Исследование темперамента в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть подходы к исследованию темперамента в психологической науке и провести практическое исследование.
Задачи работы: проанализировать историческое развитие понятия «темперамент» и его основных свойств и характеристик в психологической науке, провести практическое изучение особенностей темперамента дошкольников.

Оглавление

Введение................................................................................................................... 3
Глава 1. Подходы к исследованию темперамента
в психологической науке........................................................................................ 5
1.1. Понятие темперамента в психологии............................................................. 5
1.2. Учение о темпераменте в истории психологии............................................. 7
1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников.................................. 17
Глава 2. Практическое изучение особенностей темперамента детей................ 21
2.1. Описание методов и методик изучения темперамента
детей среднего и старшего дошкольного возраста.............................................. 21
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................. 22
Заключение.............................................................................................................. 31
Список использованной литературы..................................................................... 33
Приложение............................................................................................................. 35

Файлы: 1 файл

Курсовая полностью (до исправления).doc

— 435.00 Кб (Скачать)


36

 

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии

 

 

 

                                                                                                                             

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

ЯСЮКЕВИЧ Екатерины Владимировны

студентки III курса 35-й группы ЗФО

специальность: «Психология. Педагогическая психология»

 

Научный руководитель:

САВЧЕНКО Татьяна Владимировна

 

 

Дата защиты

«____» ______________ 2011 г.

с оценкой

_____________________

 

 

 

г. Витебск, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение...................................................................................................................              3

Глава 1. Подходы к исследованию темперамента

в психологической науке........................................................................................              5

1.1. Понятие темперамента в психологии.............................................................              5

1.2. Учение о темпераменте в истории психологии.............................................              7

1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников..................................              17

Глава 2. Практическое изучение особенностей темперамента детей................              21

2.1. Описание методов и методик изучения темперамента

детей среднего и старшего дошкольного возраста..............................................              21

2.2. Анализ результатов исследования..................................................................              22

Заключение..............................................................................................................              31

Список использованной литературы.....................................................................              33

Приложение.............................................................................................................              35

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» – латинского происхождения (temperamentum), означающее соразмерность, соотношение частей. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V–IV вв. до н.э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь (sanguis – лат.), лимфа (phlegma – греч.), желчь (chole – греч.) и черная желчь (melas chole – греч.). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).

В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален (II в. н.э.), немецкий философ И.Кант (конец XVIII в.), немецкий психолог В.Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э.Кречмер, американский социолог У.Шелдон, русский физиолог И.П.Павлов и другие исследователи [1, с. 7].

В середине XX столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой. Это позволило уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Учеными школы Б.М.Теплова – В.Д.Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспособности, имеет не только главное положительное значение, но и негативные моменты. Было доказано, например, что у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность существенно компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности.

В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент» вполне определилось.

Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Как отмечает В.Д.Небылицын: «Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений» [12, с. 243].

Вышеизложенным обосновывается актуальность темы курсовой работы – «Исследование темперамента в психологии».

Цель работы – рассмотреть подходы к исследованию темперамента в психологической науке и провести практическое исследование.

Задачи работы: проанализировать историческое развитие понятия «темперамент» и его основных свойств и характеристик в психологической науке, провести практическое изучение особенностей темперамента дошкольников.

Методы исследования: общелогические и общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение изученной литературы), психологические методы (наблюдение).

Объект исследования:  исследование темперамента в психологии.

Предмет исследования: особенности темперамента у дошкольников.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТЕМПЕРАМЕНТА

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

 

 

1.1. Понятие темперамента в психологии

и характеристика его типов

 

Проблема темперамента занима­ет человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость свя­зана как с особенностями биологического и физиологиче­ского строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится прежде всего темперамент.

Когда говорят о темпе­раменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энер­гичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства тем­перамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структу­ру, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику пси­хической деятельности человека, которые одинаково проявля­ясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержа­ния, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента [18, с. 380].

Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. По сложившейся веками традиции так называют людей, обладающих соответствующими типами темперамента [13, с. 250].

Сангвиник – человек быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; однако его ра­дость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. И.П.Павлов так характеризовал таких людей: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым».

Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда – инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает (например, Стива Об­лонский в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»).

Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. И.П.Павлов заме­чал: «Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчи­вый и упорный труженик жизни». Вспомним Пьера Безухова из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие (например, Обломов в од­ноименном романе И.Гончарова). Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик – человек быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. И.П.Павлов так определял этот тип темперамента: «Бо­евой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» (яркий пример такого типа – старый князь Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир») [5, с. 228].

С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее.

В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик – эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства (например, княжна Марья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»). И.П.Пав­лов отмечал, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.

Для работы с категорией «темперамент», следует помнить:

1)              нет «плохих» или «хороших» темпераментов в их проекции на характеристики личности – темперамент не определяет качеств личности непосредственно; не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности;

2)              люди разных темпераментов могут успешно выполнять одну и ту же работу и наоборот, люди похожих темпераментов могут быть столь же эффективны при выполнении различных видов работы;

3)              не существует «чистых» темпераментов – каждый человек является обладателем комбинации свойств разных темпераментов [21, с. 378].

 

 

1.2. Учение о темпераменте в истории психологии

 

Создателем учения о темпераменте принято счи­тать считается древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н.э.). Его теория получила название гумо­ральной. Он связывал различия между людьми с разным соотношением у них четырех основных «со­ков» жизни – крови, флегмы, желтой желчи и чер­ной желчи. Исходя из этого учения, самый знамени­тый после Гиппократа врач Античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию тем­пераментов. Типы темперамента им были названы по  латинским названиям жидкостей организма: сангвиник (от лат. sanguis – кровь), флегматик (от греч. – phlegma – флегма), холерик (от греч. chole – желчь) и меланхолик (от греч. melaina chole – черная желчь). Эта концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий, а названия основных ти­пов темпераментов используются до сих пор [18, с. 381].

Много позднее немецкий философ И.Кант в своей книге «Антропология» реанимировал античные идеи, высказав убеждение, что органической основой тем­перамента являются особенности крови и кровеносной системы. Он разделил четыре типа темперамента на две группы, выделив темпераменты чувства (сангви­нический и меланхолический) и темпераменты дей­ствия (холерический и флегматический). Критерием дифференциации послужила сила протекания чувств, продолжительность экспрессии. По сути, особой новиз­ны в учение о темпераменте Кант не внес, но подчерк­нул сложность и неоднозначность данного феномена психической организации человека.

Русский врач П.Лесгафт связывал темпераменты с различиями функционирования сердечно-сосудистой системы. Определяющую роль он отводил размеру и толщине стенок кровеносных сосудов, которые влияли на силу кровотока. Были предложены следующие ва­рианты дифференциации:

–              холерик – малый просвет сосудов и толстые стенки;

Информация о работе Исследование темперамента в психологии