Исследование темперамента в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть подходы к исследованию темперамента в психологической науке и провести практическое исследование.
Задачи работы: проанализировать историческое развитие понятия «темперамент» и его основных свойств и характеристик в психологической науке, провести практическое изучение особенностей темперамента дошкольников.

Оглавление

Введение................................................................................................................... 3
Глава 1. Подходы к исследованию темперамента
в психологической науке........................................................................................ 5
1.1. Понятие темперамента в психологии............................................................. 5
1.2. Учение о темпераменте в истории психологии............................................. 7
1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников.................................. 17
Глава 2. Практическое изучение особенностей темперамента детей................ 21
2.1. Описание методов и методик изучения темперамента
детей среднего и старшего дошкольного возраста.............................................. 21
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................. 22
Заключение.............................................................................................................. 31
Список использованной литературы..................................................................... 33
Приложение............................................................................................................. 35

Файлы: 1 файл

Курсовая полностью (до исправления).doc

— 435.00 Кб (Скачать)

 

Имя ребенка: Настя

Проба

Количество кубиков, переносимых ребенком

Наличие словесных реакций

Реакция самостимулирования

Прочие словесные реакции

Жалобы на невоз-можность переноса

Пассивный отказ

Активный  отказ

Словесные отвлечения

Двигательные отвлечения

Сенсорные отвлечения

Двигательные реакции

Вегетативные реакции

Стимуляция экспериментатора

1

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Имя ребенка: Мила

Проба

Количество кубиков, переносимых ребенком

Наличие словесных реакций

Реакция самостимулирования

Прочие словесные реакции

Жалобы на невоз-можность переноса

Пассивный отказ

Активный  отказ

Словесные отвлечения

Двигательные отвлечения

Сенсорные отвлечения

Двигательные реакции

Вегетативные реакции

Стимуляция экспериментатора

1

4

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя ребенка: Денис

 

Проба

Количество кубиков, переносимых ребенком

Наличие словесных реакций

Реакция самостимулирования

Прочие словесные реакции

Жалобы на невоз-можность переноса

Пассивный отказ

Активный  отказ

Словесные отвлечения

Двигательные отвлечения

Сенсорные отвлечения

Двигательные реакции

Вегетативные реакции

Стимуляция экспериментатора

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знак + рядом с цифрой обозначает, что испытуемый выполнил задание с данным количеством кубиков. В остальных графах + обозначает наличие соответствующих реакций, знак «–» обозначает их отсутствие.

Результаты изучения темперамента детей дошкольного возраста с помощью анкетирования

1.              Доводит ли ребенок начатое дело до конца?

Виолета, Мила, Денис, Андрей – всегда;

Лера, Аня, Саша, Настя – почти всегда;

Егор – иногда;

Антон – никогда.

2.               Как он реагирует на Ваши замечания?

Виолета, Мила, Саша – спокойно;

Денис – выслушивает молча, остальные – реагируют по-разному: могут заплакать, обижаться, предъявлять претензии.

3.               Как ребенок относится к своим удачам и неуда­чам?

Все опрошенные родители ответили, что их дети удачам радуются, а неудачам – огорчаются (плачут, переживают, сердятся, капризничают, нервничают).

4.               Как он ведет себя в непривычной обстановке (в гостях, среди знакомых ему людей и т.д.)?

Уверенно, раскованно – Антон, Егор, Аня, Денис, Саша.

Стесняются – Виолета, Мила, Андрей, Настя.

Сильно стесняется, волнуется Лера.

5.               Легко ли Ваш ребенок входит в контакт с незнако­мыми взрослыми и сверстниками?

Легко со всеми – Аня, Егор, Антон, Виолета, Саша

Медленно – Денис;

Со сверстниками легко, со взрослыми с трудом – Лера, Андрей;  не легко со всеми – Настя, Мила.

6.               Какие затруднения Вы испытываете при общении с ребенком? 

Особо никаких замечаний родители не предъявляют.

Выводы. Практическое изучение особенностей темперамента детей старшей группы детского сада № 18 г. Витебска позволяет сделать следующие выводы:

1.  Изучения темперамента методом наблюдения выявило:

 

Имя ребенка

Воспитатель

Автор курсовой работы

 

Родитель

 

Вывод

1

Аня

Флегматик

Флегматик

Хол-флегмат.

Флегматик

2

Виолета

Сан.-флегматик

Санг-флегм

Сангвиник

Сангвиник

3

Лера

Меланхолик

Меланхолик

Флегматик

Меланхолик

4

Антон

Холерик

Холерик

Сан-флегмат.

Холерик

5

Егор

Меланхолик

-

Сангвиник

Мел-сангв.

6

Саша

Флегматик

Флегматик

Флегматик

Флегматик

7

Андрей

Холерик-флегм

Флегматик

Флегматик

Флегматик

8

Настя

Флегмат-мелан

Меланхолик

Флегматик

Флегм.-мел.

9

Мила

Флегматик

Флегматик

Флегматик

Флегматик

10

Денис

Флегматик

Флегматик

-

Флегматик

 

2. Изучение особенностей реакций ребенка во время эксперимента «Перенос кубиков» выявило:

 

Имя ребенка

Тип темперамента

1

Аня

Сангвиник

2

Виолета

Сангвиник

3

Лера

Меланхолик

4

Антон

Холерик

5

Егор

Сангвиник

6

Саша

Флегматик

7

Андрей

Сангвиник

8

Настя

Флегматик

9

Мила

 

10

Денис

Флегматик

Информация о работе Исследование темперамента в психологии