Исследование темперамента в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть подходы к исследованию темперамента в психологической науке и провести практическое исследование.
Задачи работы: проанализировать историческое развитие понятия «темперамент» и его основных свойств и характеристик в психологической науке, провести практическое изучение особенностей темперамента дошкольников.

Оглавление

Введение................................................................................................................... 3
Глава 1. Подходы к исследованию темперамента
в психологической науке........................................................................................ 5
1.1. Понятие темперамента в психологии............................................................. 5
1.2. Учение о темпераменте в истории психологии............................................. 7
1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников.................................. 17
Глава 2. Практическое изучение особенностей темперамента детей................ 21
2.1. Описание методов и методик изучения темперамента
детей среднего и старшего дошкольного возраста.............................................. 21
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................. 22
Заключение.............................................................................................................. 31
Список использованной литературы..................................................................... 33
Приложение............................................................................................................. 35

Файлы: 1 файл

Курсовая полностью (до исправления).doc

— 435.00 Кб (Скачать)

 

 

1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников

 

Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивно­сти на стимул при удовлетворении биологических потребностей. У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздраги­вание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие – успокаиваются, одни интен­сивно сосут, а другие – вяло. Различия реакций, которые прояв­ляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства.

В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сфе­ры жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами.

Во-первых, общими зако­номерностями созревания нервной системы и развития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. В-третьих, спе­цифическими закономерностями созревания каждого типа тем­перамента. Но уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности темперамента про­являются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет. Нервная система близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособно­сти, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш пла­чет, выкрикивает обидные слова. Повышенная возбудимость яв­ляется причиной того, что дети под влиянием эмоционально на­сыщенной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные пе­регрузки приводят к разбалансированности поведения. Искусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, определив для него допустимую силу стимула [30, с. 321].

Сниженная работоспособность ведет к быстрому утомлению. Причем оно наступает скорее, если деятельность интересна, пред­полагает частую смену раздражителей, обилие новой информа­ции, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а также проте­кает в слишком многочисленной группе. Переутомление наступа­ет при чересчур сильной и длительной концентрации внимания малыша на каком-либо одном виде деятельности: рисовании, рассматривании картинок. Внешне переутомление проявляется сле­дующим образом: ребенок теряет интерес к работе, становится вялым, безынициативным, невнимательным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. Взрослый, вовремя заметив при­знаки переутомления, дает возможность малышу отдохнуть или чередует разные виды деятельности, лучше – умственную с прак­тической. Он включается в деятельность ребенка и помогает ему быстрее ее завершить, а потом предлагает задание, требующее двигательной активности. Выносливость нервной системы, а вслед за ней и работоспособность возрастают в дошкольном детстве, достигая максимальной величины к семи-восьми годам, а позже почти не меняются.

В первые семь лет жизни для детей характерна слабость про­цессов возбуждения и торможения, что проявляется в малой вы­носливости, быстром утомлении, быстром возникновении охра­нительного торможения, которое затормаживает действия под вли­янием раздражителя. Ребенок на физкультурном празднике нарушает правила, вдруг перестает слышать указания взрослого, уча­ствовать в общей деятельности. Такое поведение – сигнал воспи­тателю о том, что нервная система малыша перегружена и ему требуется отдых. Слабость торможения наиболее ярко наблюдает­ся в двух вариантах. Первый – нарушение запретов. Малыш вы­хватывает игрушку у товарища, залезает в лужу, съедает чужую конфету, хотя знает, что этого нельзя делать. После совершения проступка дошкольник обычно осуждает его. Подобная импуль­сивность поведения особенно выражена в раннем и младшем до­школьном возрасте. По мере взросления возникают сдерживаю­щие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Так, формируемые черты характера – дисци­плинированность, организованность, ответственность – начинают влиять на свойства темперамента, и ребенок сдерживает импуль­сивное желание.

Второй вариант, обусловленный слабостью торможения, – это преждевременные реакции, когда при проведении эстафет, по­движных игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала.

На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребе­нок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в не­устойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен конт­роль за своими действиями, часто меняется настроение, он им­пульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания – к разрушению сформированных культурно-гигиенических навы­ков. Ведь последние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устойчивыми.

Характеристика детей с разными типами темперамента. Указанные выше особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравно­вешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего на­строения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реа­гируют громким смехом, на отрицательные – не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом тем­перамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и на­строения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвини­ков характерна высокая работоспособность, они долго могут за­ниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко пере­ходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают дея­тельность, связанную с двигательной активностью. Навыки фор­мируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Санг­виника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлека­ются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражи­тели, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что прежде всего заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в пере­ключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисцип­линировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кро­потливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необхо­димо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть в оди­ночку и в спокойные игры: режиссерские, настольно-печатные – и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режи­ма дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение таких детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним при­спосабливаются, и сами дети-флегматики плохо сходятся с дру­гими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них ха­рактерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь [30, с. 323].

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышен­ной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ре­бенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавли­вать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движе­ния и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в но­вой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособ­ность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном от­дыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень ти­хая, невыразительная.

 


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ

 

 

2.1. Описание методов и методик изучения темперамента

детей среднего и старшего дошкольного возраста

 

Изучение особенностей детей с помощью комплек­са диагностических методов позволяет педагогам дош­кольного образовательного учреждения получить объективные данные о темпераменте ребёнка, что может стать основой для реализации индивидуального под­хода к каждому ребёнку.

Для проведения исследования можно исполь­зовать комплекс методов:

1)              наблюдение (Б.С.Волков, Н.В.Волкова);

2)              экспериментальная методика «Перенос кубиков» (Ю.А.Самарин);

3)              анкетирование родителей.

Наблюдение проводят индивидуально за каждым ребёнком. При этом используют следующие критерии.

1.               Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необхо­димо быстро действовать:

а)               легко включается в работу;

б)               активно действует;

в)               действует спокойно, без лишних слов;

г)               робко, неуверенно.

2.               Как реагирует ребенок на замечание педагога:

а)               говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же;

б)               не слушает или поступает по-своему;

в)               выслушивает молча;

г)               молчит, обижен, переживает.

3.               Как разговаривает ребёнок с другими детьми в зна­чимых для него ситуациях:

а)               быстро, с жаром, но прислушивается к выска­зыванию других;

б)               быстро, со страстью, но не слушает;

в)               медленно, спокойно, но уверенно;

г)               с большой неуверенностью.

4.               Как ведёт себя в непривычной обстановке:

а)               легко ориентируется, проявляет активность;

б)               активен, проявляет повышенную возбудимость;

в)               спокойно рассматривает окружающее;

г)               робок, растерян.

Критерии: если обнаруживается, что в большин­стве случаев для ребёнка характерны реакции типа а, то можно говорить о преобладании у него черт сангви­ника; б – холерика; в – флегматика; г – меланхолика.

Игровая методика Ю.А.Самарина «Перенос ку­биков».

Цель: выявить характерные реакции ребёнка при ряде неудач, сопровождающих перенос кубиков.

Ребенку дают небольшую лопатку, на поверхность которой одни на другой ставят кубики (3, 4, 5 и т.д.), предлагают пронести эти кубики, держа лопатку в од­ной руке, от одного стола до другого на расстояние около трёх метров, затем повернуться на 180° (продол­жая держать лопаточку в руке), принести обратно и поставить лопаточку с кубиками на стол, не уронив ни одного.

При этом учитывают:

–              силу нервных процессов, работоспособность – сколько времени ребёнок может добиваться успешного выполнения задания как без стимуляции экс­периментатора, так же при его стимуляции;

–              уравновешенность нервных процессов – в какой мере ребёнок способен сдерживать своё недовольство при неудачах, не проявлять его ив в двига­тельной, ни в речевой форме;

–              подвижность нервных процессов – в какой степе­ни быстро включается ребёнок в эту «работу», при­спосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении данной деятельности.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью уточнения типа темперамента Вашего ребенка.

Ис­кренность ответов поможет вам лучше понять Вашего ребенка.

1.               Доводит ли ребенок начатое дело до конца?

2.               Как он реагирует на Ваши замечания?

3.               Как ребенок относится к своим удачам и неуда­чам?

4.               Как он ведет себя в непривычной обстановке (в гостях, среди знакомых ему людей и т, д.)?

5.               Легко ли Ваш ребенок входит в контакт с незнако­мыми взрослыми и сверстниками?

6.               Какие затруднения Вы испытываете при общении с ребенком? 

Благодарим Вас за участие в анкетировании!

 

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

              Исследование темперамента детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе детского сада № 18 г. Витебска (ул. Чкалова, 14-а) с помощью воспитателя старшей группы.

              Выборку исследования составили 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек). Результаты представлены ниже.

Результаты наблюдения по изучению темперамента детей дошкольного возраста с помощью наблюдения.

 

Информация о работе Исследование темперамента в психологии