Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:52, контрольная работа
Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную взаимосвязь, зависят от физиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере.
План
1. Темперамент и характер
2. Темперамент и способности
3. Темперамент и направленность личности
4. Значение наследственности и среды
3
Задание 1.
План
1. Темперамент и характер
2. Темперамент и способности
3. Темперамент и направленность личности
4. Значение наследственности и среды
1. Темперамент и характер.
Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную взаимосвязь, зависят от физиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека, должны быть, направлены, прежде всего, не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.
Характер – это предполагаемая умственная и психическая организация личности, соотносимая со стабильными и последовательными схемами поведения в различных ситуациях.
2. Темперамент и способности
Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.
Теплов Б.М., так определил основные признаки способностей: 1) это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это лишь индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности; 3) способность несводима к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам.
Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной
Способности делятся на общие, специальные и способности к общению. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.
К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.).
Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности.
3. Темперамент и направленность личности.
Направленность личности – это совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В качестве устойчивых, основных мотивов выступают интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности.
Немаловажную роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, одним из которых является психологическая установка. Психологическая установка – это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Она проявляется в целенаправленной избирательной активности человека при предвосхищении им определенного объекта или ситуации.
4. Значение наследственности и среды.
Проблема формирования индивидуальной деятельности в процессе имеет междисциплинарный характер и находится на стыке различных научных направлений: психологии развития, психофизиологии, психогенетики. Решение этой проблемы неразрывно связано с решением таких вопросов, как соотношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, наследственного и средового в психике.
Издавна существует довольно распространенное убеждение о том, что свойства темперамента, как и человеческие способности, в значительной степени наследственно обусловлены. В этом утверждении содержится лишь доля истины, поскольку оно в большой мере зависит от того, что понимается под наследственной обусловленностью.
Для возникновения, какого – либо свойства или формы поведения, помимо соответствующей генетической программы, необходимы определенные условия среды. Лишь потому, что эти условия относительно постоянны для каждого вида и адекватны для реализации запрограммированных в хромосомах возможностей, мы не всегда замечаем роль средовых факторов в развитии различных свойств и особенностей поведения.
Наследственность и среда совместно определяют любые свойства и деятельность организма, каждый из этих факторов может играть большую или меньшую роль в формировании индивидуальных различий в поведении или свойствах темперамента.
Возвращаясь к сформулированному в начале утверждению, что свойства темперамента в значительной мере обусловлены наследственностью, то мы можем сказать, что оно будет истинным при следующей интерпретации: наследственный фактор (генотип) в большей степени, чем среда, детерминирует возникновение индивидуальных различий в темпераменте.
По мнению Стреляу, темперамент является относительно устойчивым и мало податливым к воздействиям воспитания или среды. Другими словами, воспитание в принципе не влияет на темперамент. Изменениям подвергаются другие психические особенности, которые могут маскировать свойственные данному индивиду темперамент. Речь идет в основном о привычках и навыках, характере, интересах или мотивах, которые, будучи зависимыми, от воспитания и среды, оказывают решающее влияние на поведение индивида. Поэтому особенности деятельности индивида не всегда отражают присущие ему свойства темперамента.
Задание 2.
Критерии
Подходы | Главная идея | Представители | Типы темперамента |
Гуморальная теория | Темперамент человека определяется тем, какая из 4 жидкостей организма преобладает | Гиппократ, К. Гален | Кровь – сангвиник, желчь – холерик, слизь – флегматик, черная желчь – меланхолик. |
Конституциональная теория | Установление связи темперамента с врожденной конституцией человека (морфологическая конституция) | Э. Кречмер, Зиго | Астенический тип, пикнический тип, атлетический тип и диспластик
|
Соматическая теория | Конституционный тип телосложения человека | У. Шелдон | 3 основных типа соматической конституции: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный |
Неврологическая теория | Зависимость темперамента от типа нервной системы | И. П. Павлов
| Слабый, сильный, сильный уравновешенный подвижный, сильный подвижный инертный |
Задание 3.
1. Темперамент – психологическая характеристика человека как личности, представляющая собой совокупность устойчивых динамических особенностей его психических процессов, эмоциональных и других состояний, а также совершаемых им действий.
2. Свойства темперамента – первым свойством темперамента является темп. Он представляет собой частоту периодических, или циклических, изменений, происходящих в организме, или движений, совершаемых человеком при выполнении той или иной деятельности, за единицу времени. Второе свойство темперамента – скорость выполнения движений, а также быстрота протекания внутренних, психологических процессов, или скорость изменения психологических состояний человека. Третье свойство – переключаемость. Оно может проявляться в скорости перехода от выполнения одного движения к другому, в быстроте переключения с одного внутреннего процесса на другой, во времени перехода от одного психологического состояния к другому.
3. Индивидуальность – своеобразное сочетание различных свойств и особенностей у одного человека. Индивидуальность – то, что присуще данному человеку и отличает его от других людей. Индивидуальность может проявляться во многом: в физическом облике человека, его психологии, поведении, культуре, отношениях к людям.
4. Конституция (общая и частая) – любое генотипически обусловленное дарование человека, отражаемое в его фенотипе. В более узком смысле слова конституция означает чисто физическое строение организма человека, которое, по предположению некоторых ученых, является важной детерминантой когнитивных, социальных и эмоциональных черт, приобретаемых человеком в результате научения.
5. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
6. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).
7. Сензитивность – свойство органов чувств человека, выражающееся в их способности воспринимать, различать и избирательно реагировать на сенсорные стимулы, особенно слабые, мало отличающиеся друг от друга.
8. Реактивность – это свойство, характеризующее степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.
9. Темп реакции – это свойство, определяемое скоростью протекания различных психических реакций и процессов (скорость движений, темп речи, находчивость, скорость взаимопонимания).
10. Пластичность – гибкость, изменчивость, приспосабливаемость, податливость различным воздействиям.
11. Свойства нервной системы – устойчивые особенности нервной системы, влияющие - при прочих равных условиях - на индивидуальные психологические особенности человека.
12. Сила НС – это показатель работоспособности, выносливости нервных клеток при воздействии на них повторяющихся или сверхсильных раздражителей. Основной признак силы нервной системы по отношению к возбуждению – это способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяющееся возбуждение. Чем больше сила нервной системы, тем выше пороги чувствительности. Основной признак силы нервной системы по отношению к торможению – это способность выдерживать длительное или часто повторяющееся действие тормозного раздражителя.
13. Уравновешенность – психологическая характеристика темперамента человека, проявляющаяся в примерной одинаковости процессов эмоционального возбуждения и торможения по их силе и длительности. Характеристика личности, связанная со способностью человека контролировать себя, свои состояния и разумно управлять своим поведением.
14. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
15. Общая активность – это свойство, характеризующее степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
16. Ригидность – жестокость, негибкость, низкая приспосабливаемость чего-либо. Ригидность может характеризовать познавательные процессы, психологические состояния и поведение человека, а также физиологические процессы, происходящие в его организме, в частности в нервной системе. Ригидность рассматривается как одно из свойств нервной системы, противоположное лабильности.