Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:52, контрольная работа
Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную взаимосвязь, зависят от физиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере.
План
1. Темперамент и характер
2. Темперамент и способности
3. Темперамент и направленность личности
4. Значение наследственности и среды
17. Экстраверт – человек, который направляет свою жизненную энергию вовне, на других людей и на происходящие вокруг события. Экстраверт подвержен воздействию этих людей и событий, легко приспосабливается к складывающимся обстоятельствам, уверен в себе.
18. Интроверт – человек, для которого характерна интроверсия как черта личности и который «направляет свою энергию внутрь самого себя», склонен к углубленному самоанализу в противоположность экстраверту. Интроверт мало поддается внешним, социальным воздействиям, менее уверен в себе, чем экстраверт, и с гораздо большим трудом приспосабливается к обществу, к людям.
19. Нейротизм – черта личности, означающая общую эмоциональную неустойчивость и плохую адаптированность (приспособленность) человека к социальным условиям, особенно в сфере установления с людьми нормальных личных взаимоотношений.
20. Изменчивость – непостоянство психических явлений или поведения человека во времени.
Задание 4.
Темперамент и факторы его формирования.
В рамках рассмотрения вопроса о факторах, обусловливающих формирование того или иного типа темперамента, в истории психологии сформировались три подхода: гуморальный, конституциональный, нейродинамический. Они различаются способом выделения природно-физиологических причин формирования типа. В любом случае важно иметь в виду, что разграничиваемые причины и сам темперамент принадлежат разным сферам реальности. Темперамент, как бы то ни было, – это механизм, принадлежащий психической реальности. В силу этого между выделяемыми факторами и свойствами темперамента нет взаимооднозначного соответствия.
Гуморальная теория
Жидкость (смесь, соразмерность)
Кровь («сангвис»), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненный трудности и неудачи.
Желчь («холе»), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения.
Слизь («флегма»), то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям.
Черная желчь («меланахоле»), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствительный к невзгодам.
Соматическая конституция («соматотип»)
Тип телосложения
| ||
Эндоморфизм | Мезоморфизм | Эктоморфизм |
Характерно мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями | Характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. | Свойственно изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью |
Нервная теория И. П. Павлова
Типы ВНД
Сильные
Уравновешенные Сильные неуравновешенные
(холерический)
Сильный уравновешенный
подвижный
(сангвинический)
Задание 5.
5.1.
Системы | Подсистемы |
I.Система индивидуальных свойств организма | в) свойства нервной системы г) общесоматическая е) биохимическая |
II.Система индивидуальных психических свойств | б) психодинамическая д) психические свойства личности |
III.Система социальнопсихологических свойств | а) социальные роли в социальной группе ж) социальные роли в социально-исторических общностях |
5.2. Последовательность этапов изучения темперамента:
в) гуморальная
г) конституциональная (исследование общей конституции)
а) соматическая
б) нервная (особенности функционирования ЦНС)
5.3. Пикнический – кругловатая, плотная фигура, склонность к тучности, средний рост, круглая голова на короткой шее, широкий лоб
Атлетический – развитая мускулатура, широкие плечи, высокий или средний рост, крепкое телосложение, широкое лицо
Астенический – узкое тело, длинная грудная клетка, тонкие конечности, мускулатура слабая, профиль заостренный, высокий рост
5.4.
1. Темперамент – это те «индивидуальные особенности организма, которые определяются деятельностью двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата». Б. Г. Ананьев
2. Понятие темперамента сводиться к подчеркиванию его динамических характеристик, которые выражаются в импульсивности, темпе, силе, устойчивости, напряженности, амплитуде колебаний психический процессов. С. Л. Рубинштейн
3. Темперамент энергетическая характеристика психических процессов. В. С. Мерлин
4. Темперамент – тип высшей нервной деятельности. И. П. Павлов
5. Темперамент – это особенности склада всех прирожденных и наследственных реакций, наследственной конституции человека. Темперамент обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях. Л. С. Выготский
6. Темперамент – комплексная динамическая характеристика психики человека, включающая два основных компонента – эмоциональность и общую активность. В. М. Русалов
5.5.
1. Темперамент зависит от содержания деятельности и поведения, то есть отражает содержательный аспект деятельности. На мой взгляд, утверждение неверно, т.к. содержательный аспект психики человека представлен образами, идеями, отношениями, мотивами, смыслами, ценностями и т.д. Содержание психического аспекта складывается в результате взаимодействия человека с предметным миром, межличностного взаимодействия, реализации деятельности и общения. Формально-динамические характеристики психики составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во "внешней картине поведения". Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизиологическими свойствами организма человека, формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что называют темпераментом.
2. Свойства темперамента высоко коррелирует со свойствами нервной системы. Утверждение верно. И.П. Павлов в начале 30-х гг. в своих работах впервые высказал мысль, что в основе темперамента лежат особенности функционирования нервной системы. Он однозначно связывал свойства нервной системы — комбинацию силы, уравновешенности и подвижности — с тем или иным типом темперамента. Ученый попытался, взяв четыре гиппократовских типа как нечто реально существующее, подвести под них научную физиологическую базу: сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы; холерик — сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы; флегматик — сильным, уравновешенным, но инертным типом нервной системы; меланхолик — слабым типом нервной системы. В.М. Русалов: «…значение структурных и функциональных свойств высшего уровня, т.е. свойств центральной нервной системы (например, уровня активированности, межполушарных соотношений, подвижности, лабильности нервных процессов мозга и отдельных его «блоков» и т.д.), является, по-видимому, более весомым в формировании темперамента по сравнению с другими подсистемами организма».
3. Проявление темперамента ребенка непосредственно влияет на обращение с ним окружающих, что оказывает косвенное воздействие на его личность. Утверждение, на мой взгляд, верно. В одних и тех же условиях разные дети ведут себя по-разному. Те формы поведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются в раннем онтогенезе, не могут быть безразличны для окружающих. К различному поведению ребенка родители применяют разные воспитательные приемы, например, младенец, который много и сильно плачет, как правило, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок, спокойно лежащий и не "докучающий" окружающим. Поэтому, свойства темперамента в целом, определяя способ обращения и воспитания с ребенком, влияют на образование определенных познавательных и деятельностных структур или на формирование соответствующих мотивов поведения. Хотя это влияние является косвенным, свойства темперамента выступают как один из факторов, определяющих то или иное обращение с индивидом. Роль темперамента в формировании личности заключается, прежде всего в том, что он определенным образом модифицирует воспитательные воздействия окружающей среды. Влияние темперамента на формирование личности ребенка выражается в следующих формах:
– проявление темперамента влияет на обращение с ребенком окружающих,
что оказывает косвенное воздействие на его личность; личность формируется под влиянием постоянного обращения с ребенком близких ему людей;
– темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окружающую его обстановку и систему воспитания; свойства темперамента определяют интенсивность и продолжительность воспитательных действий, что оказывает опосредованное влияние на условия формирования личности;
– свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими факторами определенных черт личности.
4. Свойства темперамента, будучи непосредственно связаны с содержанием поведения, определяют направления развития личности. Утверждение верно. Исследования связи темперамента и личности показывают, что они находятся в сложном процессе взаимодействия между собой. В своих работах Р.С. Немов говорит: «..Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность…». Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.
5. Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими факторами формирования отдельных черт личности. Утверждение верно: темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.
5.6. Укажите правильные соотношения типов нервной системы, выделенных И.П. Павловым с классическими типами темперамента:
I. Сильный, уравновешенный, подвижный тип | г) сангвиник
|
II. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения | в) холерик
|