Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 09:37, реферат
Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Кризисное состояние лишает человека опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты.
ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА------6
1.1 Кризис детства------------------------------------------------------------------6
1.2 Кризис школьного возраста------------------------------------------------17
1.3 Кризис юности------------------------------------------------------------------26
1.4 Кризис молодости-------------------------------------------------------------28
1.5 Кризис среднего возраста---------------------------------------------------30
1.6 Кризис середины жизни. Старость---------------------------------------32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ------------
по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
тема: «Возрастные кризисы в жизни человека»
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ----------------------
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА------6
1.1 Кризис детства-----------------------
1.2 Кризис школьного возраста----------------------
1.3 Кризис юности------------------------
1.4 Кризис молодости---------------------
1.5 Кризис
среднего возраста----------------------
1.6 Кризис середины жизни. Старость----------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема реферата была выбрана не случайно, так как понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.
Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Кризисное состояние лишает человека опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя. Поэтому психологический кризис – это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост – с другой. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему сотрудничества, т. е. переход к новой ведущей деятельности.
Тема «Возрастные кризисы в жизни человека» является актуальной, так как стремительные изменения в обществе стимулируют ребенка, взрослого к непрерывному развитию, а лабильность социальных норм размывает ориентиры развития личностной идентичности. Среди различных
форм идентичностей наиболее общими и разделенными являются возрастные ориентиры как основа самоидентификации взрослых и детей. Изучение системных закономерностей кризисов личности (причин, особенностей проживания, условий и ресурсов) позволит выработать общие принципы и разработать индивидуальные стратегии психологического сопровождения личности взрослого и ребенка в периоды кризисов. Это одна из существенных причин, которой вызвана необходимость разработки общепсихологической концепции кризиса развития личности.
Цель работы – рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития.
Основными задачами данной работы является рассмотрение так называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни:
- кризис новорожденного, одного года, трех, семи;
- переходного возраста;
- кризис молодости;
- кризис середины жизни в 35-45 лет;
- старость
Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно, по меньшей мере, предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.
Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека - Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их, тем не менее, следовало бы задать теоретически».[5,с.358] Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Кризис детства
Понятие возрастных кризисов связано, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.
В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития:
*новорожденный (1-10 дней);
*грудной возраст (10 дней - 1 год);
*раннее детство (1-3 года);
*первое детство (4-7 лет);
*второе детство (8-12 лет);
*подростковый возраст (13-16 лет);
*юношеский возраст (17-21 год);
*зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;
*второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины);
*пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);
*старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины);
*долгожители (90 лет и старше).
Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.
1. Детство, включая младенчество (0- 7 года)
2. Школьный возраст (7 – 16 лет)
3. Юность (16 -20 лет)
4. Молодость (20-30 лет)
5. Взрослость (30 -60 лет)
6. Пожилой возраст и старость (60 - … лет ).
Основные возрастные
кризисы происходят в период детства
и подростковый период, это характеризуется
тем, что именно на начальных годах
жизни человек накапливает
«Все мы родом из детства» как говорил замечательный ученый, основоположник психоаналитического анализа З.Фрейд, имея в виду основные причины возникновения психических заболеваний, неврозов, отклонений у взрослого человека. Поэтому наибольшее внимание современности уделено именно детским кризисам. [5]
- Кризис новорожденности
Само понятие « новорожденный » таит в себе огромный смысл – новый и рожденный (др. слав. рож ( рожь) – жизнь ), то есть новая жизнь. Новый человек приходит в эту жизнь, и в этот момент он сталкивается с самым главным кризисом своей жизни – рождением. Ему приходится отказаться от всего того, что у него есть - его привычного и комфортного мира, и мало того, еще и знакомство с другим, страшным и неизвестным, происходит через преодоление жутких трудностей и препятствий – процесса рождения. Для организма новорожденного, процесс рождения - это тяжкое физическое испытание, которое истощает его организм и является мощной стрессовой ситуацией.
Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в утробе матери. Его жизнь зависит от того, как организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды.
Многие психологи современности указывают на важность процесса рождения естественным путем, ведь именно этот кризис является самым главным звеном в психическом развитии ребенка.
Официальная статистика доказывает, что дети, рожденные естественным путем, быстрее и эффективнее адаптируются в социуме, чем дети, появившиеся на свет в результате «кесарева сечения», среди которых ярко выраженной особенностью является интровертность.
Итак, психическое развитие ребенка в период младенчества, начинается с первого крика, хотя мнения на этот счет у большинства ученых разделяются. Считается что первый крик – это не только результат спазма голосовой щели, который сопровождает дыхательные рефлексы, но и первое проявление отрицательной эмоции. В первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле. При нормальном воспитании, крик постепенно переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции – плач. Плач означает всякие рода страдания, физические или (конечно позднее) душеное горе. Несколько позже появляется улыбка, выражающая положительные эмоции, которая обычно либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к нему ласковые слова и улыбку взрослого.
Ребенок сосредотачивает взгляд на лице взрослого, улыбается ему, оживленно двигает ножками и ручками, издает звуки. Это все есть проявление появившейся потребности общения, первой социальной потребностью ребенка.[10]
- Младенчество
В период младенчества уже ярко обнаруживается общая закономерность психического развития. Младенец очень зависим от взрослого, который удовлетворяет органические потребности ребенка – кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Также взрослый удовлетворяет и растущую потребность во впечатлениях, от него исходят основные осязательные и слуховые впечатления, ощущения пространства, во время передвижения на руках взрослого, возможность видеть новые предметы, трогать их, затем и схватывать.
При правильных методах воспитания, общение постепенно перетекает в совместную деятельность взрослого и ребенка – взрослый вводит ребенка в предметный мир, наглядно демонстрирует способы действия с предметом, помогает выполнить желаемое действие, направляя движения малыша. Совместная деятельность определенным образом формирует положительные привычки и умения правильно себя вести, посредством оценки со стороны взрослого поведения ребенка – поощрение улыбкой, хмуря брови, грозя пальцем, если малыш поступает не так, как следует. Большое значение в такой деятельности имеет способность ребенка подражать действиям взрослого.[12]
Зависимость ребенка от взрослого приводит к тому, что отношение его к самому себе и к действительности всегда преломляется сквозь призму отношений с другим человеком. Недостаток любви и внимания со стороны взрослого, негативно отражается на будущей самооценке ребенка, формируют комплекс «недолюбленности», верно и другое, переизбыток внимания и постоянное «облизывание» малыша, приводит к тому, что в будущем он может стать «зависимым» - от родителей (в психологической практике часто встречаются случаи, когда взрослый мужчина не может создать семью, подсознательно нуждаясь в постоянной опеке мамы ), а так же как крайние варианты выражения – зависимость от алкоголя и наркотиков.
- Раннее детство
Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только усвоением разнообразных действий, но и формированию качеств, необходимых для их выполнений.
Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки.
По мнению Э. Эриксона, этому периоду характерно три линии развития, готовя, одновременно и его кризис: [12]
1) ребенок становится
более настойчивым и свободным
в своих движениях и
2) его чувство
языка становится настолько
3) речь и развивающаяся
моторика позволяют ребенку
В этот период формируются предпосылки мужской и женской инициативы, а так же некий половой образ себя, который ярко выражен в игре; - у мальчика акцент выставлен на «делании», а у девочек – «ловлей» в виде или агрессивного захвата, или превращении себя в привлекательную и неотразимую особу.