Исследование темперамента в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть подходы к исследованию темперамента в психологической науке и провести практическое исследование.
Задачи работы: проанализировать историческое развитие понятия «темперамент» и его основных свойств и характеристик в психологической науке, провести практическое изучение особенностей темперамента дошкольников.

Оглавление

Введение................................................................................................................... 3
Глава 1. Подходы к исследованию темперамента
в психологической науке........................................................................................ 5
1.1. Понятие темперамента в психологии............................................................. 5
1.2. Учение о темпераменте в истории психологии............................................. 7
1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников.................................. 17
Глава 2. Практическое изучение особенностей темперамента детей................ 21
2.1. Описание методов и методик изучения темперамента
детей среднего и старшего дошкольного возраста.............................................. 21
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................. 22
Заключение.............................................................................................................. 31
Список использованной литературы..................................................................... 33
Приложение............................................................................................................. 35

Файлы: 1 файл

Курсовая полностью (до исправления).doc

— 435.00 Кб (Скачать)

 

3. Изучение темперамента с помощью анкетирования родителей выявило:

 

Имя ребенка

Тип темперамента

1

Аня

Флегматик

2

Виолета

Сангвиник

3

Лера

Меланхолик

4

Антон

Холерик

5

Егор

Сангвиник

6

Саша

Флегматик

7

Андрей

 

8

Настя

Флегматик

9

Мила

Флегматик

10

Денис

Флегматик

 

Итак, подводим общий вывод изучения  особенностей темперамента детей:

 

Имя ребенка

Наблюдение

Перенос кубиков

Анкетирование

Выводы

1

Аня

Флегматик

Сангвиник

Флегматик

Флегматик

2

Виолета

Сангвиник

Сангвиник

Сангвиник

Сангвиник

3

Лера

Меланхолик

Меланхолик

Меланхолик

Меланхолик

4

Антон

Холерик

Холерик

Холерик

Холерик

5

Егор

Мел-сангв.

Сангвиник

Сангвиник

Сангвиник

6

Саша

Флегматик

Флегматик

Флегматик

Флегматик

7

Андрей

Флегматик

Сангвиник

Флегматик

Флегматик

8

Настя

Флегм.-мел.

Флегматик

Флегматик

Флегматик

9

Мила

Флегматик

Флегматик

Флегматик

Флегматик

10

Денис

Флегматик

флегматик

Флегматик

Флегматик


 

Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. «В процессе воспитания, – писал Б.М.Теплов, – следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.

В приложении к курсовой работе приведены рекомендации воспитателям, родителям при подготовке  детей различных темпераментов к школе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства тем­перамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Темперамент – это индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику пси­хической деятельности человека, которые одинаково проявля­ясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержа­ния, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Создателем учения о темпераменте принято счи­тать считается древнегреческого врача Гиппократа, его теория получила название гуморальной. Клавдий Гален разработал первую типологию тем­пераментов. Типы темперамента им были названы по  латинским названиям жидкостей организма: сангвиник (кровь), флегматик (флегма), холерик (желчь) и меланхолик (черная желчь). Эта концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий, а названия основных ти­пов темпераментов используются до сих пор.

Новым словом в теории и типологии темперамен­тов явилась конституциональная теория, которая связывала свойства темперамента с индивидуальны­ми различиями в особенностях телосложения людей (Э.Кречмер). Физиологическая теория темперамента как теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена выдающимся русским физиологом И.П.Павловым и получила раз­витие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.

Ученики и последователи Павлова В.Д.Небылицын и В.М.Теплов вместо типологического применили дименсиональный (измерительный) подход. Они пошли от изучения частных свойств темпераментов к описа­нию их типов.

Согласно В.Д.Небылицыну, структура темперамен­та включает два основных компонента – активность и эмоциональность. Другой подход к темпераменту был у В.С.Мерлина, основателя пермской психологической школы, специфика которой заключалась в изучении частных проявлений темперамента – его свойств.

В лаборатории Б.М.Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы. Одно из фундаментальных положений этой методологии – требование изучать свойства нервной системы, а не типы высшей нервной деятельности. Однако отыскать «типические» сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы в лаборатории Б.М.Теп­лова – В.Д.Небылицына не удалось. Ученик В.Д.Небылицына В.М.Русалов считает, что в основе темперамента лежат свойства не отдельной какой-либо биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, он включает темперамент в структуру личност­ных свойств, что также не совсем согласуется с его представлением о биологи­ческих компонентах, образующих структуру темперамента.  По В.М.Русалову, типов темперамента столько, сколько общих типов консти­туции.

В XX веке многое в наших представлениях о темпераменте изменилось, но многое осталось таким же, каким оно было несколько веков назад. В науке произошло четкое разделение темперамента и характера человека; психологи научились не только описывать типы темперамента, но и производить их диагностику и оценку с помощью специальных тестов, которые были созданы для этой цели. Однако изучение типов темперамента у большого количества современных людей показало, что соответствующие традиционным описаниям, так называемые чистые, типы темперамента встречаются в жизни довольно редко, и таким образом, выяснилось, что веками сложившаяся и казавшаяся незыблемой классификация типов темперамента не вполне соответствует действительности и не полностью подтверждается эмпирическими, статистическими исследованиями.

При этом в психологической литературе отмечается, что учение о типах людей вообще и темперамента в част­ности находится в серьезном кризисе. Единой концепции темперамента и его типов (как и типов личности) ученым создать так и не удалось.

Однако несмотря на указанные проблемы, в курсовой работе мы охарактеризовали особенности свойств темперамента у дошкольников, т.к. практическое исследование проводилось по выявлению особенностей темперамента именно у детей старшей группы детского сада.

Исследование проводилось на базе детского сада № 18 г. Витебска с помощью трех методов и методик – наблюдение (Б.С.Волков, Н.В.Волкова); экспериментальная методика «Перенос кубиков» (Ю.А.Самарин); анкетирование родителей. В исследовании участвовали 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек).

Благодаря комплексному использованию трех методик удалось определить тип темперамента каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании.

По результатам исследования нами были предложены рекомендации родителям по общению с детьми разных типов темперамента.

Однако главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что темперамент не может быть «плохим» или «хорошим», он является лишь проявлением индивидуальных различий, также не существует «чистых» темпераментов – каждый человек является обладателем комбинации свойств разных темпераментов.

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Батаршев, А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В.Батаршев.− Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 368 с.

2.                  Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А.В.Батаршев. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336 с.

3.                  Бачинин, В.А. Психология. Энциклопедический словарь / В.А.Бачинин. – Санкт-Петербург: Издательство В.А.Михайлова, 2005. – 272 с.

4.                  Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С.Никифорова. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 950 с.

5.                  Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с.

6.                  Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П.Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 701 с.

7.                  Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.Карелин. – Москва: Эксмо, 2007. – 416 с.

8.                  Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – Москва: ПЕР СЭ, 2002. – 480 с.

9.                  Лекции по общей психологии / А.Р.Лурия. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 320 с.

10.             Коломинский, Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.П.Коломинский, Е.А.Паньков, С.А.Игумнов. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 480 с.

11.             Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. – Санкт-Петербург:  Питер, 2005. – 583 с.

12.             Небылицын, В.Д. Темперамент / В.Д.Небылицын // Психология индивидуальных различий: Хрестоматия / Под ред.  Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: ACT: Астрель, 2008. – С. 243–249.

13.             Немов, Р.С. Общая психология / Р.С.Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

14.             Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2005. – Книга 1. Общие основы психологии. – 687 с.

15.             Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2005. – Книга 2. Психология образования. – 606 с.

Информация о работе Исследование темперамента в психологии