Наблюдение как метод исследования в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику основным понятиям исследования.
3. Выявить условия, при которых исследование методом наблюдения дает наиболее объективные результаты.
4. Обработать результаты исследования, сделать выводы

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА 1. Наблюдение как исследовательский метод в психологии
1.1.Роль наблюдения в развитии психологии
1.2.Исследование возможностей метода наблюдения
1.3.Личное исследование в наблюдении
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2.Наблюдение как метод исследования в психологии и учебной деятельности
2.1. Описание исследования
2.2.Обоснование и выбор методов и методик
2.3.Представление и анализ результатов исследования
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_20_05.docx

— 54.36 Кб (Скачать)

.Цель - конкретна и строго определена. Мейман назвал такое наблюдение исследующим или выбирающим. Пример такого наблюдения возьмем из исследования Ж. Пиаже, который рассматривал представление о предмете как прототип познавательного развития в целом. Для изучения одной из стадий развития, на которой ребенок объединяет общее представление о предмете с отношением «внутри», исследователь из всех возможных видов активности ребенка выбрал для наблюдения только манипулятивные игры и только с такими игрушками (предметами), которые имеют доступную снаружи полость. Наблюдения показали, что способность вкладывать предметы друг в друга возникает позднее, чем требуемые для этого моторные навыки. Наблюдения (в сочетании с теорией!) открыли природу тех трудностей, с которыми сталкивается ребенок, пытаясь вложить один предмет в другой: он думал, что два предмета не могут находиться в одном и том же месте одновременно, а теперь узнает, что один предмет может быть внутри другого. Он должен как-то объединить эту информацию и сделать открытие, что два предмета - один внутри другого - подобны одному с точки зрения движения («контейнер» и его содержимое движутся как единое целое), но остаются двумя предметами, которые можно отделить друг от друга..

Цели наблюдения могут отличаться и по степени общности изучаемого вопроса. При этом чем более частной является цель, тем более избирательно наблюдение и тем больше оно определено «сверху», то есть сильнее зависит от предварительных знаний наблюдателя об изучаемой области в целом. Это положение поясняется на примере выделения М.Я. Басовым 3-х уровней целей в исследованиях по детской психологии. 

1. Главная цель - исследование  развития личности ребенка;

2. Цель второго уровня - изучение индивидуальных особенностей  личности отдельного ребенка;

3. Частная цель касается  изучения какой-либо одной стороны  психической жизни ребенка, например, изучение его эмоциональной сферы. 

1.3. Личное исследование в наблюдении

Психологическое исследование не обходится без применения на какой-либо из стадий метода наблюдения, но крайне редко дело ограничивается использованием только лишь этого метода, без подключения других. Изучение сложных психических явлений требует от исследователя, как правило, последовательного применения целого комплекса эмпирических методов познания.

Очень многое зависит, естественно, от наблюдательности - способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности.

Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он лишь увидит множество лиц и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей, теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении слова. Наблюдение, зачем либо, требует особой концентрации и внимания, без этого внимание рассевается и важные детали не запоминаются и успускаются из виду.

 

Выводы по первой главе

 

Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных и др.).

Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходима полнота наблюдения.

других объективных методов психологии.

Как видно, метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкалы рейтинга количественных оценок) способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации.

Метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1. Организация и описание  исследования

 

Наблюдение является одним из основных методов в психологии. На него опираются многие естественные науки, контролируя и изучая природные явления. Исследуя восприятие или взаимодействие человека с окружающей средой (на слух, на ощупь, визуально, на вкус), наблюдатель сопоставляет полученные данные и делает объективные В современной психологии наблюдение как метод, широко используется в различных схемах исследований. Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических и экспериментальных процедур. Так же наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой.

Целью нашего практического исследования является раскрытие разнообразия метода наблюдения.

В связи с этим в практической части своей работы мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать  психологическую литературу по  теме исследования.

2. Дать  характеристику основным понятиям  исследования.

3. Выявить  условия, при которых  исследование  методом наблюдения дает наиболее  объективные результаты.

4. Обработать  результаты исследования, сделать  выводы

В данном исследовании принимали участие студенты первого курса. Всего в эксперименте приняло участие 15 человек.

 

 

 

 

2.2 Обоснование и выбор методов  и методик

 

Методологическая основа исследования:

Методы исследования:

В банк диагностических процедур вошли следующие методики:

Методика 1. « Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением» 

Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность(правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т. п.)

Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования Частая смена настроений, раздражительность.

Мимика, пантомимика Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты мимика и пантомимика не отличаются от обычных В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения голо­вой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция

Движения замедленные, вялые Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно. Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела

Статические позы Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические положения Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами. Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене .' Позы неудобные, частая их смена

Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос Обычная речь Речь более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно

 Речь частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса Вегетативные сдвиги

Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кож­ных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, сла­бости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их. Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный Пульс несколько учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез. Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены

В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оценка 2 балла соответствует обычному — фоновому — эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке; оценка 1 балл недостаточному эмоциональному возбужде­нию (предстартовой апатии); оценка 3 балла — повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения (для многих спортсменов он является оптимальным, соответствующим состоянию готовности); 4 балла — состоянию предстартовой лихорадки, когда внешние проявления эмоций свидетельствуют об их чрезмерной интенсивности.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения

Внешние признаки эмоционального возбуждения

Условия оценка

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения

Чрезмерное эмоциональное возбуждение

Недостаточное эмоционально возбуждение

Поведение

Мимика, пантомимика

Движения

Речь

Вегетативные сдвиги

Сумма баллов

     

 

2.3. Представление и анализ результатов исследования

 

С целью изучения особенностей и возможностей применения метода наблюдения нами использовалась методика……..Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования методикой «…….»

 

 

 


Информация о работе Наблюдение как метод исследования в психологии