Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть подходы к исследованию темперамента в психологической науке и провести практическое исследование.
Задачи работы: проанализировать историческое развитие понятия «темперамент» и его основных свойств и характеристик в психологической науке, провести практическое изучение особенностей темперамента дошкольников.
Введение................................................................................................................... 3
Глава 1. Подходы к исследованию темперамента
в психологической науке........................................................................................ 5
1.1. Понятие темперамента в психологии............................................................. 5
1.2. Учение о темпераменте в истории психологии............................................. 7
1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников.................................. 17
Глава 2. Практическое изучение особенностей темперамента детей................ 21
2.1. Описание методов и методик изучения темперамента
детей среднего и старшего дошкольного возраста.............................................. 21
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................. 22
Заключение.............................................................................................................. 31
Список использованной литературы..................................................................... 33
Приложение............................................................................................................. 35
Имя ребенка: Настя
Проба | Количество кубиков, переносимых ребенком | Наличие словесных реакций | Реакция самостимулирования | Прочие словесные реакции | Жалобы на невоз-можность переноса | Пассивный отказ | Активный отказ | Словесные отвлечения | Двигательные отвлечения | Сенсорные отвлечения | Двигательные реакции | Вегетативные реакции | Стимуляция экспериментатора |
1 | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
Имя ребенка: Мила
Проба | Количество кубиков, переносимых ребенком | Наличие словесных реакций | Реакция самостимулирования | Прочие словесные реакции | Жалобы на невоз-можность переноса | Пассивный отказ | Активный отказ | Словесные отвлечения | Двигательные отвлечения | Сенсорные отвлечения | Двигательные реакции | Вегетативные реакции | Стимуляция экспериментатора |
1 | 4 | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имя ребенка: Денис
Проба | Количество кубиков, переносимых ребенком | Наличие словесных реакций | Реакция самостимулирования | Прочие словесные реакции | Жалобы на невоз-можность переноса | Пассивный отказ | Активный отказ | Словесные отвлечения | Двигательные отвлечения | Сенсорные отвлечения | Двигательные реакции | Вегетативные реакции | Стимуляция экспериментатора |
1 | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знак + рядом с цифрой обозначает, что испытуемый выполнил задание с данным количеством кубиков. В остальных графах + обозначает наличие соответствующих реакций, знак «–» обозначает их отсутствие.
Результаты изучения темперамента детей дошкольного возраста с помощью анкетирования
1. Доводит ли ребенок начатое дело до конца?
Виолета, Мила, Денис, Андрей – всегда;
Лера, Аня, Саша, Настя – почти всегда;
Егор – иногда;
Антон – никогда.
2. Как он реагирует на Ваши замечания?
Виолета, Мила, Саша – спокойно;
Денис – выслушивает молча, остальные – реагируют по-разному: могут заплакать, обижаться, предъявлять претензии.
3. Как ребенок относится к своим удачам и неудачам?
Все опрошенные родители ответили, что их дети удачам радуются, а неудачам – огорчаются (плачут, переживают, сердятся, капризничают, нервничают).
4. Как он ведет себя в непривычной обстановке (в гостях, среди знакомых ему людей и т.д.)?
Уверенно, раскованно – Антон, Егор, Аня, Денис, Саша.
Стесняются – Виолета, Мила, Андрей, Настя.
Сильно стесняется, волнуется Лера.
5. Легко ли Ваш ребенок входит в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками?
Легко со всеми – Аня, Егор, Антон, Виолета, Саша
Медленно – Денис;
Со сверстниками легко, со взрослыми с трудом – Лера, Андрей; не легко со всеми – Настя, Мила.
6. Какие затруднения Вы испытываете при общении с ребенком?
Особо никаких замечаний родители не предъявляют.
Выводы. Практическое изучение особенностей темперамента детей старшей группы детского сада № 18 г. Витебска позволяет сделать следующие выводы:
1. Изучения темперамента методом наблюдения выявило:
№ | Имя ребенка | Воспитатель | Автор курсовой работы |
Родитель |
Вывод |
1 | Аня | Флегматик | Флегматик | Хол-флегмат. | Флегматик |
2 | Виолета | Сан.-флегматик | Санг-флегм | Сангвиник | Сангвиник |
3 | Лера | Меланхолик | Меланхолик | Флегматик | Меланхолик |
4 | Антон | Холерик | Холерик | Сан-флегмат. | Холерик |
5 | Егор | Меланхолик | - | Сангвиник | Мел-сангв. |
6 | Саша | Флегматик | Флегматик | Флегматик | Флегматик |
7 | Андрей | Холерик-флегм | Флегматик | Флегматик | Флегматик |
8 | Настя | Флегмат-мелан | Меланхолик | Флегматик | Флегм.-мел. |
9 | Мила | Флегматик | Флегматик | Флегматик | Флегматик |
10 | Денис | Флегматик | Флегматик | - | Флегматик |
2. Изучение особенностей реакций ребенка во время эксперимента «Перенос кубиков» выявило:
№ | Имя ребенка | Тип темперамента |
1 | Аня | Сангвиник |
2 | Виолета | Сангвиник |
3 | Лера | Меланхолик |
4 | Антон | Холерик |
5 | Егор | Сангвиник |
6 | Саша | Флегматик |
7 | Андрей | Сангвиник |
8 | Настя | Флегматик |
9 | Мила |
|
10 | Денис | Флегматик |