Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:10, курсовая работа
Цель работы: выявить гендерные стереотипы протекания кризиса у мужчин и женщин.
Объект исследования: особенности протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.
Предмет исследования: гендерные стереотипы протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.
Введение 3
Глава 1. Гендерные особенности кризиса 30 лет
1.1. Гендерные стереотипы 8
1.2. Определение кризиса 30 лет 15
1.3. Модели поведения мужчин и женщин
при прохождении кризиса 30 лет 20
1.3.1. Модели поведения мужчин 21
1.3.2. Модели поведения женщин 25
Глава 2. Психодиагностическое исследование гендерных
стереотипов протекания кризиса 30 лет
2.1. Программа исследования 32
2.2. Методики психологического исследования 34
2.3. Проведение и результаты исследования 38
2.4. Анализ теоретического материала и практического
исследования 54
Выводы 59
Заключение 60
Библиография 61
Приложения 63
Общество накладывает на человека определенные обязанности и ограничивает его выбор в поведении и профессиональной сфере в зависимости от того, какого пола этот человек. В итоге, если психологию взаимосвязать с философией, то вывод можно сформулировать так: «Абсолютной свободы не существует».
Однако гендерная принадлежность накладывает на человека и определенные психологические особенности в отношении к себе, к жизни и к людям. Мужчины более требовательны к себе, ставят себе более высокие цели в жизни, ведь этого от них ожидает общество. Из-за излишней требовательности и неоправданности своих ожиданий они тяжелее переживают жизненный кризис 30 – летнего возраста. Ведь 30 лет – это такой возраст, в котором происходит переосмысление своей жизни и ценностей, человек начинает критически относится к себе, ведь недаром 30 – летие считается началом этапа взросления. Человек в этом возрасте переходит от юношеских амбиций и пустых мечтаний к трезвому взгляду на жизнь и на самого себя. Человек начинает задумываться о профессиональной реализации и о ценности семьи. Неудовлетворенные своей жизнью переживают глубокий психологический кризис, который выражается в различного вида депрессиях. Но в то же время этот кризис определяет духовную зрелость человека, ведь инфантильные люди с неустойчивым типом личности переживать по поводу своей нереализации не станут, они таким глубоким психоанализом не заморачиваются, их, как правило, все и так устраивает.
Мужчина переживает кризис 30- летнего возраста тяжелее, потому что обществом ему уготована роль сильного, он не может искать утешения и переживать открыто. Женщина находит свое утешение в детях, она находит себе интересное хобби, таким образом она отвлекается. Женщина, занятая домашними заботами и уходом за детьми отвлекается от своих личностных переживаний, поэтому одинокие женщины, ну впрочем как и мужчины, тяжелее переживают психологический кризис.
Если женщина может сделать выбор между семьей и карьерой, и если она выберет семью, то ее за это никто в обществе не осудит, в то время как у мужчины такого выбора нет, он обязан содержать семью, зарабатывать деньги, быть «добытчиком». А для всего этого ему нужно профессионально реализоваться, а чтобы профессионально реализоваться, он должен уметь четко ставить себе цель и целенаправленно к ней идти. Поэтому уровень осмысленности у мужчин несколько выше, чем у женщин. Ввиду этой необходимости, мужчина должен быть четко ориентирован, иметь свои ценности и взгляды на них, быть независимым, креативным (ведь жизнь как личная, так и профессиональная весьма разнообразна и проблемы, возникающие в ней требуют различных подходов, по шаблону все проблемы не решаются ввиду своего разнообразия). Все это называется самоактуализацией, ее уровень выше у мужчин,чем у женщин, потому что у мужчин возникает большая необходимость в ней, чем у женщин, ввиду того что общество и семья обязывает их зарабатывать, продвигаться по карьерной лестнице. К женщине же общество таких требований не предъявляет.
Как я повторюсь, женщины ставят перед собой меньше целей и меньший уровень достижения этой цели чем у мужчин. Редко женщины стремятся достичь высот в карьере, занять руководящую должность, они довольствуются средним результатом и чувствуют себя вполне счастливыми. Для любой среднестатистической женщины стоит на первом месте ее семья, а не работа. Они не ставят перед собой высоких целей, а потому и не разочаровываются в себе, а раз не разочаровываются, то и самооценка у них, следовательно, тоже выше. Что для женщины главное? Нравится мужчинам, завести семью, родить ребенка. Если женщина красива и у нее много поклонников, то у нее уровень самооценки выше, чем у некрасивой женщины. Для женщины внешняя привлекательность имеет огромную роль. Женщина чаще чувствует себя разочарованной из-за отсутствия семьи, а не из-за отсутствия руководящей должности. Женщины психологически более гибки чем мужчины. А на мужчин общество накладывает больше обязанностей и стереотипов, чем на женщин. Мужчины тоже чувствует себя уверенней из-за большего количества женщин в их жизни, так как мужчины по своей природе полигамны. Но есть одно существенное различие: женщинам доставляет удовольствие нравиться, а мужчины таким образом удовлетворяют свои сексуальные потребности, что у них заложено физиологией.
У мужчин и женщин разная психология и взгляды на жизнь, у них задействованы разные полушария головного мозга, мужчины и женщины не похожи, а дополняют друг друга. Но и мужчины и женщины нуждаются одинаково в близком человеке и в сексуальной разрядке.
Проведенные исследования также показали верность выдвинутой гипотезы.
Выборка состояла из 12 мужчин и 12 женщин , социально успешных.
Из них получилось две группы:
Основная группа ( находящаяся в кризисе) - для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы (10 мужчин и 10 женщин)
Группа для сравнения (не находящаяся в кризисе) – для сопоставления с основной группой.
Подобранные для исследования методики доказали, что гендерные стереотипы влияют на протекание кризиса 30 лет как на мужчин, так и на женщин. В основной группе оказалось одинаковое количество мужчин и женщин переживающих кризис. Однако они имеют качественные различия в смысложизненных ориентациях, самоактуализации личности и самооценки.
Так показатели смысложизненных ориентаций и самоактуализации у мужчин превышают показатели женщин.
В то же время уровень самооценки женщин выше, чем у мужчин. Интересно отметить также, что группа для сравнения (не находящаяся в кризисе) также подтверждают выдвинутую гипотезу о качественных различиях личностных характеристик.
Заключение
Анализ проблемы существования гендерных различий в особенностях переживания кризиса 30 лет, находящихся в одном уровне депрессии у мужчин и женщин, доказал наличие качественных различий в смысложизненных ориентациях, самоактуализации личности и самооценки.
Исследование проведено на малочисленной группе людей, хотелось бы , чтобы эта группа была большей численности. По моему мнению необходимо подбирать большее количество методик для определения состояния кризиса, например подобрать методики по определению уровня тревожности.
Переживание кризиса связано с переоценкой уже достигнутого и осознанием того, что многое из запланированного еще не выполнено.
Хочется обратить внимание на то, что при проведении методики самоактуализации личности у женщин получен большой разброс по результатам, по показателям: самоактуализация, ценности. Потребность в познании, креативность, аутосимпатия.
Поэтому в следующем исследовании хотелось бы уделить внимание проблемам переживания кризиса у женщин, с учетом разных социальных факторов.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: существуют гендерные различия в особенностях переживания кризиса 30 лет у мужчин и женщин, находящихся в одном уровне депрессии и имеют различия в СЖО, самоактуализации и самооценки.
Цели и задачи исследования полностью выполнены.
Библиография
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 4 изд.- М.: Издательский центр «Академия», 1999
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5 – изд., исправл. и дополнен. –М.., АспектПресс, 2003
3. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2008
4. Берн Ш. Гендерная психология. Науч.редактор Е.Кораблина; пер. с англ. – 2-е междунар.издание М., Олма-Пресс, 2004
5. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998
6. Гекалина А.А. Гендерная психология. Учебное пособие. М. Ось-89
7. Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. Москва-Воронеж, 2005
8. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. М. издательство «Ось-89», 2003
9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Питер 2003
10. Калина Н.Ф. Адаптация вопросника, дополнительные шкалы.,М.1999
11. Клецина И.С. Практикум по гнедерной психологии
12. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9 изд. СПб. Питер 2004 (Мастера психологии)
13. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций., М. Смысл, 2000
14. Майерс Д. Социальная психология. – 7 изд.-СПб Питер, 2005
15. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2010
16. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. М. Издательство «Эксмо», 2005
17. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности.Тексты. Москва, 1982
18. Методика определения уровня депрессии В.А.Жмуров. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и составитель И.Б.Дерманова, СПб, 2002
19. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития., М. Академия, 2009
20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. Изд. Юрайт МГППУ , 2011
21. Ом. Осознанная жизнь. Методика самооценки личности., Амрита-Русь, 2009
22. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. – 5 изд., перераб и дополн. –М., 2009
23. Психологический практикум по изучению типологических и индивидуальных особенностей личности. Воронеж ВЭПИ, 2002
24. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ под ред.Р.Корсини, А.Ауэрбаха. СПб, Питер, 2006
25. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ред. Райгородский Д.Я. Самара, Бахра-М, 2007
26. Практикум по возрастной психологии. Под редак. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., М. изд. Речь, 2008
27. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Фельдштейна Д.И. – 2 изд. , М. Институт практической психологии 1996
28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология. М. , Гардарики, 2005
29. Шихи Г. Возрастные кризисы, степени личностного роста. СПб Каскад, 2005
30. Эльконин Б.Д. Психология развития., М. , Академия, 2008
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Бланк методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова
ПОЛ ________________ ВОЗРАСТ____________
Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа — 0, 1, 2 или 3
1 0 Мое настроение сейчас не более подавлено (печально), чем обычно.
1 Пожалуй, оно более подавлено (печально), чем обычно.
2 Да, оно более подавлено (печально), чем обычно.
3 Мое настроение намного более подавлено (печально), чем обычно.
2 0 Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.
1 У меня иногда бывает такое настроение.
2 У меня часто бывает такое настроение.
3 Такое настроение бывает у меня постоянно.
3 0 Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
1 У меня иногда бывает такое чувство.
2 У меня часто бывает такое чувство.
3 Я постоянно чувствую
себя так, будто я остался(
4 0 У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.
1 У меня иногда бывает такое чувство.
2 У меня часто бывает такое чувство.
3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.
5 0 У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).
1 У меня иногда бывает такое чувство.
2 У меня часто бывает такое чувство.
3 Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).
6 0 У меня не бывает состояний, когда на душе очень тяжело.
1 У меня иногда бывает такое состояние.
2 У меня часто бывает такое состояние.
3 Я постоянно нахожусь в таком состоянии.
7 0 Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно.
1 Пожалуй, будущее
беспокоит меня несколько
2 Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.