Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 14:18, курсовая работа
Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику основным понятиям исследования.
3. Выявить условия, при которых исследование методом наблюдения дает наиболее объективные результаты.
4. Обработать результаты исследования, сделать выводы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Наблюдение как исследовательский метод в психологии
1.1.Роль наблюдения в развитии психологии
1.2.Исследование возможностей метода наблюдения
1.3.Личное исследование в наблюдении
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2.Наблюдение как метод исследования в психологии и учебной деятельности
2.1. Описание исследования
2.2.Обоснование и выбор методов и методик
2.3.Представление и анализ результатов исследования
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В любом случае важнейшую роль играет личность психолога — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.
Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей и/или когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.
Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с са¬монаблюдением, является «трудовой метод», который очень часто использовали за¬рубежные и отечественные психотехники в 20-30-х гг. нашего века.
Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:
1) определяются предмет
2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
3) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
4) выбирается метод обработки результатов;
5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может наблюдать: 1) речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т.д.); 2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.; 3) движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и на¬правление движений и пр.); 4) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т. д.).
Главная проблема регистрации результатов наблюдения — категоризация поведенческих актов и параметров поведения. Помимо этого наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по поведенческому акту одной категории от другой.
Соблюдение операциональной валидности при проведении исследования методом наблюдения всегда вызывает наибольшие сложности. Влияние субъекта исследования — наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей также чрезвычайно велико. При такой фиксации поведения наблюдаемых индивидов можно избежать субъективной оценки, используя (если это позволяют условия) средства регистрации (аудио- или видеозапись). Но субъективную оценку нельзя исключить на этапе вторичной кодировки и интерпретации результатов. Тогда здесь требуется участие экспертов, чьи мнения и оценки «обрабатываются»; вычисляется коэффициент согласованности; к рассмотрению принимаются лишь те случаи, в отношении которых проявляется наибольшая согласованность мнений экспертов.
Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь, все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т. д. и т. п. А. А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3. Ошибка центральной тенденции.
Наблюдатель стремится давать
усредненную оценку
4. Ошибка корреляции. Оценка одного
признака поведения дается на
основании другого
5. Ошибка контраста. Склонность
наблюдателя выделять у
6. Ошибка первого впечатления. Первое
впечатление об индивиде
1.2.Исследование возможностей
В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.
Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т. п., взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.
Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:
1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность...);
2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);
3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений...);
4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия...).
Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:
- целенаправленностью; наблюдатель
должен отчетливо понимать, что
он собирается воспринимать и
для чего, иначе его деятельность
превратится в регистрацию
- систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;
- планомерностью, так как следование
плану, программе способствует
- аналитичностью, ведь оно предполагает
не только констатацию
- регистрацией результатов, что
позволяет исключить сшибки
- оперированием системой
До сих пор речь шла про общие характеристики
психологического наблюдения. Однако
данный метод имеет множество разновидностей,
выделяемых по тем или иным основаниям.
Перейдем к вопросу о классификации наблюдений.
В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:
- включенное, когда имеет место
личное участие наблюдателя в
воспринимаемой и
- стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны».
Следует заметить, что в большинстве случаев поведение людей резко изменяется, если они замечают, что стали объектом исследования. Тем самым нарушается требование к сохранению естественности условий изучаемой деятельности. Но на практике по этическим или иным соображениям далеко не всегда возможно осуществление незаметного для испытуемых изучения их психических особенностей.
Поэтому по характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:
- скрытое, при котором люди не
знают, что они являются наблюдаемыми.
(Психолог при этом или «
- открытое, при котором люди
осведомлены о производимом
Далее, в зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу два вида:
- внешнее, за поведением других людей;
- интроспекцию (от лат. «гляжу внутрь»,
«всматриваюсь»), то есть самонаблюдение.
Результаты последнего в
Относительно времени исследования различают наблюдение:
- однократное, единичное, производимое только один раз;
- периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени;
- лонгитюдное (от англ. «долгота»),
характеризующееся особой
По характеру восприятия наблюдение может быть:
- сплошным, когда исследователь
обращает свое внимание в
- выборочным, когда его интересуют
лишь определенные параметры
поведения или типы
По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:
- констатирующее, где задача исследователя
- четко зафиксировать наличие
и характеристики значимых
- оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.
И, наконец, по степени стандартизированности процедур выделяют:
- свободное или поисковое
- структурированное или
Таковы основные виды наблюдения. В качестве тренировки попытаемся, насколько это возможно, охарактеризовать приведенные ниже примеры исследований по всем рассмотренным нами классификационным основаниям.
ПРИМЕР 1. В 60-е годы Джейн Гудолл изучала особенности жизни диких шимпанзе. В процессе исследований наблюдатель обычно тихо сидел в зарослях, пока объекты, привыкнув к нему, не переставали обращать внимания на странного зрителя и не возвращались к нормальному образу действий. При этом в нескольких случаях были запечатлены на пленку эпизоды, свидетельствующие о том, что шимпанзе используют и даже изготовляют орудия труда. В частности, очистив от листьев прутик, они медленно опускали «удочку» внутрь термитника. Насекомые, вцепившиеся в чужеродный предмет, извлекались наверх и поедались хитроумными ловцами... (По Я. Линдбладу).
ПРИМЕР 2. Если посторонний наблюдающий просто характеризует подростка из кружка «Умелые руки» как «склонного к сотрудничеству», то «работающий» на соседнем станке психолог фиксирует, что этот подросток в течение одного занятия пять раз одолжил другим членам кружка свой инструмент, восемь раз оказал помощь и два раза обратился за помощью сам. Кроме того, поведение наблюдаемого сопоставляется с количественно выраженными аналогичными характеристиками поведения окружающих его людей. (По К. Ингенкампу).
ПРИМЕР 3. В известном исследовании К. Левина испытуемые находились 10-15 минут в пустой комнате, ожидая, что за ними вот-вот зайдут, и не подозревали о проводившемся наблюдении. Каждый из них, оказавшись в такой ситуации, начинал рассматривать окружающие вещи; его действия определялись тем, что он видит. Вещи как бы притягивали к себе, обусловливая поведение, которое К. Левин назвал полевым. (По И. Ю. Кулагиной).
Цели наблюдения
1. Цель – экстенсивное
наблюдение с целью получения
наиболее полного описания
- наблюдать все, чем проявится объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений. вообще наблюдать (по М.Я. Басову) выжидательное наблюдение (по Мойману)
Примером такого исследования
может служить работа Д.Б. Эльконина и
Т.В. Драгуновой, имевшая целью выявить
фактическое поведение и деятельность
подростков путем систематического, детального,
каждодневного наблюдения учащихся во
время уроков, подготовки домашних заданий,
пионерской, кружковой работы, различных
соревнований, особенностей поведения
и взаимоотношений с товарищами, учителями,
родителями, фактов, связанных с интересами,
планами на будущее, отношением к себе,
претензиями и стремлениями, общественной
активностью, реакциями на успех и неуспех.
Регистрировались оценочные суждения,
беседы ребят, споры, реплики. Фиксировались
даже мелочи.
Таким образом, общая цель - получить
описание всех проявлений новообразования
психического развития ребенка в подростковом
возрасте обусловила максимально широкий
охват всех видов деятельности подростков.
Информация о работе Наблюдение как метод исследования в психологии