Психология темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную взаимосвязь, зависят от физиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере.

Оглавление

План
1. Темперамент и характер
2. Темперамент и способности
3. Темперамент и направленность личности
4. Значение наследственности и среды

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ .doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Таким образом, при выборе профессии обязательно должно учитываться свойство силы/слабости нервной системы. «Слабым» не рекомендуется выбирать профессии, в которых реально возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций.

Надо сказать, что лица со слабой нервной системой имеют и определенные преимущества. Так, многие «слабые» обладают гораздо более высокой чувствительностью по сравнению с «сильными», ориентированы на высокую точность, тщательность выполнения деятельности, на более строгий контроль за качеством выполнения, гораздо лучше, продуктивнее и с меньшими затратами справляются с однообразной монотонной работой. Им могут быть рекомендованы работы, требующие высокой точности, тщательности, четкого соблюдения заданного алгоритма (ювелир, огранщик, зубной техник, сборщик микросхем, программист). С высокой чувствительностью слабой нервной системы, видимо, связано то, что в музыкальных, художественных профессиях обнаруживается много людей с нервной системой этого типа. Это свидетельствует о преимуществах «слабых» в овладении профессиями, в которых главным являются взаимоотношения с другими людьми, общение (то есть типа «человек – человек»).

Для многих занятий учет свойств силы/слабости очень важен. Для одних профессий наличие сильной нервной системы является обязательным условием формирования профпригодности (в этом случае необходим отбор). Для других более подходящими могли бы оказаться лица со слабой нервной системой, именно они могут работать тут наиболее эффективно и качественно. Тем не менее, в подавляющем большинстве профессий учет природных особенностей необходим не для отбора, а для нахождения наиболее подходящего рабочего места или выработки оптимального индивидуального стиля деятельности, который позволяет максимально эксплуатировать природные данные и компенсировать недостатки.

Например, наблюдения за водителями автотранспорта показали, что стиль работы «сильных» и «слабых» существенно различается. Так, «слабые» практически не попадают в аварийные ситуации за счет того, что более тщательно готовят машину к рейсу, пытаясь предугадать любую неисправность и поломку, прогнозируя возможности возникновения неблагоприятных ситуаций в пути. Они гораздо осторожнее ведут машину. Психологи, изучая водителей пассажирских автобусов, обнаружили такой факт: в группе водителей с высоким уровнем нарушений безопасности (наличие аварий) представители слабого типа полностью отсутствовали. Однако общее число водителей со слабым типом нервной системы было в выборке невелико. Видимо, эту сложную профессию чаще выбирают люди с сильным типом, т. е. с более высокой работоспособностью и сопротивляемостью стрессовым ситуациям.

Высокие скоростные показатели выполнения разных видов деятельности обеспечиваются такой особенностью нервной системы, как подвижность и лабильность (высокий темп, быстрая переключаемость с одного вида работы на другой, скорость, хорошее распределение внимания между разными видами деятельности). Противоположными качествами обладают люди с инертными нервными процессами. Для них характерны медлительность, неторопливость, обстоятельность как при выполнении любой деятельности, так и в движениях, речи, выражении чувств. Они тщательно обдумывают любое действие, слово, реплику, медленно реагируют на просьбы, не сразу понимают инструкцию. Ясно, что им гораздо труднее выполнять работу, требующую расторопности, быстроты, частой переключаемости, принятия ответственных решений в условиях дефицита времени. Однако их индивидуальность имеет ряд преимуществ. Они работают более вдумчиво, им свойственны основательность, скрупулезность, четкое планирование действий, стремление к порядку. В то же время «подвижные» имеют наряду с положительными чертами ряд отрицательных. Им бывают свойственны торопливость, небрежность, стремление быстрее перейти к другому виду работы, не доведя дело до конца, они менее глубоко вникают в суть проблем, часто схватывают лишь поверхностный слой знаний.

Все эти черты не являются обязательно присущими «подвижным» и «инертным», поскольку очень большое значение имеют обучение и воспитание, саморегуляция, самодисциплина и самокоррекция поведения и деятельности.

Психологи, специально изучавшие особенности выполнения разных видов деятельности «подвижными» и «инертными», обнаружили, что для последних существует определенный предел в возможностях скоростного выполнения двигательных задач. Но ведь и круг профессий, предъявляющих жесткие требования к скоростным характеристикам, невелик. В подавляющем большинстве профессий нахождение подходящего рабочего места, выбор наиболее соответствующих своим особенностям занятий, выработка индивидуального стиля помогают успешно справляться с разными видами деятельности как «подвижным», так и «инертным» людям. Например, среди токарей существует такое деление, как «токарь-скоростник» и «токарь-точностник». Первый предпочитает задания, которые требуют очень высоких скоростей работы. Будучи «подвижными», такие работники любят высокий темп, быстрые переходы от одних заданий к другим. «Инертные» же не справляются с необходимостью работать в высоком темпе и выбирают себе задания, которые надо выполнять неторопливо, тщательно, с высокой точностью и хорошей отделкой. Им гораздо удобнее, легче работать медленно и кропотливо. Опытные мастера при распределении заданий рабочим учитывают их индивидуальные особенности, поскольку это в конечном итоге обеспечивает высокое качество и эффективность всей деятельности.

То же самое относится к выработке индивидуального стиля деятельности. Очень наглядно это проявилось при изучении представителей ткацких профессий. Действительно, эти профессии требуют очень высокого темпа, ибо эффективность труда зависит от того, сколько времени без остановки работает станок. Остановки чаще всего бывают вызваны обрывом нити и необходимостью смены челнока.

Чем быстрее выполняются эти операции, тем эффективнее работа. Казалось бы, подвижные ткачихи тут обладают преимуществом. Специальные наблюдения за работой тех и других показали, что «инертные» ткачихи тоже успешно справляются со своими обязанностями и по производительности труда, качеству работы не уступают «подвижным», а иногда и превосходят их. Но высокая эффективность их труда обеспечивается особой его организацией, когда большая часть рабочего времени отводится на подготовительные, предупредительные операции, снижающие вероятность обрыва нити. Зная свои индивидуальные особенности, они не допускают возникновения экстремальных ситуаций, поскольку им труднее с ними справляться.

Круг профессий, которые требуют очень высоких скоростей выполнения работы (например, музыкант, жонглер цирка), достаточно узок. В большинстве профессий добиться успеха можно людям с разными показателями скорости протекания психических процессов.

Однако для того, чтобы выбираемая работа не была в тягость, надо учитывать особенности нервной системы. Ясно, например, что профессия диспетчера или продавца легче и быстрее будет освоена подвижными людьми, поскольку требует постоянных переключений. «Инертным» лучше выбирать себе такие профессии, которые выполняются по редко меняющимся алгоритмам, не требуют спешки, и принятия решений в условиях дефицита времени.

Еще одним свойством нервной системы является уравновешенность, которая зависит от степени соответствия силы возбуждения силе торможения, от их баланса. Чрезмерная возбудимость при слабых процессах торможения нежелательна в тех профессиях, где часто нервное напряжение. Такой человек предрасположен к самым неожиданным срывам, поэтому ему нужна более спокойная работа. И наоборот, чрезмерная заторможенность плоха там, где нужны быстрый темп, частые перестройки и т. д.

У детей уже рано проявляются врожденные особенности строения и деятельности нервной системы, какими являются такие свойства нервных процессов, как возбуждение и торможение, а именно: их сила, подвижность и уравновешенность. На этих качествах основывается темперамент. Особенности темперамента нельзя рассматривать в отрыве от профессии. Не каждый тип темперамента годен для любой работы. Есть профессии, для которых не подходят люди с определенными качествами темперамента. Так, например, для профессии оператора пульта управления электростанции противопоказана слабость нервных процессов, свойственная меланхолику.

В зависимости от особенностей нервных процессов можно теоретически вывести 24 типа темперамента, но практически чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах.

Сангвинический тип темперамента характеризуется энергией и большой работоспособностью - ему подходит работа, в которой много разнообразия, которая постоянно ставит перед ним новые задачи, он готов все время действовать и что-то организовывать, поэтому ему подходят руководящие должности. Работая, он может легко сосредоточиться и так же легко переключиться с одной работы на другую, но не способен вникать в детали и не переносит однообразия.

Холерик отличается вспыльчивостью и порывистостью, работу выполняет с большим внутренним напряжением, очень энергично, полностью отдаваясь своей деятельности, однако свою огромную энергию распределяет неравномерно, поэтому ему подходит цикличная деятельность, требующая большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением и опасностью, чередующаяся с более спокойной работой.

Флегматик спокоен и уравновешен, он упорный и старательный работник, однако только в той области, к которой он привык. Ему не подходит работа, отличающаяся разнообразием, зато монотонная деятельность (например, работа на конвейере) трудности для него не представляет. Он работает неторопливо, но может достичь хороших результатов благодаря своей твердости, настойчивости и продуманной организации своего труда.

Меланхолика характеризует низкий порог ощущения и повышенная чувствительность к внешним раздражителям. У него низкая работоспособность, он не хочет брать на себя обязательства, боится, что не сумеет их выполнить. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а также в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. [11]

 

4.         Профориентация как сложная общественная проблема

 

Дело профессионального самоопределения молодежи и содействия ей в этом связано не только с задачами семьи, систем образования. Это многосоставная общественная, а значит и государственная проблема

Жизненные, практические основания для ее постановки – это, прежде всего, два постоянно воспроизводящиеся несоответствия, рассогласования в общественной жизни. Во-первых, рассогласование между потребностями общества в притоке трудовых ресурсов в те или иные области труда, с одной, стороны, и профессиональными планами, устремлениями, интересами молодежи, выбирающей профессию, - с другой. Во-вторых, рассогласование между личными качествами людей, так или иначе избирающих трудовой путь, и требованиями, которые предъявляет к работнику тот или иной вид профессиональной деятельности. [5, с. 227]

Проблема профессиональной ориентации – очень важная часть более общей проблемы научного, разумного управления социальными процессами и, понятно, часть проблемы воспитания подрастающих поколений. [5, с. 228]

Общая структура комплексной проблемы «Профориентация».

Основные составляющие (аспекты) обсуждаемой проблемы относятся не только к психологии, педагогике, но и к экономике, социологии, юриспруденции, медицине, организации хозяйственной жизни. Их можно определить в следующие группы и подгруппы.

I.                        Общетеоретические вопросы и научная разведка.

1)                      Разработка научных основ профориентации, профконсультировании, профотбора, адаптации (приспособления) человека к профессии.

2)                      Проведение поисковых опытных исследований, не рассчитанных на близкий практический эффект.

II.           Вопросы осведомительной, санкционирующей информации (в системе профориентации, понимаемой как система управления).

1)                      Разработка и совершенствование методов определения наличной и перспективной потребности общества в кадрах, методов учета, оперативного поиска и использования соответствующей информации в практической работе с молодежью.

2)                      Разработка социологических и психолого-педагогических методов оперативного изучения формирующейся профессиональной направленности подрастающих поколений. [5, с. 228]

3)                      Разработка методов изучения (в частности, диагностики) профессиональных способностей, профпригодности, «человекосообразности» трудовых постов. Также разработка методов прогнозирования и развития этих факторов успешности деятельности.

4)                      Разработка методов, систем сбора, хранения и оперативного поиска профессиографической информации. Дальнейшая разработка классификаций профессии по различным критериям: медицинским, психологическим, педагогическим, социологическим, юридическим, экономическим. Разработка конкретных систем оперативного информационно-профессиографического обеспечения практической работы по профориентации, трудоустройству.

5)                      Разработка и совершенствование, нравственных юридических основ профориентационной работы с молодежью.

III.                  Вопросы управляющей информации.

1)                      Разработка методов, приемов, средств формирования трудовой направленности у молодежи.

2)                      Разработка методов, приемов, средств формирования профессиональных способностей и профпригодности.

Информация о работе Психология темперамента