Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 14:18, курсовая работа
Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику основным понятиям исследования.
3. Выявить условия, при которых исследование методом наблюдения дает наиболее объективные результаты.
4. Обработать результаты исследования, сделать выводы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Наблюдение как исследовательский метод в психологии
1.1.Роль наблюдения в развитии психологии
1.2.Исследование возможностей метода наблюдения
1.3.Личное исследование в наблюдении
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2.Наблюдение как метод исследования в психологии и учебной деятельности
2.1. Описание исследования
2.2.Обоснование и выбор методов и методик
2.3.Представление и анализ результатов исследования
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики и психологии
Дисциплина «общая и экспериментальная психология»
НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Курсовая работа
Выполнил:
Студент группы ПО-13 М.В. Проскурякова
Проверил:
Ст. преподаватель Е.В Мирошниченко
г.Братск 2014
ВВЕДЕНИЕ |
|
ГЛАВА 1. Наблюдение как исследовательский метод в психологии | |
1.1.Роль наблюдения в развитии психологии | |
1.2.Исследование возможностей | |
1.3.Личное исследование в | |
Выводы по первой главе | |
ГЛАВА 2.Наблюдение как метод исследования в психологии и учебной деятельности | |
2.1. Описание исследования | |
2.2.Обоснование и выбор | |
2.3.Представление и анализ | |
Вывод по второй главе | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
ЛИТЕРАТУРА | |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Наблюдение является одним из основных методов в психологии. На него опираются многие естественные науки, контролируя и изучая природные явления. Исследуя восприятие или взаимодействие человека с окружающей средой (на слух, на ощупь, визуально, на вкус), наблюдатель сопоставляет полученные данные и делает объективные В современной психологии наблюдение как метод, широко используется в различных схемах исследований. Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических и экспериментальных процедур. Так же наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой.
Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по теме исследования.
2. Дать
характеристику основным
3. Выявить условия, при которых исследование методом наблюдения дает наиболее объективные результаты.
4. Обработать результаты исследования, сделать выводы
Объект исследования: Наблюдение как исследовательский метод.
Предмет исследования: возможности применения метода наблюдения в практике изучения психологических особенностей личности студентов.
Гипотеза исследования– особенности наблюдения зависят от индивидуальных особенностей личности.
Методологическая основа исследования
Методы исследования
- организационные
методы – сравнительный, заключающийся
в сравнении разных индивидов
по точности и скорости
- эмпирические методы - эксперимент, тестирование;
- методы
обработки данных –
- интерпретационные методы.
Методики исследования:
- методика изучения индивидуальных особенностей наблюдения (А.. Похабов);
- методика
изучения индивидуальных
База исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «БрГУ». Экспериментальную выборку составили студенты ГПФ в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе работы, могут быть использованы при планировании учебного процесса в высшей школе с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст представлен на 30 страницах текста, включает 1 таблицу. Список литературы содержит ?? наименований источников.
1 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Наблюдение считается старейшим психологическим
методом. Научное наблюдение стало широко
применяться, начиная с конца XIX
века,
в областях, где особенное значение имеет
фиксация особенностей поведения человека
в различных условиях, —в клинической, соци
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора
Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение[
Наблюдение (в психологии) - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
• непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
• пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
• сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб. 2000 Также смотри Плюсы и минусы метода наблюдения
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:
1. Вербальное поведение
- содержание речи;
- Продолжительность речи
. -Интенсивность речи и др.
2Невербальное поведение
-Экспрессия лица, глаз, тела
-Выразительные движения и др.
-Перемещения людей
1. Дистанция между людьми
2. Физические воздействия (касания, толчки, удары и др.)
То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Как проводить наблюдение
Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).
При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:
• Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
• Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
• Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
• Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
Этапы исследования методом наблюдения
1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
3. Создание плана наблюдения.
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Собственно наблюдение.
6. Обработка и интерпретация полученной информации.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
1. Пассивность наблюдателя - наблюдатель
не изменяет окружающую
2. Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюде-ния либо по прошествии времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следова¬тельно, и достоверность полученных результатов.
Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности. В некоторых случаях, например при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т. д.), внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует.
При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном естественном общении с ним.
Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки); 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т. д.).
Информация о работе Наблюдение как метод исследования в психологии