Исследование темперамента в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть подходы к исследованию темперамента в психологической науке и провести практическое исследование.
Задачи работы: проанализировать историческое развитие понятия «темперамент» и его основных свойств и характеристик в психологической науке, провести практическое изучение особенностей темперамента дошкольников.

Оглавление

Введение................................................................................................................... 3
Глава 1. Подходы к исследованию темперамента
в психологической науке........................................................................................ 5
1.1. Понятие темперамента в психологии............................................................. 5
1.2. Учение о темпераменте в истории психологии............................................. 7
1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников.................................. 17
Глава 2. Практическое изучение особенностей темперамента детей................ 21
2.1. Описание методов и методик изучения темперамента
детей среднего и старшего дошкольного возраста.............................................. 21
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................. 22
Заключение.............................................................................................................. 31
Список использованной литературы..................................................................... 33
Приложение............................................................................................................. 35

Файлы: 1 файл

Курсовая полностью (до исправления).doc

— 435.00 Кб (Скачать)

16.             Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2005. – Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 631 с.

17.             Нуркова, В.В. Психология / В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская. – Москва: Высшее образование, 2005. – 484 с.

18.             Общая психология / Сост. Е.И.Рогов. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 448 с.

19.             Общая психология: Учебник / Под общ. ред. Л.В.Карпова. – Москва: Гардарики, 2005. – 232 с.

20.             Пашукова, Т.И. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: Учебное пособие / Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов (сост.). – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 126 с.

21.             Першина, Л.А. Общая психология / Л.А.Першина. – Москва: Академический Проект, 2004. – 436 с.

22.             Петровский, А.В. Психология / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – Москва: Академия, 2002. – 512 с.

23.             Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К.Тутушкиной. – 4-е изд., перераб., доп. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2001. – 368 с.

24.             Психология / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 656 с.

25.             Психология / Под ред. Б.А.Сосновского. – Москва: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.

26.             Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. – Москва: ПЕРСЭ, 2003. – 863 с.

27.             Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: АСТ: Астрель, 2008. – 720 с.

28.             Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 712 с.

29.             Сергиенко, Е.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения / Е.А.Сергиенко, Г.А.Виленская // Психологический журнал. – Том 22. – № 3. – 2001. – С. 68–85.

30.             Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А.Урунтаева. – Москва: Академия, 2006. – 368 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:

–               важно проявлять строгость, требовательность к ре­бёнку, контролировать его действия и поступки;

–              обращать внимание на мелкие нарушения со сто­роны ребёнка (не убрал игрушки);

–              необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать при­ниматься за другой рисунок, пока не окончен первый).

–              целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное – пока­зать ребёнку конечный результат добросовестных действий;

–              важно формировать у ребёнка устойчивые интере­сы. Не допускать частой смены деятельности;

–              учить внимательно относиться к товарищам, стре­миться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

Если у детей преобладают черты холерического темперамента:

–              с пониманием относиться к проявлению активнос­ти ребёнка;

–              говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;

–              целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чте­ние – все должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия;

–              необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где сорев­нуются), конструирование, рисование, лепка – все, что требует усидчивости;

–              воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);

–              приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;

–              необходимо строго соблюдать режим дня.

Если у детей преобладают черты флегматическо­го темперамента:

–              нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на не­рвную систему ребёнка;

–              не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;

–              следует чаще хвалить за скорые действия;

–              необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревнова­тельного характера;

–              следует побуждать ребёнка к движению (гимнас­тика, подвижные игры, плавание, бег);

–              побуждать ребёнка к игре, труду, конструирова­нию – активизировать его;

–              нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо пре­дупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;

–              привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Если у детей преобладают черты меланхоличес­кого темперамента:

–              нужно ограничивать шум, новью знакомства, ко­личество игрушек, но в то же время приучать ре­бенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;

–              нельзя повышать голос на ребенка. Проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;

–              целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мяг­ко, убеждающе, но уверенно, определенно;

–              ребенку полезно заниматься спортом;

–              необходимо разнообразить жизнь ребенка;

–              надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;

–              важно развивать у него общительность;

–              необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

 

 



Информация о работе Исследование темперамента в психологии