Гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте изучены недостаточно. Интерес к этим исследованиям в психологии в последние годы возрастает.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………............................. 4

Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки в подростковом возрасте
Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки……………………………………………………………………….7

1.2.Особенности самооценки в подростковом возрасте……………………………16

1.3.Гендерные характеристики личности в подростковом возрасте………………23

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Методика исследования………………….................................................30

2.2. Результаты исследования ……………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………………………….42

Список литературы…………………………………………………………………………….45

Приложения……………………………………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

ГОТОВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

3. Распространенность  гомоэротических чувств. Подросток нуждается в сильных эмоциональных привязанностях. Но психологическая близость к лицам противоположенного пола затруднена собственной незрелостью и многочисленными социальными ограничениями. Так же в подростковых эротических контактах большую роль играют ситуативные факторы. А к причинам, названным Коном в 1989 году, сегодня стоит добавить распространяющуюся массовой культурой моду на гомосексуальность. Гомоэротические чувства в подростковом возрасте чаще всего эпизодически и к концу пубертатного периода прекращаются (в 15-16 лет)[7].

Важнейшей особенностью подростков является постепенный переход  от копирования оценок взрослых к  самооценке, все большая опора  на внутренние критерии. С помощью  особой деятельности (самопознания) у  подростка и формируются критерии самооценки. Основной формой самопознания подростка является сравнения себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.

В одном исследовании, имевшем целью определить влияние  учителей, матерей, отцов и друзей на самооценку подростков, было обследовано 399 подростков, разделенных на три возрастные группы, средний возраст в которых составлял 13, 15 и 17 лет. Оказалось, что во всех трех группах у девочек самооценка выше, чем у мальчиков одного с ними возраста. Это можно объяснить более ранним физическим и социальным созреванием девочек по сравнению с мальчиками.

Влияние значимых других на самооценку юношей с возрастом  уменьшалось. Между ранним и поздним подростковым периодом влияние матерей и отцов несколько возрастало, но влияние учителей и друзей уменьшалось столь сильно, что общее влияние значимых других ослабевало. Для мальчиков особенно значимым оказывалось влияние и мнение отца.

Влияние значимых других на самооценку девушек с возрастом  усиливалось. Между ранним и поздним подростковым периодом влияние учителей и отцов несколько уменьшалось, но влияние матерей и друзей возрастало настолько сильно, что в целом влияние значимых других усиливалось. Для девушек особенно большое значение имело влияние и мнение матери и друзей, поскольку отношения с ними становились более близкими.

Исследование 200 подростков в возрасте от 14 до 16 лет  показало, что на самооценку девочек оказывали влияние четыре проблемы: здоровье, физическое развитие, дом и семья.

Изучение учащихся шестого, седьмого и восьмого классов обнаружило, что у мальчиков взаимозависимость между достижениями и образом «Я» более выражена по сравнению с девочками, и с возрастом эта корреляция у мальчиков усиливается, а у девочек ослабевает. Это открытие согласуется с гипотезой о том, что на мальчиков, по мере их взросления, усиливается общественное давление, связанное с достижениями. В то же самое время возрастает давление сверстников на девочек, которые должны установить социальные связи; поэтому они сосредоточиваются скорее на установлении отношений в обществе, а не на достижении успехов в учебе. Кроме того, было обнаружено, что при переходе из начальной школы в среднюю школу девочки становятся менее прилежными. Другие исследования подтверждают, что в этом возрасте девочкам, как правило, школа начинает нравиться меньше, а отношение к школе мальчиков не изменяется. Изменение отношения к школе сказывается на успехах в учебе.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что самооценка - это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Подростковый  возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста в самоутверждении и общении со сверстниками[25].

В подростковом возрасте формируются первые навыки общения с противоположным полом. Удачность на первоначальном плане  характеризует дальнейшую легкость, раскрепощенность индивида при общении  его с другим полом, но и конечно, с друзьями. Во много общение подростков между собой зависит от уровня самооценки[9].

Адекватная  самооценка позволяет быстро наладить контакты с представителями противоположного пола и влияет на формирование у  подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).

Неадекватная  самооценка создаёт устойчивую тревожность  и изоляцию, вследствие этого у  подростка возникают трудности в общении со сверстниками[24].

Плохая социальная адаптация, которая связана с негативной Я-концепцией и низкой самооценкой, может проявляться по-разному. Подростки с низкой самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не “видят” и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развиваются чувства изоляции и одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку эти люди хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими; они обычно позволяют другим принимать за них решения, так как им не хватает уверенности в себе. Те, кто, сам того не желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе уважение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их[10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ   В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

2.1. Методики  исследования

Эмпирическое  исследование  проводилось на базе школы № 58 города Севастополя. В  исследовании приняли участие 40 учащихся 9 классов в возрасте 13-14 лет (20 юношей и 20 девушек).

Порядок  исследования:

  1. Подбор методик, подготовка бланков для фиксации результатов.
  2. Реализация исследования и оформление протоколов.
  3. Количественный анализ данных.
  4. Качественный анализ данных.

Для проведения исследования использовались следующие  психодиагностические методы:

1.Методика  Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан «Шкала самооценки и уровня притязаний» (см. приложение А)

Методика нацелена на изучение самооценки.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная  — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

2.Дополнительно нами была разработана анкета «Самооценка» (см. приложение В)

Анкета необходима для выявления отношения подростков к вопросу самооценки.

Позволяет выяснить на сколько мальчики и девочки  задумываются над своей самооценкой  и на сколько их волнует данный вопрос.

3.Методика С. Бем «Определение психологического пола личности»; (см. приложение С)

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга.

2.2. Результаты  исследования

Результаты  полученных данных исследования феминности-маскулинности  личности (С.Бем) представлены в таблице:

 

Юноши

Девушки

Маскулинность

94.5%

0%

Феминность

0%

95%

Андрогинность

5.5%

5%


По результатам  диагностики выявлено 94.5% маскулинных  юношей и 95% феминных девушек. Выявленных андрогенных подростков мы не берем во внимание в силу их малого числа. Подростки в большей мере стремятся подражать стереотипным образцам маскулинности/феминности. У девушек страстное желание соответствовать современному образцу феминности - "совершенной стройности". Юноши стремятся идентифицироваться с утрированно маскулинными кумиром.

Результаты  полученных данных исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейна зафиксированы (приложение D).

По результатам  диагностики только у половины подростков адекватная самооценка. Завышенную самооценку имеют треть школьников и заниженную - 10%. При этом адекватную самооценку показали одинаковый процент девушек и юношей. Однако у девушек завышенная самооценка у 31%, а у юношей у 37%. Заниженная самооценка у 13%  девушек и 7% юношей. Таким образом, несколько выше процент с завышенной самооценкой среди юношей (6%) и с заниженной самооценкой среди девушек (6%).

Уровень самооценки подростков

Рассмотрим  показатели по шкалам.

Способности. Адекватная самооценка по способностям у 51% подростков, завышенная у 43% и заниженная только у 6%. Процент с адекватной самооценкой по данной шкале среди юношей – 63%. Это больше девушек на 18%.У девушек этот показатель – 45%. При этом юноши не показали заниженную самооценку. Девушек с заниженной самооценкой  9%. С завышенной самооценкой юношей 37%, что меньше девушек на 9%. Девушек с завышенной самооценкой 46%.

 Характер. Адекватная  самооценка характера у 57% подростков, завышенная у 33% и заниженная  у 10%. Гендерные различия по  данной шкале незначительные. С завышенной самооценкой юношей больше, чем девушек на 1%, с адекватной на 2%, а с заниженной меньше на 3%.

Авторитет у  сверстников. Адекватную самооценку по данной шкале имеют 49% подростков, завышенную - 39% и заниженную - 12%. Процент с  адекватной самооценкой среди девушек – 51%, что больше юношей на 6%. У юношей этот показатель составляет 45%. А процент с заниженной самооценкой, наоборот, больше среди юношей на 9% и составляет 18%. Среди девушек только 9% с заниженной самооценкой.

Умение много  делать руками. Адекватная самооценка по умению много делать своими руками у 49% подростков, завышенная у 35% и заниженная у 16%. Процент с адекватной самооценкой по данной шкале среди юношей – 56%. Это больше девушек на 10%.У девушек этот показатель – 46%. Среди девушек, наоборот, больше на 7% с завышенной самооценкой и данный показатель составляет 37%. С заниженной самооценкой гендерные различия незначительные – 3%.

Внешность. Адекватная самооценка по данной шкале у 43% подростков, завышенная у 39% и заниженная у 18%. Юноши выше оценивают свои внешние данные. Девушки в подростковом возрасте чаще комплексуют из-за внешности. Завышенная самооценка среди юношей на 8% больше, чем у девушек и составляет 45%. Наоборот, заниженная самооценка среди девушек на 6% больше, чем у юношей и составляет 20%.

Уверенность в  себе. Адекватная самооценка по уверенности  в себе у 39% подростков, завышенная у 48% и заниженная у 16%. Следует отметить, что в сравнении с другими  шкалами самый низкий процент  школьников с адекватной самооценкой. Подростки склонны к самоуверенности. Процент с адекватной самооценкой по данной шкале среди юношей – 47%. Это больше девушек на 12%. У девушек этот показатель – 35%. При этом девушек на 8% больше с неуверенностью и  на 4% с самоуверенностью.

Уровень притязаний подростков в (%).

Ю-юноши   Д-девушки

Адекватный  уровень притязаний у 54% подростков, завышенный у 44% и заниженный только у 2%. Большинство девушек показали адекватный уровень притязаний - 59%. Завышенный у 37% и заниженный у незначительного процента (4%).  У большинства юношей завышенный уровень притязаний – 59%, а адекватный у 41%. Среди них нет с заниженным уровнем.

Перспективы саморазвития подростков (%).

Ю-юноши   Д-девушки

Сигма. Рассмотрим перспективы роста подростков (разницу между уровнем притязаний и уровнем самооценки). Оптимальная разница между тем, что хочу и имею у 51% школьников. Ставят слишком высокую планку для реализации перспектив своего развития 38%. И незначительное желание себя изменить у 11% подростков. Если рассмотреть гендерные различия, то больший процент юношей ставит оптимальные перспективы самосовершенствования – 56%. Среди юношей только 4% не имеют  перспектив роста. А 37% строят нереальные планы. Среди девушек выше процент без перспектив самосовершенствования – 14%. Это выше юношей на 10%. Оптимальные перспективы самосовершенствования ставят 47%  девушек и нереальные - 31%.

Информация о работе Гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте