и характеристика 4
o 1.2 Методы статистической обработки результатов психологических исследований 8
• ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
o 2.1 Общая характеристика эмпирических методов 10
o 2.2 Наблюдение как метод практической психологии 17
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 21
Письменный опрос удобнее в том случае, если изначально требуется охватить большое количество людей. Его наиболее распространенной формой является анкета. Проведение письменного опроса не требует дополнительного специального обучения и невольного участия самого исследователя. Но этот факт и является главным недостатком методики, т. к., применяя анкету, невозможно заранее учесть реакции отвечающего на содержание вопросов, манеру отвечать и прочую сопутствующую информацию. [3]
Свободный опрос является разновидностью устного или письменного опроса и характеризуется тем, что перечень задаваемых вопросов и возможных на них ответов не имеет ограничения. Плюсом данного типа опроса считается возможность произвольно менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, а также получать нестандартные ответы.
Что касается стандартизированного опроса, то он более экономичен по времени и материальным затратам, нежели свободный опрос. Это достигается благодаря тому, что вопросы и характер предполагаемых ответов на них определены заранее и ограничены достаточно узкими рамками.
ИНТЕРВЬЮ -- вид опроса, при котором ставится задача в непосредственном контакте с человеком получить от него ответы на определенные, обычно заранее приготовленные, вопросы.
2.2 Наблюдение как метод практической психологии
Внешнее наблюдение -- это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Этот вариант наблюдения менее субъективен, нежели самонаблюдение. Обычно этот метод применяется в тех случаях, когда наблюдаемые черты характера или способности человека можно с легкостью выделить из общей суммы качеств.
Внутреннее наблюдение,
или самонаблюдение, применяется
тогда, когда перед исследователем
стоит задача изучить интересующее
его явление в так называемом
«чистом виде», т. е. как оно представлено
в его сознании. В рамках внутреннего
наблюдения психолог наблюдает за собственными
чувствами, мыслями, переживаниями, образами
или пользуется подобными данными,
сообщаемыми ему другими
Внутреннее наблюдение -- сложный, максимально субъективный метод исследования личности человека. И оно незаменимо в тех случаях, когда отсутствуют надежные и достоверные внешние признаки исследуемого явления. Иногда внутреннее наблюдение выступает единственным доступным и возможным методом сбора психологических данных.
Свободное наблюдение
как метод сбора
Стандартизированное
наблюдение, в отличие от свободного,
заранее строго распланировано и
четко ограничено в плане того,
что будет наблюдаться. Оно проводится
по определенной и предварительно продуманной
программе, строго следует ей, независимо
от того, что происходит в процессе
самого наблюдения с объектом или
субъектом наблюдения. Стандартизированное
наблюдение целесообразнее всего проводить
тогда, когда исследователь
Стороннее, или невключенное, наблюдение не подразумевает личного участия психолога в изучаемых им процессах или явлениях. [9]
Области применения метода включенного наблюдения -- общая, возрастная, педагогическая и социальная психология. При включенном наблюдении психолог является непосредственным участником в том явлении, исследованием которого он занимается. Существует несколько вариантов включенного наблюдения. К примеру, если психолог занимается исследованием межличностных отношений между людьми, он может включиться сам в общение с наблюдаемыми им особами и в то же время не прекращать наблюдения за складывающимися менаду ними отношениями, а также между ним и наблюдаемыми. Метод включенного наблюдения подходит лишь в том случае, если психологу не под силу оценить и проанализировать то или иное явление, не прочувствовав и «не пропустив» его через себя. Однако в результате личного участия исследователя и возможности оказания им определенного влияния на ход той или иной ситуации происходит некоторое искажение исхода ситуации, а конечные результаты будут носить субъективный отпечаток. Если существует вероятность такого нарушения, то лучше обратиться к стороннему наблюдению, способному более объективно судить о наблюдаемом или каком-либо другом явлении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-психологические
методы исследования имеют своей
целью раскрытие
Методы опроса применяют на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами. Умелое применение методов опроса (беседы, анкетирования, интервью) может дать весьма цен-ные результаты для дальнейшего уточнения изучаемых свойств, выдвиже-ния новых гипотез.
Тесты, т. е. более или менее стандартизирован-ные кратковременные испытания свойств личности, могут быть либо хорошо, либо плохо обоснованными. Хорошо обоснованный тест -- результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют большое научное и практическое значение.
Основное достоинство метода наблюдения состоит в том, что его проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость, то, что наблюдения и фиксации единичных проявлений психических свойств недостаточно для надежных выводов. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что исследователь может специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяе-мых экспериментатором внешних условий. Это преимущество экс-периментального метода объясняет его широкое применение в психо-логии. Основная масса эмпирических факторов в психологии получе-на экспериментальным путем. [8]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.
Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1997.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 1988 г.
Гоноболин Ф.Н. Психология Москва 1986.
Горшков М.К., Шегери Ф.Э. Как провести социологическое исследование. - М.: Политиздат, 1985.
Иванов И.И., Асеев В.Г. Методология и методы психологического исследования//Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1969.
Кузин В.С. Психология / под ред. Б.Ф.Ломова.Учебник.М.: Высш. школа,1982.
Методы психологических исследований// Курс общей психологии. - М.: просвещение, 1992. - Вып. 1.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для вузов: в 3 т. - Т. 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
Немов Р.С. Общие основы психологии, Москва, 1994
Практикум по общей психологии: Учебное пособие/ Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Просвещение, 1990.
Психологическая диагностика: проблемы и исследования. - М., 1981.
Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко. - М.: Педагогика-Пресс, 1997.
Рогов Е.Н. Психология человека, Москва, 1999
Романова В.Я. Психология - М. изд-во МГУ, 1982 г
Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 1999.
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. 100 ответов по психологии. - Р., «МарТ», 2001
Краткий психологический словарь. - М., 1985
Методы психологических исследований
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы- устанавливает законы той области деятельности , которую изучает.
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
Рассмотрим методы психологии исходя из четырех основных позиций:
a)не экспериментальные психологические методы;
б)диагностические методы;
в)экспериментальные методы;
г)формирующие методы.
Не экспериментальные методы
1. Наблюдение
является одним наиболее часто
используемых в психологии
Наблюдением называется
целенаправленное, организованное восприятие
и регистрация объекта. Наблюдение
наряду с самонаблюдением является
старейшим психологическим
Различают несистематическоеи систематическоенаблюдение:
несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;
систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).
Различают "сплошное" и выборочноенаблюдение:
в первом случае
исследователь (или группа исследователей)
фиксирует все особенности
во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.
Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании "закрытых групп" (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.
Есть два варианта включенного наблюдения:
наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;
наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется. В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, "разоблачение" исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.