Наблюдение как метод исследования в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику основным понятиям исследования.
3. Выявить условия, при которых исследование методом наблюдения дает наиболее объективные результаты.
4. Обработать результаты исследования, сделать выводы

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА 1. Наблюдение как исследовательский метод в психологии
1.1.Роль наблюдения в развитии психологии
1.2.Исследование возможностей метода наблюдения
1.3.Личное исследование в наблюдении
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2.Наблюдение как метод исследования в психологии и учебной деятельности
2.1. Описание исследования
2.2.Обоснование и выбор методов и методик
2.3.Представление и анализ результатов исследования
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_20_05.docx

— 54.36 Кб (Скачать)

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей и/или когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с са¬монаблюдением, является «трудовой метод», который очень часто использовали за¬рубежные и отечественные психотехники в 20-30-х гг. нашего века.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:

1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды  или группа), ситуации;

2) выбирается способ наблюдения  и регистрации данных;

3) строится план наблюдения (ситуации  — объект — время);

4) выбирается метод обработки результатов;

5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может наблюдать: 1) речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т.д.); 2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.; 3) движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и на¬правление движений и пр.); 4) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т. д.).

Главная проблема регистрации результатов наблюдения — категоризация поведенческих актов и параметров поведения. Помимо этого наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой.

Соблюдение операциональной валидности при проведении исследования методом наблюдения всегда вызывает наибольшие сложности. Влияние субъекта исследования — наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей также чрезвычайно велико. При такой фиксации поведения наблюдаемых индивидов можно избежать субъективной оценки, используя (если это позволяют условия) средства регистрации (аудио- или видеозапись). Но субъективную оценку нельзя исключить на этапе вторичной кодировки и интерпретации результатов. Тогда здесь требуется участие экспертов, чьи мнения и оценки «обрабатываются»; вычисляется коэффициент согласованности; к рассмотрению принимаются лишь те случаи, в отношении которых проявляется наибольшая согласованность мнений экспертов.

Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь, все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т. д. и т. п. А. А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление  наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция  всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать  усредненную оценку наблюдаемому  поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного  признака поведения дается на  основании другого наблюдаемого  признака (интеллект оценивается  по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность  наблюдателя выделять у наблюдаемых  черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое  впечатление об индивиде определяет  восприятие и оценку его дальнейшего  поведения.

  

1.2.Исследование возможностей метода  наблюдения

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т. п., взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.

Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:

1)    речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность...);

2)    экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

3)    положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений...);

4)    физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия...).

Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами: 

- целенаправленностью; наблюдатель  должен отчетливо понимать, что  он собирается воспринимать и  для чего, иначе его деятельность  превратится в регистрацию отдельных  ярких и отчетливых второстепенных  раздражителей, а существенный материал  останется неучтенным; 

- систематичностью, которая позволит  достоверно отличить случайное  от типичного, закономерного; 

- планомерностью, так как следование  плану, программе способствует повышению  эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено  наблюдение; когда, где, при каких  условиях; 

- аналитичностью, ведь оно предполагает  не только констатацию наблюдаемых  фактов, но и их объяснение, выявление  психологической природы; 

- регистрацией результатов, что  позволяет исключить сшибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм  выводов и обобщений; 

- оперированием системой однозначных  понятий, специальных терминов, способствующих  четкому и недвусмысленному обозначению  наблюдаемого материала, а также  единообразию возможных интерпретаций.

До сих пор речь шла про общие характеристики психологического наблюдения. Однако данный метод имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Перейдем к вопросу о классификации наблюдений.                        

В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую  среду выделяют два вида наблюдений: 

- включенное, когда имеет место  личное участие наблюдателя в  воспринимаемой и регистрируемой  им деятельности. При этом другие  люди обычно считают его участником  события, а не наблюдателем; 

- стороннее, когда событие происходит  без непосредственного участия  в нем наблюдателя, действующего  как бы «со стороны».

Следует заметить, что в большинстве случаев поведение людей резко изменяется, если они замечают, что стали объектом исследования. Тем самым нарушается требование к сохранению  естественности условий изучаемой деятельности. Но на практике по этическим или иным соображениям далеко не всегда возможно осуществление незаметного для испытуемых изучения их психических особенностей.

Поэтому по характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений: 

- скрытое, при котором люди не  знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или «замаскирован»  под обычного участника событий, то есть его поведение для  окружающих вполне соответствует  ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же  он наблюдает за ними опосредованно, «извне», используя, скажем, зеркало  Гезелла или скрытую видеокамеру);  

- открытое, при котором люди  осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время  они привыкают к присутствию  психолога и начинают вести  себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального  внимания к себе.

Далее, в зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу два вида:  

- внешнее, за поведением других  людей; 

- интроспекцию (от лат. «гляжу внутрь», «всматриваюсь»), то есть самонаблюдение. Результаты последнего в современной  психологии не принимаются на  веру, но учитываются в качестве  фактов, требующих объективного  научного истолкования.

Относительно времени исследования различают наблюдение: 

- однократное, единичное, производимое  только один раз; 

- периодическое,  осуществляемое в течение определенных промежутков времени; 

- лонгитюдное (от англ. «долгота»), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя  и объекта в течение длительного  времени.

По характеру восприятия наблюдение может быть: 

- сплошным, когда исследователь  обращает свое внимание в равной  степени на все доступные ему  объекты; 

- выборочным, когда его интересуют  лишь определенные параметры  поведения или типы поведенческих  реакций (скажем, такие как частота  проявлений агрессии, время взаимодействия  матери и ребенка в течение  дня, особенности речевых контактов  детей и педагогов и т. п.). 

По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на: 

- констатирующее, где задача исследователя - четко зафиксировать наличие  и характеристики значимых форм  поведения, собрать факты; 

- оценивающее, где исследователь  сравнивает факты по степени  их выраженности в каком-либо  диапазоне. При этом он пользуется  шкалой рейтинга, о которой будет  рассказано позднее.

И, наконец, по степени стандартизированности процедур выделяют: 

- свободное или поисковое наблюдение, которое, хотя и связано с определённой  целью, но лишено четких ограничений  в выборе того, на что надо  обращать внимание, какие моменты  фиксировать и т. п. В нем допустимо  изменение предмета исследования  и правил, если возникает в  этом необходимость. Наблюдение  такого вида обычно применяется  на ранних стадиях научной  работы; 

- структурированное или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются  без малейших отступлений от  заранее разработанной программы. При этом четко определены  правила наблюдения, предписано  все содержание исследовательских  действий, введены единообразные  способы регистрации и анализа  данных. Подобное наблюдение обычно  применяется там, где от исследователя  требуется выделять уже известные  и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем  самым, разумеется, в некоторой степени сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов.

Таковы основные виды наблюдения. В качестве тренировки попытаемся, насколько это возможно, охарактеризовать приведенные ниже примеры исследований по всем рассмотренным нами классификационным основаниям.

ПРИМЕР 1. В 60-е годы Джейн Гудолл изучала особенности жизни диких шимпанзе. В процессе исследований наблюдатель обычно тихо сидел в зарослях, пока объекты, привыкнув к нему, не переставали обращать  внимания на странного зрителя и не возвращались к нормальному образу  действий. При этом в нескольких случаях были запечатлены на пленку эпизоды, свидетельствующие о том, что шимпанзе используют и даже изготовляют орудия труда. В частности, очистив от листьев прутик, они медленно опускали «удочку» внутрь термитника. Насекомые, вцепившиеся в чужеродный предмет, извлекались наверх и поедались хитроумными ловцами... (По Я. Линдбладу).

ПРИМЕР 2. Если посторонний наблюдающий просто характеризует подростка из кружка «Умелые руки» как «склонного к сотрудничеству», то «работающий» на соседнем станке психолог фиксирует, что этот подросток  в течение одного занятия пять раз одолжил другим членам кружка свой инструмент, восемь раз оказал помощь и два раза обратился за помощью сам. Кроме того, поведение наблюдаемого сопоставляется с количественно выраженными аналогичными характеристиками поведения окружающих его людей. (По К. Ингенкампу). 

ПРИМЕР 3. В известном исследовании К. Левина испытуемые находились 10-15 минут в пустой комнате, ожидая, что за ними вот-вот зайдут, и не подозревали о проводившемся наблюдении. Каждый из них, оказавшись в такой ситуации, начинал рассматривать окружающие вещи; его действия определялись тем, что он видит. Вещи как бы притягивали к себе, обусловливая поведение, которое К. Левин назвал полевым. (По И. Ю. Кулагиной).

Цели наблюдения

1. Цель – экстенсивное  наблюдение с целью получения  наиболее полного описания всех  присущих данной области явлений  и охвата ее целиком:

- наблюдать все, чем проявится  объект, без отбора каких-либо  определенных его проявлений. вообще наблюдать (по М.Я. Басову) выжидательное наблюдение (по Мойману)

Примером такого исследования может служить работа Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой, имевшая целью выявить фактическое поведение и деятельность подростков путем систематического, детального, каждодневного наблюдения учащихся во время уроков, подготовки домашних заданий, пионерской, кружковой работы, различных соревнований, особенностей поведения и взаимоотношений с товарищами, учителями, родителями, фактов, связанных с интересами, планами на будущее, отношением к себе, претензиями и стремлениями, общественной активностью, реакциями на успех и неуспех. Регистрировались оценочные суждения, беседы ребят, споры, реплики. Фиксировались даже мелочи. 
Таким образом, общая цель - получить описание всех проявлений новообразования психического развития ребенка в подростковом возрасте обусловила максимально широкий охват всех видов деятельности подростков.

Информация о работе Наблюдение как метод исследования в психологии