Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть подходы к исследованию темперамента в психологической науке и провести практическое исследование.
Задачи работы: проанализировать историческое развитие понятия «темперамент» и его основных свойств и характеристик в психологической науке, провести практическое изучение особенностей темперамента дошкольников.
Введение................................................................................................................... 3
Глава 1. Подходы к исследованию темперамента
в психологической науке........................................................................................ 5
1.1. Понятие темперамента в психологии............................................................. 5
1.2. Учение о темпераменте в истории психологии............................................. 7
1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников.................................. 17
Глава 2. Практическое изучение особенностей темперамента детей................ 21
2.1. Описание методов и методик изучения темперамента
детей среднего и старшего дошкольного возраста.............................................. 21
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................. 22
Заключение.............................................................................................................. 31
Список использованной литературы..................................................................... 33
Приложение............................................................................................................. 35
36
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова»
Факультет социальной педагогики и психологии
Кафедра прикладной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ
ЯСЮКЕВИЧ Екатерины Владимировны
студентки III курса 35-й группы ЗФО
специальность: «Психология. Педагогическая психология»
Научный руководитель:
САВЧЕНКО Татьяна Владимировна
Дата защиты
«____» ______________ 2011 г.
с оценкой
_____________________
г. Витебск, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
Глава 1. Подходы к исследованию темперамента
в психологической науке.........................
1.1. Понятие темперамента в психологии....................
1.2. Учение о темпераменте в истории психологии....................
1.3. Особенности свойств темперамента у дошкольников..................
Глава 2. Практическое изучение особенностей темперамента детей................
2.1. Описание методов и методик изучения темперамента
детей среднего и старшего дошкольного возраста......................
2.2. Анализ результатов исследования..................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Приложение....................
ВВЕДЕНИЕ
Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» – латинского происхождения (temperamentum), означающее соразмерность, соотношение частей. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V–IV вв. до н.э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь (sanguis – лат.), лимфа (phlegma – греч.), желчь (chole – греч.) и черная желчь (melas chole – греч.). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).
В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален (II в. н.э.), немецкий философ И.Кант (конец XVIII в.), немецкий психолог В.Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э.Кречмер, американский социолог У.Шелдон, русский физиолог И.П.Павлов и другие исследователи [1, с. 7].
В середине XX столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой. Это позволило уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Учеными школы Б.М.Теплова – В.Д.Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспособности, имеет не только главное положительное значение, но и негативные моменты. Было доказано, например, что у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность существенно компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности.
В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент» вполне определилось.
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Как отмечает В.Д.Небылицын: «Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений» [12, с. 243].
Вышеизложенным обосновывается актуальность темы курсовой работы – «Исследование темперамента в психологии».
Цель работы – рассмотреть подходы к исследованию темперамента в психологической науке и провести практическое исследование.
Задачи работы: проанализировать историческое развитие понятия «темперамент» и его основных свойств и характеристик в психологической науке, провести практическое изучение особенностей темперамента дошкольников.
Методы исследования: общелогические и общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение изученной литературы), психологические методы (наблюдение).
Объект исследования: исследование темперамента в психологии.
Предмет исследования: особенности темперамента у дошкольников.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТЕМПЕРАМЕНТА
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Понятие темперамента в психологии
и характеристика его типов
Проблема темперамента занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится прежде всего темперамент.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента [18, с. 380].
Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. По сложившейся веками традиции так называют людей, обладающих соответствующими типами темперамента [13, с. 250].
Сангвиник – человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; однако его радость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. И.П.Павлов так характеризовал таких людей: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым».
Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда – инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в большой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает (например, Стива Облонский в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»).
Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. И.П.Павлов замечал: «Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». Вспомним Пьера Безухова из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Но в определенных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие (например, Обломов в одноименном романе И.Гончарова). Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.
Холерик – человек быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешенность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. И.П.Павлов так определял этот тип темперамента: «Боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» (яркий пример такого типа – старый князь Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир») [5, с. 228].
С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее.
В общении люди холерического темперамента бывают трудны.
Меланхолик – эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства (например, княжна Марья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»). И.П.Павлов отмечал, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.
Для работы с категорией «темперамент», следует помнить:
1) нет «плохих» или «хороших» темпераментов в их проекции на характеристики личности – темперамент не определяет качеств личности непосредственно; не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности;
2) люди разных темпераментов могут успешно выполнять одну и ту же работу и наоборот, люди похожих темпераментов могут быть столь же эффективны при выполнении различных видов работы;
3) не существует «чистых» темпераментов – каждый человек является обладателем комбинации свойств разных темпераментов [21, с. 378].
1.2. Учение о темпераменте в истории психологии
Создателем учения о темпераменте принято считать считается древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н.э.). Его теория получила название гуморальной. Он связывал различия между людьми с разным соотношением у них четырех основных «соков» жизни – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Исходя из этого учения, самый знаменитый после Гиппократа врач Античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Типы темперамента им были названы по латинским названиям жидкостей организма: сангвиник (от лат. sanguis – кровь), флегматик (от греч. – phlegma – флегма), холерик (от греч. chole – желчь) и меланхолик (от греч. melaina chole – черная желчь). Эта концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий, а названия основных типов темпераментов используются до сих пор [18, с. 381].
Много позднее немецкий философ И.Кант в своей книге «Антропология» реанимировал античные идеи, высказав убеждение, что органической основой темперамента являются особенности крови и кровеносной системы. Он разделил четыре типа темперамента на две группы, выделив темпераменты чувства (сангвинический и меланхолический) и темпераменты действия (холерический и флегматический). Критерием дифференциации послужила сила протекания чувств, продолжительность экспрессии. По сути, особой новизны в учение о темпераменте Кант не внес, но подчеркнул сложность и неоднозначность данного феномена психической организации человека.
Русский врач П.Лесгафт связывал темпераменты с различиями функционирования сердечно-сосудистой системы. Определяющую роль он отводил размеру и толщине стенок кровеносных сосудов, которые влияли на силу кровотока. Были предложены следующие варианты дифференциации:
– холерик – малый просвет сосудов и толстые стенки;