Гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте изучены недостаточно. Интерес к этим исследованиям в психологии в последние годы возрастает.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………............................. 4

Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки в подростковом возрасте
Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки……………………………………………………………………….7

1.2.Особенности самооценки в подростковом возрасте……………………………16

1.3.Гендерные характеристики личности в подростковом возрасте………………23

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Методика исследования………………….................................................30

2.2. Результаты исследования ……………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………………………….42

Список литературы…………………………………………………………………………….45

Приложения……………………………………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

ГОТОВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

Под самооценкой  принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира.

Встречаются различные  типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. Адекватная самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека. При  такой самооценке человек видит  как свои положительные качества, так и недостатки. Заниженная самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях.

Самооценка  тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение  между притязаниями и реальными  возможностями человека ведет к  тому, что он начинает неправильно  себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным.

На каждом возрастном этапе самооценка имеет свои отличия. Не исключение и подростковый возраст. Самооценка подростка зачастую нестабильна  и не дифференцирована. В различные  возрастные периоды подростки оценивают  себя по-разному. Так, для младшего подросткового возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается «Я-образ» -  относительно устойчивая система представлений о себе.

Рассматривая  самооценку, необходимо помимо возрастных отличий выделять и гендерные. Проведенные  нами исследования позволили определить гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте, которые  необходимо знать и учитывать в общении.

Большинство юношей и девушек имеют адекватную самооценку. Среди юношей несколько выше процент  с завышенной самооценкой, а среди  девушек, наоборот, с заниженной.

Если обратиться к гендерным различиям по шкалам, то юноши более адекватно оценивают свои умственные способности, умение много делать своими руками и уверенность. Выше оценивают свои внешние данные. Однако несколько ниже оценивают свой авторитет среди сверстников. Девушки объективнее оценивают свой рейтинг среди сверстников. При этом они переоценивают свои умственные способности и умение много делать своими руками. Девушки в подростковом возрасте склонны больше к комплексам внешности и чувствуют себя менее уверенно. Нет существенных гендерных различий по оценке характера.

Если говорить об уровне притязаний подростков, то у большинства девушек он адекватный, а у юношей завышенный.

Следует отметить, что большинство юношей ставят реальные (оптимальные) перспективы саморазвития. Среди девушек выше процент без  желания самосовершенствоваться. Процент с нереальными планами роста  среди юношей и девушек почти одинаковый.

Большинство подростков задумывались над своей самооценкой. В отличие от девушек юношей больше волнует этот вопрос. Почти все  подростки считают, что лучше  иметь адекватную самооценку. При этом незначительный процент девушек за завышенную самооценку, а юношей за заниженную. Только половина подростков отмечают, что успехи  или неудачи в учебной деятельности влияют на их самооценку. Это подтверждает данные возрастной психологии - учебная деятельность не является ведущей у подростков. В сравнении с юношами среди девушек несколько больше процент тех, на которых влияют успехи  или неудачи в учебной деятельности. В подростковом возрасте значимы взаимоотношения со сверстниками. Но по нашим данным только у половины подростков самооценка зависит от положения среди сверстников. При этом гендерных различий не наблюдается. Самооценка подростка по результатам исследования больше зависит от внешности. Интересным оказался тот факт, что в сравнении с девушками среди юношей выше процент тех, у кого самооценка зависит от внешних данных. 

За адекватную самооценку большинство подростков, а в реальности имеют намного  меньше. Среди девушек этот показатель несколько выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Андреев А.Д., Воронова А.Д., Вохмянина Т.В, Гуткина Н.И., Данилова Е.Е., Будровина И.В., Зацепин В.В., Лубовский Д.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специализированных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ «Сфера», 1998.[30 c.21]
  2. Алексеева Т.Н. Ожидание результатов деятельности как одна из характеристик самооценки школьника // В сб.: Психолого-педагогическое изучение личности школьника. -М, 1977[10
  3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986[19
  4. Бороздина Л .В. Теоретико-экспериментальное изучение самооценки. Автореферат дисс. докт. психол. наук. М., МГУ, 1999[24
  5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка /Психол.ж. - 1993, Т. 13, №4.[3 c.111]
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб, 1999.[12 c.43]
  7. Головей Л.А., Кулешова Л.Н., Вансовская Л.И., Гришенко-Розе Н.А., Балакшина Ж.А., Вансовская Л.И., Прохоренко Т.В. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002[25
  8. Джемс. У. Личность/ Психология самосознания. Хрест. Ред.- сост. Райгородский Д.Я. Самар: Бахрах, 2000.[13 c.215]
  9. Захарова А.В. Генезис самооценки. - Тула 1998.[14 c.126]
  10. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Просвещение, 2003.[7/26 c.118-121]
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997.[15/29 c.300]
  12. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976.[16 c.81]
  13. Мид Дж. Развитие Я – концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2000.[17/27 c.123]
  14. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практ. Пос. - М., 1993.[8]
  15. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.[18 c.13]
  16. Непомнящая Н.И. Становление личности. – М.: Педагогика, 2002.[21 c/206]
  17. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально ценностная система - М., 1991[27
  18. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер» 2000.[2 c.265]
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004.[20 c.299]
  20. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку другими людьми//Изучение мотивации детей и подростков. М, 1972
  21. Соколова Е.Т., Столин В.В. Самосознание и самооценка личности подростка. – М.: Просвещение, 2001.[21 c.104-106]
  22. Шон Берн «Гендерная психология» СПб, 2001 год.[4/5 c.57]
  23. Эфорина В.Л. Методы и тесты по выявлению уровня самооценки. – М.: Юнити, 2006.[23 c.200]
  24. Юферева Т. И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - С. 122-131. [22 c.300-305]
  25. Якунин В. А. Возрастные и половые различия точности движений рук в условиях меняющегося положения тела // Экспериментальная и прикладная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - Вып. 1. - С. 122-128.[6 c.99]

 

 

 

Приложение  С

Методика С. БЕМ

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями – людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Текст опросника

1.Верящий в  себя

2.Умеющий уступать 

3.Способный  помочь 

4.Склонный защищать  свои взгляды 

5.Жизнерадостный 

6.Угрюмый 

7.Независимый 

8.Застенчивый 

9.Совестливый 

10.Атлетический 

11.Нежный 

12.Театральный 

13Напористый 

14.Падкий на  лесть 

15.Удачливый 

16.Сильная личность

17.Преданный 

18.Непредсказуемый 

19.Сильный 

20.Женственный 

21.Надежный 

22.Аналитичный 

23.Умеющий сочувствовать 

24.Ревнивый 

25.Способный  к лидерству 

26.Заботящийся  о людях 

27.Прямой, правдивый 

28.Склонный к  риску 

29.Понимающий  других 

30.Скрытный

31.Быстрый в  принятии решений 

32.Сострадающий 

33.Искренний 

34.Полагающийся  только на себя (самодостаточный) 

35.Способный  утешить 

36.Тщеславный 

37.Властный 

38.Имеющий тихий  голос 

39.Привлекательный 

40.Мужественный 

41.Теплый, сердечный 

42.Торжественный, важный

43.Имеющий собственную  позицию 

44.Мягкий 

45.Умеющий дружить 

46.Агрессивный 

47.Доверчивый 

48.Малорезультативный 

49.Склонный вести  за собой 

50.Инфантильный 

51.Адаптивный, приспособляющийся 

52.Индивидуалист 

53.Не любящий  ругательств

54.Не систематичный 

55.Имеющий дух  соревнования 

56.Любящий детей 

57.Тактичный 

58.Амбициозный,  честолюбивый 

59.Спокойный 

60.Традиционный, подверженный условностям

Ключ к тесту

маскулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58

фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами.

F = (сумма баллов  по фемининности): 20

М = (сумма баллов по маскулинности): 20

Основной индекс IS определяется как:

IS = (F – M) : 2,322

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности.

Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о  маскулинности.

А если индекс IS больше +1 - о фемининности.

При этом, в случае когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности.

А если IS больше +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

Методика Дембо-Рубинштейна  для исследования самооценки

(модификация  А. М. Прихожан)

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высоты каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить (-) уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и (х) уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой  из шести шкал определить:

а) уровень притязаний - расстояние в мм. от нижней точки  шкалы («О») до знака «х»;

б) уровень самооценки - от «О» до знака «-»;

в) сигма (значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой -  расстояние от знака  «х» до знака «-»).

Если уровень  притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать  среднюю величину каждого показателя  уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

В таблице даны количественные характеристики уровня притязаний, самооценки и сигмы, полученные для учащихся 7-10 классов городских  школ.

Параметр

Количественная  характеристика (балл) 

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

Уровень притязаний

Менее 39

40-59

60-74

75-89

60-100

Уровень самооценки

Менее 29

30-44

45-59

60-74

75-100

 

Слабая 

Оптимальная

Завышенная

Сигма

0-7

8-22

>22


Уровень притязаний. Норму, реалистический (оптимальный) уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Он подтверждает оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор не благоприятного развития личности.

Уровень самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя»  и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Информация о работе Гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте