Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:52, контрольная работа
Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную взаимосвязь, зависят от физиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере.
План
1. Темперамент и характер
2. Темперамент и способности
3. Темперамент и направленность личности
4. Значение наследственности и среды
5.7. Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту: сензитивность, реактивность, эмоциональность, неуравновешенность.
5.8. Дополнить определение:
Физиологическая концепция И.П. Павлова, получившее название учения о типах нервной системы, трансформировалась в учение о свойствах нервной системы.
5.9. Представлены два этапа исследования темперамента. Установите соотношение, на каком этапе какие ученые или ученый проводили свои исследования:
I. Гуморальная | а) Гиппократ г) К. Гален |
II. Конституциональная (исследование общей конституции) | в) Э. Кречмер д) У. Шелдон |
Задание 6.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Профессия накладывает огромный отпечаток на всю жизнь человека, именно поэтому так важно профессиональное самоопределение.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Ведь известно, что юность (13 – 18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.
Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15 – 17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
Неправильный же выбор профессии влечёт за собой большие проблемы, которые рушат все ранее построенные планы, калечат жизнь человека, принося сплошные расстройства, и несут в общество лишь хаос. Перед многими людьми вставал вопрос: «Как же помочь сделать верный выбор профессии?», они трудились для того, чтобы решить данную проблему, разрабатывая различные методики. Увы, в современном обществе она до сих пор актуальна.
1. Раскрытие содержания понятия «темперамент» в психологической литературе
С древнейших времён исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения и переживаний людей, зачастую совпадающее с различиями в их телосложении и физиологических функциях, пытались как то упорядочить типичные особенности поведения людей в различных ситуациях. Одним из первых понятий, связанных с описанием таких индивидуальных различий, стало понятие «темперамента». [6, с.21]
Несмотря на то, что темперамент (происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение частей») – один из наиболее древних терминов, введённый около двух с половиной веков тому назад Гиппократом и Галеном, в психологии до сих пор нет строго определённого понятия «темперамент». Анализируя понимание понятия «темперамент» таких учёных как: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Л. С. Рубинштейн, В. С. Мерлин и др., мы предложим следующее: темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, формально–динамическая составляющая поведения человека, проявляющаяся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам. Это индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. [7, с. 387]
Наиболее часто в психологии используют понятие темперамента, данное Рубинштейном Л.С.: темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида. [1]
Рубинштейн Л.С. в своих работах ярко подчёркивает, что темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует её убеждений, взглядов, интересов, и что не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями.
Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п. [7, с. 387]
Для составления психологических характеристик традиционных четырёх типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:
1. Общая активность психической деятельности и поведения человека. Она выражается в стремлении активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.
Выражение общей активности у разных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой – большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов. [7, с. 67]
Рядом с активностью можно поставить реактивность. Она проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие.
Между реактивностью и активностью существует обратная зависимость. [6, с.110]
2. Двигательная, или моторная, активность. Она показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности или, наоборот, сдержанности, говорливости или молчаливости. [1]
3. Эмоциональная активность, которая выражается в эмоциональной впечатлительности (т.е. в восприимчивости и чуткости к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). [7, с. 67]
Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека, и имеет определённое внешнее выражение. По этим внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность сферы мотивационной, ориентации ценностные, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личностные.
Необходимо также помнить, что темперамент любого человека нельзя целиком «уложить» в рамки какого–то одного типа. У большинства людей наблюдается смешение признаков, свойственных темпераменту разных типов: у холерика могут быть черты меланхолика и флегматика, у сангвиника – черты холерика и флегматика и т.п. [6, с.124]
2. Психологическая характеристика типов темперамента
2.1. Гуморальная теория темперамента
Гуморальная теория, связывающая темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Греческая медицина основана на признании четырёх элементов или стихий природы: воздуха, воды, огня и земли. Соответственно и в организме человека различаются четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы (кровь; флегма (слизь, лимфа); желчь; чёрная желчь). [7, с. 22] Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение. Комбинация этих материй и определяет особенности, тип поведения человека. Эта идея легла в основу первой классификации людей, изложенной в трудах Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности человека зависит от соотношения четырёх жидкостей, циркулирующих в организме – крови, флегмы, желчи, чёрной желчи. [6, с.118]
Различают четыре классических типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И. Кантом, допустившим в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т.е. разделял позицию сторонников гуморальных теорий.
2.2. Конституционная теория темперамента
Конституционная теория. Анализируя совокупности морфологических признаков, Э. Кречмер выделяет на основе разработанных им основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций.
Астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Э. Кречмеру, шизоидный (шизотемический) темперамент.
Другому основному конституционному типу – пикническому, характеризующемся широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Э. Кречмер, циклоидный (циклотимический) темперамент.
К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»):
– эндоморфный (мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; любовь к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями);
– мезоморфный (жестокость и резкость поведения, преобладание костно-мускульной системы, атлетичность; любовь к приключениям, склонность к риску, жажда мускульных действий, активность, смелость, агрессивность);
– эктоморфный (изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; малая общительность, склонность к обособлению и одиночеству, повышенная реактивность).
2.3. Нервная теория темперамента
Нервная теория. Основу для разработки действительно научной теории темперамента создавало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. И. П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств И. П. Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении И. П. Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный – темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный – темперамент холерика; слабый – меланхолика.
3. Психофизиологические особенности и выбор профессии
Природа индивидуальных особенностей человека двояка. Такие индивидуальные особенности, как интересы, склонности характеризуются непостоянством, колебаниями, изменчивостью. Поэтому и учитывать их нужно с вполне определенной целью – стимулировать их развитие.
Есть и другой тип индивидуальных особенностей. Они довольно устойчивы. Изменить их практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.
Совсем иным видится окружающим человек с сильной нервной системой – чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает усталым, вялым, расслабленным. Включаясь в работу, он почти не испытывает трудностей; ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой новой деятельности. Человека с сильной нервной системой отличает большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же отрезок времени больше, чем другие, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в работе.
Еще одним преимуществом сильной нервной системы является способность адекватно реагировать на сверхсильные раздражители. У лиц со слабой нервной системой нормальное функционирование нервных клеток в таких условиях нарушается, а, следовательно, страдает и деятельность.
Таким образом, сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться. В ряде профессий это необходимо для обеспечения безаварийной работы всей системы «человек – машина».
Как показывают специальные исследования психологов, правильность действий профессионала в экстремальной ситуации зависит не столько от стажа и опыта работы, сколько от силы нервной системы. Только лица с сильной нервной системой в нестандартной, сложной ситуации (аварии, взрывы, пожары, стихийные бедствия) способны правильно оценить обстановку, сохранить выдержку, самообладание, найти оптимальное решение для нормализации чрезвычайного положения. Так, изучая деятельность «сильных» и «слабых» операторов энергосистем в аварийной ситуации, психологи обнаружили громадные различия в их поведении. Если «сильные» не терялись, и принимали все необходимые меры для того, чтобы предотвратить распространение аварии, ликвидировать ее последствия, то «слабые» вели себя совершенно иначе. Они либо покидали свое рабочее место, либо совершали хаотические действия, которые в перспективе могли лишь ухудшить развитие ситуации, либо полностью теряли возможность совершать какие-нибудь действия. В любом случае их профессиональная деятельность разрушалась. Это не было связано ни с продолжительностью стажа, ни с возрастом, ни с опытом работы.