Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть подходы к исследованию темперамента в психологической науке и провести практическое исследование.
Задачи работы: проанализировать историческое развитие понятия «темперамент» и его основных свойств и характеристик в психологической науке, провести практическое изучение особенностей темперамента дошкольников.
Введение................................................................................................................... 3
Глава 1. Подходы к исследованию темперамента
в психологической науке........................................................................................ 5
1.1. Понятие темперамента в психологии............................................................. 5
1.2. Учение о темпераменте в истории психологии............................................. 7
1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников.................................. 17
Глава 2. Практическое изучение особенностей темперамента детей................ 21
2.1. Описание методов и методик изучения темперамента
детей среднего и старшего дошкольного возраста.............................................. 21
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................. 22
Заключение.............................................................................................................. 31
Список использованной литературы..................................................................... 33
Приложение............................................................................................................. 35
16. Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2005. – Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 631 с.
17. Нуркова, В.В. Психология / В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская. – Москва: Высшее образование, 2005. – 484 с.
18. Общая психология / Сост. Е.И.Рогов. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 448 с.
19. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. Л.В.Карпова. – Москва: Гардарики, 2005. – 232 с.
20. Пашукова, Т.И. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: Учебное пособие / Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов (сост.). – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 126 с.
21. Першина, Л.А. Общая психология / Л.А.Першина. – Москва: Академический Проект, 2004. – 436 с.
22. Петровский, А.В. Психология / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – Москва: Академия, 2002. – 512 с.
23. Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К.Тутушкиной. – 4-е изд., перераб., доп. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2001. – 368 с.
24. Психология / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 656 с.
25. Психология / Под ред. Б.А.Сосновского. – Москва: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
26. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. – Москва: ПЕРСЭ, 2003. – 863 с.
27. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: АСТ: Астрель, 2008. – 720 с.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 712 с.
29. Сергиенко, Е.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения / Е.А.Сергиенко, Г.А.Виленская // Психологический журнал. – Том 22. – № 3. – 2001. – С. 68–85.
30. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А.Урунтаева. – Москва: Академия, 2006. – 368 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:
– важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия и поступки;
– обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
– необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый).
– целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное – показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
– важно формировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;
– учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей преобладают черты холерического темперамента:
– с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
– говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
– целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение – все должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия;
– необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – все, что требует усидчивости;
– воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);
– приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
– необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
– нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
– не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
– следует чаще хвалить за скорые действия;
– необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
– следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
– побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
– нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;
– привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
– нужно ограничивать шум, новью знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
– нельзя повышать голос на ребенка. Проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;
– целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;
– ребенку полезно заниматься спортом;
– необходимо разнообразить жизнь ребенка;
– надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;
– важно развивать у него общительность;
– необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.