Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:10, курсовая работа
Цель работы: выявить гендерные стереотипы протекания кризиса у мужчин и женщин.
Объект исследования: особенности протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.
Предмет исследования: гендерные стереотипы протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.
Введение 3
Глава 1. Гендерные особенности кризиса 30 лет
1.1. Гендерные стереотипы 8
1.2. Определение кризиса 30 лет 15
1.3. Модели поведения мужчин и женщин
при прохождении кризиса 30 лет 20
1.3.1. Модели поведения мужчин 21
1.3.2. Модели поведения женщин 25
Глава 2. Психодиагностическое исследование гендерных
стереотипов протекания кризиса 30 лет
2.1. Программа исследования 32
2.2. Методики психологического исследования 34
2.3. Проведение и результаты исследования 38
2.4. Анализ теоретического материала и практического
исследования 54
Выводы 59
Заключение 60
Библиография 61
Приложения 63
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
факультет «Психология образования»
кафедра возрастной психологии
по теме: «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА 30 ЛЕТ»
Котельникова Лариса Александровна
Кандидат психологических наук, доцент
Д.А.Красило
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Гендерные особенности кризиса 30 лет
1.1. Гендерные стереотипы
1.2. Определение кризиса 30 лет 15
1.3. Модели поведения мужчин и женщин
при прохождении кризиса 30 лет 20
1.3.1. Модели поведения мужчин
1.3.2. Модели поведения женщин
Глава 2. Психодиагностическое исследование гендерных
стереотипов протекания кризиса 30 лет
2.1. Программа исследования
2.2. Методики психологического исследования 34
2.3. Проведение и результаты
исследования
2.4. Анализ теоретического материала и практического
исследования
Выводы
Заключение
Библиография
Приложения
Наше общество разделено на мужчин и женщин и это является центральной установкой восприятия нами как себя лично, так и окружающих нас людей.
Личности мужчин и женщин с точки зрения психологии характеризуются теми качествами, которые приобретаются и реализуются в процессе общения, социального взаимодействия в контексте общественных и межличностных отношений. Изучение психологических отличий мужчины и женщины интересно не только человеку как таковому, но и всему обществу в целом. Влияние полового признака на развитие человека довольно велико, и изучение взаимодействия данного свойства с другими личностными составляющими позволяет лучше понять соотношение биологических и социальных факторов в развитии человека.[7 , 4]
Этими вопросами занимается
одна из областей психологической науки
– гендерная психология, которая
формирует представление о
Гендерные характеристики представителей 30 летнего возраста изучаются с позиции переживания конфликтов полов. В этом возрасте противоречия между индивидуальными потребностями, реализованными в гендерных стереотипах, чаще всего проявляются как внутриличностные конфликты.
Внутриличностные конфликты
В состоянии кризиса человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней потребности своей жизни, так как возникают внешние препятствия, а весь прошлый опыт не может ему в этом помочь.
Проблема кризиса волнует
Многие различия видятся не в гормонах и хромосомах, а в общественных нормах, приписывающих различные виды отношений, типов поведения в соответствии с биологическим полом. Эти нормы называются половыми или гендерными ролями. Эти отношения провоцируют сначала конфликт и попытки разрешения, а потом поиск новой системы сотрудничества, для выхода из трудной ситуации.
Возраст 30 лет относится к продолжительному периоду онтогенеза – зрелости. Период зрелости является периодом максимального расцвета личности, высшим моментом проявления духовных сил в процессе самоактуализации личности. Но различия в поведении человека определяют не только биологические, но и социальные характеристики, которые очень тесно переплетены между собой. Для прояснения биологических и социальных аспектов мужского и женского поведения американский психолог Р. Столлер в конце 1960 года предложил понятийно разделить сексуальность по двум аспектам: биологическому – термин «пол»; социальному – термин «гендер».
На период зрелости приходится несколько кризисов в которых происходят личностные сдвиги, как у мужчин, так и у женщин, ведь процесс познания мира, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь. А для каждого этапа развития, характерен свой возрастной кризис.
Впервые термин «возрастной кризис» был введен Л.С.Выготским , который определял как целостное изменение личности, возникающее при смене стабильных периодов в жизни человека. По Выготскому, возрастной кризис связан с возникновением новообразований, которые сначала разрушают одну социальную ситуацию, а затем приводят к возникновению другой, адекватной новому психологическому образу человека. Этот механизм смены социальных отношений и есть психологическое содержание кризиса. Поэтому важно, каким будет переживание кризиса, приведет ли оно к депрессии и застою, или станет созиданием – это будет зависеть от самого человека, от его собственной самооценки.
Актуальность. Кризис 30 лет имеет много противоречий, его особенностью является его минимальная зависимость от хронологического возраста и определяется только личными обстоятельствами жизни самого человека – его опытом, родом занятия, личностными установками и собственной самооценкой. [12 , 290]
В справочнике практического
психолога И.Г.Малкиной-Пых «
Цель работы: выявить гендерные стереотипы протекания кризиса у мужчин и женщин.
Объект исследования: особенности протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.
Предмет исследования: гендерные стереотипы протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.
Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в особенностях переживания кризиса 30 лет у мужчин и женщин, находящихся на одном уровне депрессии, имеют качественные различия в смысложизненных ориентациях, самоактуализации, самооценки.
Задачи:
Методики исследования:
Выборка: в исследовании приняли участие 12 мужчин и 12 женщин в возрасте 30 лет.
ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА 30 ЛЕТ
1. 1 Гендерные стереотипы
Уже с раннего возраста человек начинает осознавать себя с определенным полом. В связи с этим у него возникает субъективное «чувство и пола» и получают развитие определенные характеристики личности – маскулинные или фемининные. При этом мужчина может обладать феминными чертами, а женщина – маскулинными, а также возможны своеобразные сочетания тех и других черт. В гендерной психологии это относится к гендерной идентичности. В свою очередь гендерная идентичность отображает не только определение пола, но и соответствующие формы поведения и формирование личностных характеристик. В связи с этим у человека возникает целостное представление о себе.[ 3, 200]
По мнению психологов гендерные различия следует искать не столько в наборах хромосом и гормонах, сколько в социальных нормах, которые предписывают нам определенные типы поведения, интересы в соответствии с биологическим полом. Определенный набор норм, свойственных каждому полу называются гендерными ролями. Вот такой полоролевой подход и называется гендерным стереотипом. Так американский профессор социальной психологии Алис Игли сказала, что гендерные стереотипы уже стали нашими социальными нормами. Что означает наши представления об определенных наборах качеств и моделей поведения, которыми придерживаются большинство людей и которое считается правильным для представителей того или иного пола. Чтобы адекватно понять природу и происхождение психологических различий между мужчинами и женщинами надо принять во внимание это обстоятельство.
Быть мужчиной или
женщиной в психологическом аспекте
означает субъективную уверенность
каждого представителя
Следовательно, пол в
социальном взаимодействии выступает
как когнитивная схема –
Гендерные стереотипы разделяются на три группы:
1.Стереотипы, связанные с нормативными представлениями соматических, психических, поведенческих свойствах, характерные для мужчин и женщин. Это как например, стереотипное представление о том, что мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны мыслить логически, хорошо управляют своими эмоциями. А вот женщины пассивны, зависимы, сверхэмоциональны, не уверены в себе, заботливы и нежны. Все это представляет особую конструкцию психологических черт, моделей поведения, навыков, видов деятельности, которая подразумевает разделение на мужскую и женскую сферы деятельности.
2.Стереотипы, касающиеся содержания мужского и женского труда. Так например, считается, что мужская сфера деятельности – это организаторская, инструментальная, творческая. Женской сферой – это исполнительская и обслуживающая. Следует особо отметить, что гендерное разделение труда сохраняет прочные позиции во всем мире. Так каждая отрасль характеризуется доминированием либо женщин, либо мужчин. Равное участие представителей обоих полов достаточно редкое явление.
3.Стереотипы, связанные с распределением семейных и профессиональных ролей. На протяжении уже многих веков принято, что мужские роли – это профессиональные, а женские – семейные.