Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:34, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте изучены недостаточно. Интерес к этим исследованиям в психологии в последние годы возрастает.
Введение…………………………………………………………………………............................. 4
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки в подростковом возрасте
Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки……………………………………………………………………….7
1.2.Особенности самооценки в подростковом возрасте……………………………16
1.3.Гендерные характеристики личности в подростковом возрасте………………23
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Методика исследования………………….................................................30
2.2. Результаты исследования ……………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………………………….42
Список литературы…………………………………………………………………………….45
Приложения……………………………………………………………………………………….47
Подростка волнует то, что красиво и некрасиво во внешнем облике окружающих. В том, что касается его собственного тела, можно отметить, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку.
Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе [16].
Уровни сформированности когнитивного компонента самооценки:
1. Наиболее высокий
уровень характеризуется
знание своих особенностей; наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальной атрибуцией за счет внутренних условий; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений; употреблением их преимущественно в проблематичных формах.
2.Среднему уровню
свойственна
реалистичных самооценок: ориентация подростков при обосновании
самооценок в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания; их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
3.Низкий уровень
отличается преимущественной
Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств (1986).
Экспериментальным путем были изучены психологические аспекты становления самооценки в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 75 учащихся 6-х, 8-х, 10-х классов. При этом возраст испытуемых был подобран с учетом возрастных изменений в становлении самооценки. Ученики 6-го класса - дети 12-13 лет, что соответствует первой стадии подросткового периода, при этом решены проблемы адаптации к учебе в среднем звене. 8-ой класс — дети 14-15 лет - вторая стадия подросткового периода. 10-й класс — 16-тилетние дети. Выбор этого возраста связан с индивидуальными особенностями развития детей. В частности для некоторых детей это еще только завершение подросткового периода, для других же вступление в юность[29].
В частности, в данном исследовании отмечено резкое повышение самооценки у учащихся восьмых классов. В целом же большинство ребят имеет среднюю (54%), либо высокую (40%) самооценку.
Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.
Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные подростки
характеризуются крайней
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект появляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку[22].
Для самооценки подростков справедлива и неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки.
Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.
На основе современных научных знаний можно с достаточной уверенностью утверждать, что связь между успеваемостью школьников и их представлениями о своих способностях, носит характер взаимовлияния. Под влиянием постоянной оценки представления о себе часто приобретают негативный характер, самооценка оказывается заниженной и направленной лишь на успехи в учебной деятельности.
Но и самооценка в свою очередь воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, мотивации, уверенности в своих силах. Дети, представления которых о себе не допускают высоких достижений, обычно реализуют эти представления и учатся плохо, И наоборот, дети, обладающие более высокой самооценкой и позитивными представлениями о своих учебных способностях, обычно учатся гораздо лучше.
Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.
Специфическим новообразованием
подросткового возраста является способность
к рефлексии родительского
Внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности.
Социально-психологический статус понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, вызывают необходимость выявления взаимосвязи самооценки подростка с его социально-психологическим статусом.
Я. Л. Коломинский установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков, таких как:
- тенденция к завышенной
самооценке социометрического
низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
- эгоцентрическая нивелировка - тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
- ретроспективная оптимизация - тенденция более благоприятно
оценивать свой статус в прежних группах.
В исследовании в этой области не выявлено статистически значимой связи самооценки с социально-психологическим статусом. Кроме того, выявили факт того, что дети с низкой самооценкой также могут быть лидерами.
В целом отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки может привести к нежелательным результатам. Например, если ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению у подростка неуверенности, отчужденности[19].
Таким образом, самооценочные суждения в подростковом возрасте определяются совокупностью различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.
Существуют способы повышения самооценки человека в любом возрасте, поскольку самооценка возникает в результате научения.
1.3.Гендерные характеристики личности в подростковом возрасте
Чтобы разъяснить
данную проблему обратимся к толкованию
некоторых определений
В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само же определение гендер в переводе с латинского означает «род» и определяет сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристик. Гендер определяет социальный статус личности в обществе и связанной с ним зависимости, возможности и ограничения, достижения социально значимых ценностей. Воспроизводство и развитие гендера осуществляется в процессе социализации и ресоциализации. В процессе социализации усваиваются гендерные нормы, модели поведения, в период ресоциализации нарушаются ранее усвоенные требования и образцы поведения, вырабатываются новые нормы и образцы[4].
Гендерная психология
- это область психологической
науки. И, как и у других областей,
у нее очень длинная
Возрастной
период, когда актуализируются
Одни из особенностей
личностного развития подростков -
половое созревание, сексуальные
переживания и интерес к
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Большинство мальчиков все в больше мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные возбуждения, но большинство - более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержки, самоуважения) [6].
Интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до начала подросткового возраста и является выражением обычной любознательности. В переходном возрасте этот интерес становится напряженным и личным. Это обусловлено как психофизиологическими процессами, так и тем как подросток воспринимает пубертатные события. Переживание и оценка происходящих изменений зависит от социальных условий развития, включая половое просвещение, и от индивидуальных особенностей.
Исключительно важной гендерной особенностью подросткового возраста является общение.
И.С.Кон выделяет некоторые
гендерные особенности в
1. Обсуждение разделения любви и секса. Юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной часто лишены сексуального содержания, а образ, на который проецируются эротические фантазии, нередко представляет собой только сексуальный объект, лишенный других характеристик. Иногда этот эротический образ может быть общим для группы подростков (в 13-14 лет). Способом «заземлить» волнующие их эротические переживания (к которым они психологически и культурно часто не подготовлены) являются грязные разговоры, сальные анекдоты и порнография. А обсуждение со сверстниками позволяет снять напряжение и отчасти разрядить его смехом.
2. Гендерные
взаимоотношения, как знаки
Информация о работе Гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте