Психология темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную взаимосвязь, зависят от физиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере.

Оглавление

План
1. Темперамент и характер
2. Темперамент и способности
3. Темперамент и направленность личности
4. Значение наследственности и среды

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ .doc

— 182.00 Кб (Скачать)

17. Экстраверт – человек, который направляет свою жизненную энергию вовне, на других людей и на происходящие вокруг события. Экстраверт подвержен воздействию этих людей и событий, легко приспосабливается к складывающимся обстоятельствам, уверен в себе.

18. Интроверт – человек, для которого характерна интроверсия как черта личности и который «направляет свою энергию внутрь самого себя», склонен к углубленному самоанализу в противоположность экстраверту. Интроверт мало поддается внешним, социальным воздействиям, менее уверен в себе, чем экстраверт, и с гораздо большим трудом приспосабливается к обществу, к людям.

19. Нейротизм – черта личности, означающая общую эмоциональную неустойчивость и плохую адаптированность (приспособленность) человека к социальным условиям, особенно в сфере установления с людьми нормальных личных взаимоотношений.

20. Изменчивость – непостоянство психических явлений или поведения человека во времени.

 

Задание 4.

 

Темперамент и факторы его формирования.

В рамках рассмотрения вопроса о факторах, обусловливающих формирование того или иного типа темперамента, в истории психологии сформировались три подхода: гуморальный, конституциональный, нейродинамический. Они различаются способом выделения природно-физиологических причин формирования типа. В любом случае важно иметь в виду, что разграничиваемые причины и сам темперамент принадлежат разным сферам реальности. Темперамент, как бы то ни было, – это механизм, принадлежащий психической реальности. В силу этого между выделяемыми факторами и свойствами темперамента нет взаимооднозначного соответствия.

Гуморальная теория

Жидкость (смесь, соразмерность)

             

Кровь («сангвис»), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненный трудности и неудачи.

Желчь («холе»), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения.

Слизь («флегма»),  то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям.

Черная желчь («меланахоле»), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствительный к невзгодам.                             

 

Соматическая конституция («соматотип»)

Тип телосложения

 

Эндоморфизм

Мезоморфизм

Эктоморфизм

Характерно мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями

Характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью.

Свойственно изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью

 

Нервная теория И. П. Павлова

Типы ВНД

 

               Сильные                                                              Слабые

                                                                                      (меланхолический)

 

Уравновешенные              Сильные неуравновешенные

              (холерический)             

 

 

Сильный уравновешенный                       Сильный уравновешенный

          подвижный                                                                 инертный

    (сангвинический)                                       (флегматический)             

 

Задание 5.

5.1.

Системы

Подсистемы

I.Система индивидуальных свойств организма

в) свойства нервной системы

г) общесоматическая

е) биохимическая

II.Система индивидуальных психических свойств

б) психодинамическая

д) психические свойства личности

III.Система социальнопсихологических свойств

а) социальные роли в социальной группе

ж) социальные роли в социально-исторических общностях

 

5.2.              Последовательность этапов изучения темперамента:

в) гуморальная

г) конституциональная (исследование общей конституции)

а) соматическая

б) нервная (особенности функционирования ЦНС)

5.3. Пикнический – кругловатая, плотная фигура, склонность к тучности, средний рост, круглая голова на короткой шее, широкий лоб

Атлетический – развитая мускулатура, широкие плечи, высокий или средний рост, крепкое телосложение, широкое лицо

Астенический – узкое тело, длинная грудная клетка, тонкие конечности, мускулатура слабая, профиль заостренный, высокий рост

5.4.

1. Темперамент – это те «индивидуальные особенности организма, которые определяются деятельностью двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата». Б. Г. Ананьев

2. Понятие темперамента сводиться к подчеркиванию его динамических характеристик, которые выражаются в импульсивности, темпе, силе, устойчивости, напряженности, амплитуде колебаний психический процессов. С. Л. Рубинштейн

3. Темперамент энергетическая характеристика психических процессов. В. С. Мерлин

4. Темперамент – тип высшей нервной деятельности. И. П. Павлов

5. Темперамент – это особенности склада всех прирожденных и наследственных реакций, наследственной конституции человека. Темперамент обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях. Л. С. Выготский

6. Темперамент – комплексная динамическая характеристика психики человека, включающая два основных компонента – эмоциональность и общую активность. В. М. Русалов

5.5.              

1.                      Темперамент зависит от содержания деятельности и поведения, то есть отражает содержательный аспект деятельности. На мой взгляд, утверждение неверно, т.к.  содержательный аспект психики человека представлен образами, идеями, отношениями, мотивами, смыслами, ценностями и т.д. Содержание психического аспекта складывается в результате взаимодействия человека с предметным миром, межличностного взаимодействия, реализации деятельности и общения. Формально-динамические характеристики психики составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во "внешней картине поведения". Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизиологическими свойствами организма человека, формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что называют темпераментом.

2.                      Свойства темперамента высоко коррелирует со свойствами нервной системы. Утверждение верно.  И.П. Павлов в начале 30-х гг. в своих работах  впервые высказал мысль, что в основе темперамента лежат особенности функционирования нервной системы. Он однозначно связывал свойства нервной системы — комбинацию силы, уравновешенности и подвижности — с тем или иным типом темперамента. Ученый попытался, взяв четыре гиппократовских типа как нечто реально существующее, подвести под них научную физиологическую базу: сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы; холерик — сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы; флегматик — сильным, уравновешенным, но инертным типом нервной системы; меланхолик — слабым типом нервной системы. В.М. Русалов: «…значение структурных и функциональных свойств высшего уровня, т.е. свойств центральной нервной системы (например, уровня активированности, межполушарных соотношений, подвижности, лабильности нервных процессов мозга и отдельных его «блоков» и т.д.), является, по-видимому, более весомым в формировании темперамента по сравнению с другими подсистемами организма».

3.                      Проявление темперамента ребенка непосредственно влияет на обращение с ним окружающих, что оказывает косвенное воздействие на его личность. Утверждение, на мой взгляд, верно. В одних и тех же условиях разные дети ведут себя по-разному. Те формы поведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются в раннем онтогенезе, не могут быть безразличны для окружающих. К различному поведению ребенка родители применяют разные воспитательные приемы, например, младенец, который много и сильно плачет, как правило, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок, спокойно лежащий и не "докучающий" окружающим. Поэтому, свойства темперамента в целом, определяя способ обращения и воспитания с ребенком, влияют на образование определенных познавательных и деятельностных структур или на формирование соответствующих мотивов поведения. Хотя это влияние является косвенным, свойства темперамента выступают как один из факторов, определяющих то или иное обращение с индивидом. Роль темперамента в формировании личности заключается, прежде всего в том, что он определенным образом модифицирует воспитательные воздействия окружающей среды. Влияние темперамента на формирование личности ребенка выражается в следующих формах:

– проявление темперамента влияет на обращение с ребенком окружающих,

что оказывает косвенное воздействие на его личность; личность формируется под влиянием постоянного обращения с ребенком близких ему людей;

– темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окружающую его обстановку и систему воспитания; свойства темперамента определяют интенсивность и продолжительность воспитательных действий, что оказывает опосредованное влияние на условия формирования личности;

– свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими факторами определенных черт личности.

4.                      Свойства темперамента, будучи непосредственно связаны с содержанием поведения, определяют направления развития личности. Утверждение верно. Исследования связи темперамента  и личности показывают, что они находятся в сложном  процессе взаимодействия между собой. В своих работах Р.С. Немов говорит:  «..Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность…».  Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

5.                      Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими факторами формирования отдельных черт личности. Утверждение верно:  темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.        

5.6. Укажите правильные соотношения типов нервной системы, выделенных И.П. Павловым с классическими типами темперамента:

I. Сильный, уравновешенный,

    подвижный тип

г) сангвиник

 

II. Сильный, неуравновешенный

    с преобладанием возбуждения

в) холерик

 

 

Информация о работе Психология темперамента