Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа
Цель: рассмотреть возрастные кризисы развития личности.
Объект исследования - онтогенетическое развитие личности.
Предмет: психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ……...3
Понятия «возрастной кризис» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………….6
Возрастной кризис как психологическая проблема
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...…7
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КРИЗИСОВ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ…………………………………………9
Характеристика возрастных кризисов до взрослости………………..
Характеристика возрастных кризисов от взрослости до поздней взрослости………………………………………………………………..
Преодоление и исход кризисов………………………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………
Министерство
образования Нижегородской
ГОУ
СПО «Дзержинский педагогический колледж»
«Возрастной кризис и их особенности»
Курсовая
работа
Дзержинск - 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Возрастная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).
Каждый раздел изучает динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.
Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста.
Психологически переход к каждому следующему возрастному этапу происходит в форме кризисов психического развития, или возрастных кризисов. Кризис, от греческого krineo, буквально означает "разделение дорог". В китайском языке слово "кризис" состоит из двух иероглифов, один из которых означает "опасность", а другой - "возможность". Само понятие "кризис" реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
В данной работе мы будем понимать "кризисы психического развития" как относительно небольшие по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Таким образом, возрастной кризис неизбежно переживает человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Возрастной кризис обусловлен и биологическими факторами (морфофункциональные перестройки, физиологические сдвиги в организме и др.), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, принятие новых социальных ролей, изменение статуса и др.). Возрастные кризисы могут иметь непродолжительный характер, иногда оставаясь почти незаметными для самого человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведенческих реакциях, а могут быть достаточно затяжными, длительными.
Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных социобиологических особенностей: характера, эмоционально-мотивационной сферы и др. Начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным, т. е. рассогласованием рефлексивных моделей (представления человека о собственной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию.
Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация прежней ведущей деятельности в новых возрастных условиях затруднена, невозможна, возрастная детерминанта исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздражители неадекватно интенсивными реакциями, что приводит к существенным изменениям в поведении, появлении трудновоспитуемости.
Теоретически
ряд исследователей считают возрастные
кризисы нормативным процессом,
необходимым элементом
Цель: рассмотреть возрастные кризисы развития личности.
Объект исследования - онтогенетическое развитие личности.
Предмет: психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов.
Данная
цель достигается посредством
1. Определить понятие и сущность возрастных кризисов;
2.
Представить структуру
3.
Описать содержание
Актуальность выбранная тема обуславливается тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе. Поэтому на развитие личностного кризиса влияют социально-экономические, религиозные факторы, а также сопряжено с половой принадлежностью индивида, его семейными традициями и личностным опытом.
Работа
является результатом аналитической
переработки литературы по проблемам
методологических основ возрастной
психологии. Что позволило получить
знание основных закономерностей и
особенностей развития детей, умение применения
важнейших методов
В работе рассматриваются проблемы возрастного кризиса человека на разных этапах развития личности.
Также рассматриваются идеи и исследования Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, В. В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.А. Венгера. А также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.
Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания.
Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым[1].
К.Н. Поливанова дала следующее определение понятию «возрастной кризис»: это преобразование социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т. е. превращение новообразования стабильного периода в субъектную способность индивида.
Таким образом, возрастной кризис можно считать переходным периодом, который неизбежно переживает человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Возрастной кризис обусловлен и биологическими факторами (морфофункциональные перестройки, физиологические сдвиги в организме и др.), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, принятие новых социальных ролей, изменение статуса и др.). Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается и росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, он развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и зла, лжи и искренности, в период детства, формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями.
Возрастные кризисные дисфункции (нарушение, разлад функций) могут иметь непродолжительный характер, иногда оставаясь почти незаметными для самого человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведенческих реакциях, а могут быть достаточно затяжными, длительными.
Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.
Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация прежней ведущей деятельности в новых возрастных условиях затруднена, невозможна, возрастная детерминанта исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздражители неадекватно интенсивными реакциями, что приводит к существенным изменениям в поведении, появлении трудновоспитуемости.
Особенности
протекания возрастных кризисов во многом
зависят от индивидуальных социобиологических
особенностей: характера, эмоционально-мотивационной
сферы и др. Начало кризисного периода
знаменуется конфликтом между желаемым
и доступным, т. е. рассогласованием
рефлексивных моделей (представления
человека о собственной личности,
о других людях, об окружающем мире,
направленность личности и др.) и
готовности человека выполнить прогнозируемую
жизненную траекторию.
Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.
Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиалектически настроенные авторы признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.