Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть подходы к исследованию темперамента в психологической науке и провести практическое исследование.
Задачи работы: проанализировать историческое развитие понятия «темперамент» и его основных свойств и характеристик в психологической науке, провести практическое изучение особенностей темперамента дошкольников.
Введение................................................................................................................... 3
Глава 1. Подходы к исследованию темперамента
в психологической науке........................................................................................ 5
1.1. Понятие темперамента в психологии............................................................. 5
1.2. Учение о темпераменте в истории психологии............................................. 7
1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников.................................. 17
Глава 2. Практическое изучение особенностей темперамента детей................ 21
2.1. Описание методов и методик изучения темперамента
детей среднего и старшего дошкольного возраста.............................................. 21
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................. 22
Заключение.............................................................................................................. 31
Список использованной литературы..................................................................... 33
Приложение............................................................................................................. 35
3. Изучение темперамента с помощью анкетирования родителей выявило:
№ | Имя ребенка | Тип темперамента |
1 | Аня | Флегматик |
2 | Виолета | Сангвиник |
3 | Лера | Меланхолик |
4 | Антон | Холерик |
5 | Егор | Сангвиник |
6 | Саша | Флегматик |
7 | Андрей |
|
8 | Настя | Флегматик |
9 | Мила | Флегматик |
10 | Денис | Флегматик |
Итак, подводим общий вывод изучения особенностей темперамента детей:
№ | Имя ребенка | Наблюдение | Перенос кубиков | Анкетирование | Выводы |
1 | Аня | Флегматик | Сангвиник | Флегматик | Флегматик |
2 | Виолета | Сангвиник | Сангвиник | Сангвиник | Сангвиник |
3 | Лера | Меланхолик | Меланхолик | Меланхолик | Меланхолик |
4 | Антон | Холерик | Холерик | Холерик | Холерик |
5 | Егор | Мел-сангв. | Сангвиник | Сангвиник | Сангвиник |
6 | Саша | Флегматик | Флегматик | Флегматик | Флегматик |
7 | Андрей | Флегматик | Сангвиник | Флегматик | Флегматик |
8 | Настя | Флегм.-мел. | Флегматик | Флегматик | Флегматик |
9 | Мила | Флегматик | Флегматик | Флегматик | Флегматик |
10 | Денис | Флегматик | флегматик | Флегматик | Флегматик |
Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. «В процессе воспитания, – писал Б.М.Теплов, – следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.
В приложении к курсовой работе приведены рекомендации воспитателям, родителям при подготовке детей различных темпераментов к школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Темперамент – это индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Создателем учения о темпераменте принято считать считается древнегреческого врача Гиппократа, его теория получила название гуморальной. Клавдий Гален разработал первую типологию темпераментов. Типы темперамента им были названы по латинским названиям жидкостей организма: сангвиник (кровь), флегматик (флегма), холерик (желчь) и меланхолик (черная желчь). Эта концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий, а названия основных типов темпераментов используются до сих пор.
Новым словом в теории и типологии темпераментов явилась конституциональная теория, которая связывала свойства темперамента с индивидуальными различиями в особенностях телосложения людей (Э.Кречмер). Физиологическая теория темперамента как теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена выдающимся русским физиологом И.П.Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.
Ученики и последователи Павлова В.Д.Небылицын и В.М.Теплов вместо типологического применили дименсиональный (измерительный) подход. Они пошли от изучения частных свойств темпераментов к описанию их типов.
Согласно В.Д.Небылицыну, структура темперамента включает два основных компонента – активность и эмоциональность. Другой подход к темпераменту был у В.С.Мерлина, основателя пермской психологической школы, специфика которой заключалась в изучении частных проявлений темперамента – его свойств.
В лаборатории Б.М.Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы. Одно из фундаментальных положений этой методологии – требование изучать свойства нервной системы, а не типы высшей нервной деятельности. Однако отыскать «типические» сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы в лаборатории Б.М.Теплова – В.Д.Небылицына не удалось. Ученик В.Д.Небылицына В.М.Русалов считает, что в основе темперамента лежат свойства не отдельной какой-либо биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, он включает темперамент в структуру личностных свойств, что также не совсем согласуется с его представлением о биологических компонентах, образующих структуру темперамента. По В.М.Русалову, типов темперамента столько, сколько общих типов конституции.
В XX веке многое в наших представлениях о темпераменте изменилось, но многое осталось таким же, каким оно было несколько веков назад. В науке произошло четкое разделение темперамента и характера человека; психологи научились не только описывать типы темперамента, но и производить их диагностику и оценку с помощью специальных тестов, которые были созданы для этой цели. Однако изучение типов темперамента у большого количества современных людей показало, что соответствующие традиционным описаниям, так называемые чистые, типы темперамента встречаются в жизни довольно редко, и таким образом, выяснилось, что веками сложившаяся и казавшаяся незыблемой классификация типов темперамента не вполне соответствует действительности и не полностью подтверждается эмпирическими, статистическими исследованиями.
При этом в психологической литературе отмечается, что учение о типах людей вообще и темперамента в частности находится в серьезном кризисе. Единой концепции темперамента и его типов (как и типов личности) ученым создать так и не удалось.
Однако несмотря на указанные проблемы, в курсовой работе мы охарактеризовали особенности свойств темперамента у дошкольников, т.к. практическое исследование проводилось по выявлению особенностей темперамента именно у детей старшей группы детского сада.
Исследование проводилось на базе детского сада № 18 г. Витебска с помощью трех методов и методик – наблюдение (Б.С.Волков, Н.В.Волкова); экспериментальная методика «Перенос кубиков» (Ю.А.Самарин); анкетирование родителей. В исследовании участвовали 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек).
Благодаря комплексному использованию трех методик удалось определить тип темперамента каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании.
По результатам исследования нами были предложены рекомендации родителям по общению с детьми разных типов темперамента.
Однако главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что темперамент не может быть «плохим» или «хорошим», он является лишь проявлением индивидуальных различий, также не существует «чистых» темпераментов – каждый человек является обладателем комбинации свойств разных темпераментов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батаршев, А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В.Батаршев.− Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 368 с.
2. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А.В.Батаршев. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336 с.
3. Бачинин, В.А. Психология. Энциклопедический словарь / В.А.Бачинин. – Санкт-Петербург: Издательство В.А.Михайлова, 2005. – 272 с.
4. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С.Никифорова. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 950 с.
5. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с.
6. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П.Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 701 с.
7. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.Карелин. – Москва: Эксмо, 2007. – 416 с.
8. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – Москва: ПЕР СЭ, 2002. – 480 с.
9. Лекции по общей психологии / А.Р.Лурия. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 320 с.
10. Коломинский, Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.П.Коломинский, Е.А.Паньков, С.А.Игумнов. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 480 с.
11. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 583 с.
12. Небылицын, В.Д. Темперамент / В.Д.Небылицын // Психология индивидуальных различий: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: ACT: Астрель, 2008. – С. 243–249.
13. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С.Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
14. Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2005. – Книга 1. Общие основы психологии. – 687 с.
15. Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2005. – Книга 2. Психология образования. – 606 с.