Психология темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную взаимосвязь, зависят от физиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере.

Оглавление

План
1. Темперамент и характер
2. Темперамент и способности
3. Темперамент и направленность личности
4. Значение наследственности и среды

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ .doc

— 182.00 Кб (Скачать)


3

 

Задание 1.

 

План

1.      Темперамент и характер

2.      Темперамент и способности

3.      Темперамент и направленность личности

4.      Значение наследственности и среды

 

 

1.      Темперамент и характер.

 

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную взаимосвязь, зависят от физиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека, должны быть, направлены, прежде всего, не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

Характер – это предполагаемая умственная и психическая организация личности, соотносимая со стабильными и последовательными схемами поведения в различных ситуациях.

 

 

2.      Темперамент и способности

 

Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.

Теплов Б.М., так определил основные признаки способностей: 1) это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это лишь индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности; 3) способность несводима к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам.

Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной

Способности делятся на общие, специальные и способности к общению. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.

К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.).

Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности.

 

 

3.      Темперамент и направленность личности.

 

Направленность личности – это совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В качестве устойчивых, основных мотивов выступают интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности.

Немаловажную роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, одним из которых является психологическая установка. Психологическая установка – это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Она проявляется в целенаправленной избирательной активности человека при предвосхищении им определенного объекта или ситуации.

 

 

4.      Значение наследственности и среды.

 

Проблема формирования индивидуальной деятельности в процессе имеет междисциплинарный характер и находится на стыке различных научных направлений: психологии развития, психофизиологии, психогенетики. Решение этой проблемы неразрывно связано с решением таких вопросов, как соотношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, наследственного и средового в психике.

Издавна существует довольно распространенное убеждение о том, что свойства темперамента, как и человеческие способности, в значительной степени наследственно обусловлены. В этом утверждении содержится лишь доля истины, поскольку оно в большой мере зависит от того, что понимается под наследственной обусловленностью.

Для возникновения, какого – либо свойства или формы поведения, помимо соответствующей генетической программы, необходимы определенные условия среды. Лишь потому, что эти условия относительно постоянны для каждого вида и адекватны для реализации запрограммированных в хромосомах возможностей, мы не всегда замечаем роль средовых факторов в развитии различных свойств и особенностей поведения.

Наследственность и среда совместно определяют любые свойства и деятельность организма, каждый из этих факторов может играть большую или меньшую роль в формировании индивидуальных различий в поведении или свойствах темперамента.

Возвращаясь к сформулированному в начале утверждению, что свойства темперамента в значительной мере обусловлены наследственностью, то мы можем сказать, что оно будет истинным при следующей интерпретации: наследственный фактор (генотип) в большей степени, чем среда, детерминирует возникновение индивидуальных различий в темпераменте.

По мнению Стреляу, темперамент является относительно устойчивым и мало податливым к воздействиям воспитания или среды. Другими словами, воспитание в принципе не влияет на темперамент. Изменениям подвергаются другие психические особенности, которые могут маскировать свойственные данному индивиду темперамент. Речь идет в основном о привычках и навыках, характере, интересах или мотивах, которые, будучи зависимыми, от воспитания и среды, оказывают решающее влияние на поведение индивида. Поэтому особенности деятельности индивида не всегда отражают присущие ему свойства темперамента.

Задание 2.

 

                   Критерии                         

 

Подходы

Главная идея

Представители

Типы темперамента

Гуморальная теория

Темперамент человека определяется тем, какая из 4 жидкостей организма преобладает

Гиппократ, К. Гален

Кровь – сангвиник, желчь – холерик, слизь – флегматик, черная желчь – меланхолик.

Конституциональная теория

Установление связи темперамента с врожденной конституцией человека (морфологическая конституция)

Э. Кречмер, Зиго

Астенический тип, пикнический тип, атлетический тип и диспластик

 

Соматическая теория

Конституционный тип телосложения человека

У. Шелдон

3 основных типа соматической конституции: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный

Неврологическая теория

Зависимость темперамента от типа нервной системы

И. П. Павлов

 

 

Слабый, сильный, сильный уравновешенный подвижный, сильный подвижный инертный

 

Задание 3.

 

1. Темперамент – психологическая характеристика человека как личности, представляющая собой совокупность устойчивых динамических особенностей его психических процессов, эмоциональных и других состояний, а также совершаемых им действий.

2. Свойства темперамента – первым свойством темперамента является темп. Он представляет собой частоту периодических, или циклических, изменений, происходящих в организме, или движений, совершаемых человеком при выполнении той или иной деятельности, за единицу времени. Второе свойство темперамента – скорость выполнения движений, а также быстрота протекания внутренних, психологических процессов, или скорость изменения психологических состояний человека. Третье свойство – переключаемость. Оно может проявляться в скорости перехода от выполнения одного движения к другому, в быстроте переключения с одного внутреннего процесса на другой, во времени перехода от одного психологического состояния к другому.

3. Индивидуальность – своеобразное сочетание различных свойств и особенностей у одного человека. Индивидуальность – то, что присуще данному человеку и отличает его от других людей. Индивидуальность может проявляться во многом: в физическом облике человека, его психологии, поведении, культуре, отношениях к людям.

4. Конституция (общая и частая) – любое  генотипически обусловленное дарование человека, отражаемое в его фенотипе. В более узком смысле слова конституция означает чисто физическое строение организма человека, которое, по предположению некоторых ученых, является важной детерминантой когнитивных, социальных и эмоциональных черт, приобретаемых человеком в результате научения.

5. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

6. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).

7.    Сензитивность – свойство органов чувств человека, выражающееся в их способности воспринимать, различать и избирательно реагировать на сенсорные стимулы, особенно слабые, мало отличающиеся друг от друга.

8. Реактивность – это свойство, характеризующее степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

9.    Темп реакции – это свойство, определяемое скоростью протекания различных психических реакций и процессов (скорость движений, темп речи, находчивость, скорость взаимопонимания).

10. Пластичность – гибкость, изменчивость, приспосабливаемость, податливость различным воздействиям.

11. Свойства нервной системы – устойчивые особенности нервной системы, влияющие - при прочих равных условиях - на индивидуальные психологические особенности человека.

12. Сила НС – это показатель работоспособности, выносливости нервных клеток при воздействии на них повторяющихся или сверхсильных раздражителей. Основной признак силы нервной системы по отношению к возбуждению – это способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяющееся возбуждение. Чем больше сила нервной системы, тем выше пороги чувствительности. Основной признак силы нервной системы по отношению к торможению – это способность выдерживать длительное или часто повторяющееся действие тормозного раздражителя.

13.   Уравновешенность – психологическая характеристика темперамента человека, проявляющаяся в примерной одинаковости процессов эмоционального возбуждения и торможения по их силе и длительности. Характеристика личности, связанная со способностью человека контролировать себя, свои состояния и разумно управлять своим поведением.

14. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

15. Общая активность – это свойство, характеризующее степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

16. Ригидность – жестокость, негибкость, низкая приспосабливаемость чего-либо. Ригидность может характеризовать познавательные процессы, психологические состояния и поведение человека, а также физиологические процессы, происходящие в его организме, в частности в нервной системе. Ригидность рассматривается как одно из свойств нервной системы, противоположное лабильности.

Информация о работе Психология темперамента