Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа
Цель: рассмотреть возрастные кризисы развития личности.
Объект исследования - онтогенетическое развитие личности.
Предмет: психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ……...3
Понятия «возрастной кризис» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………….6
Возрастной кризис как психологическая проблема
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...…7
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КРИЗИСОВ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ…………………………………………9
Характеристика возрастных кризисов до взрослости………………..
Характеристика возрастных кризисов от взрослости до поздней взрослости………………………………………………………………..
Преодоление и исход кризисов………………………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………
Л.И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. Каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу. Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего психологического развития ребенка в соответствующий период, не остается нейтральным по отношению к дальнейшему развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это и дает право рассматривать кризисы в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности, анализ которых позволит вскрыть психологическую сущность этого процесса.
Все эти особенности детей, переживающих критический период, говорят об их фрустрированности. Фрустрация же, как известно, возникает в ответ на депривацию каких-то существенных для человека потребностей. Поэтому можно сделать вывод, что на стыке двух возрастов такую реакцию дают дети, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются те новые потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным, т. е. личностным, новообразованием соответствующего возраста. При этом Л.И. Божович подчеркивала, что следует различать фрустрацию потребности, связанную с ее насильственным подавлением социальными требованиями (от кого бы они не исходили — от окружающих людей или от самого субъекта), и те случаи, когда потребность не удовлетворяется в результате отсутствия у субъекта соответствующих способов ее удовлетворения. Противоречие между субъектом и его возможностями не является конфликтом, оно выступает в качестве основной движущей силы психического развития.
Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертатный кризис; кризис семнадцати лет; кризис тридцати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и описан кризис семи лет (7-й год в жизни ребенка — переходный между дошкольным и отроческим периодом). Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности в воспитательном отношении. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д. Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весь период.
Еще позже был изучен кризис тринадцати лет, который описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает самое название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчерпывающим весь смысл развития в этот период. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения позволяют характеризовать этот период как стадию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «Я» и мир разделены более, чем в иные периоды.
Сравнительно
недавно было теоретически осознано
то положение, что хорошо изученный
с фактической стороны переход
от младенческого возраста к раннему
детству, совершающийся около одного
года жизни, представляет собой, в сущности,
тоже критический период со своими
отличительными чертами, знакомыми
нам по общему описанию этой своеобразной
формы развития. Чтобы получить законченную
цепь критических возрастов, Л.С. Выготский
предложил включить в нее в
качестве начального звена тот, пожалуй,
самый своеобразный из всех периодов
детского развития, который носит
название новорожденности. Этот хорошо
изученный период стоит особняком в системе
других возрастов и является по своей
природе, пожалуй, самым ярким и несомненным
кризисом в развитии ребенка. Скачкообразная
смена условий развития в акте рождения,
когда новорожденный быстро попадает
в совершенно новую среду, которая меняет
весь строй его жизни, характеризует начальный
период вне утробного развития. Кризис
новорожденности отделяет эмбриональный
период развития от младенческого возраста.
Кризис одного года отделяет младенчество
от раннего детства. Кризис трех лет —
переход от раннего детства к дошкольному
возрасту. Кризис семи лет является соединительным
звеном между дошкольным и школьным возрастом.
Наконец, кризис тринадцати лет совпадает
с переломом развития при переходе от
школьного к пубертатному возрасту. Таким
образом, раскрывается закономерная картина:
критические периоды перемежают стабильные
и являются переломными, поворотными пунктами
в развитии, лишний раз подтверждая, что
развитие ребенка есть диалектический
процесс, в котором переход от одной ступени
к другой совершается не эволюционным,
а революционным путем.
Выводы
по 1 главе.
Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические. Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий, как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:
Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
Рассмотрим
кризисы детства более подробно
и последовательно.
Первый – это кризис
новорожденности (0-2 месяца). Кризис
новорожденности был не открыт, а высчитан
последним и выделен как особый, кризисный
период в психическом развитии ребенка.
Признак кризиса - потеря в весе в первые
дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична
и неповторима и определяется двумя моментами.
С одной стороны, это полная биологическая
беспомощность ребенка, он не в состоянии
удовлетворить ни одной жизненной потребности
без взрослого. Таким образом, младенец
- максимально социальное существо. С другой
стороны, при максимальной зависимости
от взрослых ребенок лишен еще основных
средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью
и минимальными средствами общения заложена
основа всего развития ребенка в младенческом
возрасте.
Основное
новообразование - возникновение индивидуальной
психической жизни ребенка. Новое
в этом периоде то, что, во-первых,
жизнь становится индивидуальным существованием,
отдельным от материнского организма.
Вторым моментом является то, что она
становится психической жизнью, ибо,
согласно Л. С. Выготскому, только психическая
жизнь может быть частью социальной
жизни окружающих ребенка людей.
Кризис одного года характеризуется
освоением речевого действия. До этого
организм младенца регулировала биологическая
система, связанная с биоритмами. Теперь
же она вошла в противоречие с вербальной
ситуацией, основанной на самоприказе
или приказе со стороны взрослых. Таким
образом, ребенок в возрасте около года
оказывается вообще без системы, позволяющей
ему надежно ориентироваться в окружающем
мире: биологические ритмы сильно деформированы,
а речевые не настолько сформированы,
чтобы ребенок мог свободно управлять
своим поведением.
Кризис
характеризуется общим
-
нарушение всех биоритмических
процессов (сон-бодрствование);
нарушение удовлетворения всех витальных
потребностей (напри-
мер, чувства голода);
-
эмоциональные аномалии (угрюмость,
плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.
Далее рассмотрим кризис трех лет. На подходе к кризису присутствует когнитивная симптоматика:
Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы кризиса по их количеству называют семизвездием кризиса 3 лет:
По
отношению к младшим сестрам
и братьям деспотизм
Кризис семи лет напоминает кризис
одного года - это кризис саморегуляции.
Ребенок начинает регулировать свое поведение
правилами. Раньше покладистый, он вдруг
начинает предъявлять претензии на внимание
к себе, поведение становится вычурным.
С одной стороны, у него в поведении появляется
демонстративная наивность, которая раздражает,
так как интуитивно воспринимается окружающими
как неискренность. С другой, кажется излишне
взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Для ребенка 7 лет распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.
Вслед за кризисом семи лет следует кризис подросткового возраста. Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе описан как «возраст второй перерезки пуповины», «негативная фаза полового созревания». Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых. Симптомы кризиса таковы: