Возрастные кризисы в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 09:37, реферат

Краткое описание

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Кризисное состояние лишает человека опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА------6
1.1 Кризис детства------------------------------------------------------------------6
1.2 Кризис школьного возраста------------------------------------------------17
1.3 Кризис юности------------------------------------------------------------------26
1.4 Кризис молодости-------------------------------------------------------------28
1.5 Кризис среднего возраста---------------------------------------------------30
1.6 Кризис середины жизни. Старость---------------------------------------32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ------------

Файлы: 1 файл

основы педагогики и психологии.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

тема: «Возрастные кризисы в жизни человека»

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------3

ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА------6

1.1 Кризис детства------------------------------------------------------------------6

1.2 Кризис школьного возраста------------------------------------------------17

        1.3 Кризис юности------------------------------------------------------------------26

         1.4 Кризис молодости-------------------------------------------------------------28

        1.5 Кризис среднего возраста---------------------------------------------------30

         1.6 Кризис середины жизни. Старость---------------------------------------32

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------38

         СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          ВВЕДЕНИЕ

Данная тема реферата была выбрана не случайно, так как понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

Кризис в  жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Кризисное состояние лишает человека опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя. Поэтому психологический кризис – это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост – с другой. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему сотрудничества, т. е. переход к новой ведущей деятельности.

           Тема «Возрастные кризисы в жизни человека» является актуальной, так как стремительные изменения в обществе стимулируют ребенка, взрослого к непрерывному развитию, а лабильность социальных норм размывает ориентиры развития личностной идентичности. Среди различных

форм идентичностей наиболее общими и разделенными являются возрастные ориентиры как основа самоидентификации  взрослых и детей. Изучение системных  закономерностей кризисов личности (причин, особенностей проживания, условий и ресурсов) позволит выработать общие принципы и разработать индивидуальные стратегии психологического сопровождения личности взрослого и ребенка в периоды кризисов. Это одна из существенных причин, которой вызвана необходимость разработки общепсихологической концепции кризиса развития личности.

  Цель работы – рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития.

Основными задачами данной работы является рассмотрение так называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни:

         - кризис новорожденного, одного года, трех, семи;

         -  переходного возраста;

         - кризис молодости;

         - кризис середины жизни в 35-45 лет;

         - старость

Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно, по меньшей мере, предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.

Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его  влияние на развитие человека - Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их, тем не менее, следовало бы задать теоретически».[5,с.358] Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Кризис детства

         Понятие возрастных кризисов связано, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.

           В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития:

*новорожденный (1-10 дней);

*грудной возраст (10 дней - 1 год);

*раннее детство (1-3 года);

*первое детство (4-7 лет);

*второе детство (8-12 лет);

*подростковый возраст (13-16 лет);

*юношеский возраст (17-21 год);

*зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;

*второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины);

*пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);

*старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины);

*долгожители (90 лет и старше).

Однако, психическое  развитие человека индивидуально, оно  условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько  основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.

1. Детство, включая младенчество (0- 7 года)

2. Школьный возраст  (7 – 16 лет)

3. Юность (16 -20 лет)

4. Молодость  (20-30 лет)

5. Взрослость (30 -60 лет)

6. Пожилой возраст  и старость (60 - … лет ).

Основные возрастные кризисы происходят в период детства  и подростковый период, это характеризуется  тем, что именно на начальных годах  жизни человек накапливает ведущие  знания и восприятия самого себя, которые  являются базисом для его дальнейшего  позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается и росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, он развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и зла, лжи и искренности, в период детства, формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями.[1]

«Все мы родом из детства» как говорил замечательный ученый, основоположник психоаналитического анализа З.Фрейд, имея в виду основные причины возникновения психических заболеваний, неврозов, отклонений у взрослого человека. Поэтому наибольшее внимание современности уделено именно детским кризисам. [5]

- Кризис новорожденности

Само понятие  « новорожденный » таит в себе огромный смысл – новый и рожденный (др. слав. рож ( рожь) – жизнь ), то есть новая жизнь. Новый человек приходит в эту жизнь, и в этот момент он сталкивается с самым главным кризисом своей жизни – рождением. Ему приходится отказаться от всего того, что у него есть - его привычного и комфортного мира, и мало того, еще и знакомство с другим, страшным и неизвестным, происходит через преодоление жутких трудностей и препятствий – процесса рождения. Для организма новорожденного, процесс рождения - это тяжкое физическое испытание, которое истощает его организм и является мощной стрессовой ситуацией.

Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к  условиям существования, которые резко отличаются от существования в утробе матери. Его жизнь зависит от того, как организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды.

Многие психологи  современности указывают на важность процесса рождения естественным путем, ведь именно этот кризис является самым главным звеном в психическом развитии ребенка.

Официальная статистика доказывает, что дети, рожденные  естественным путем, быстрее и эффективнее  адаптируются в социуме, чем дети, появившиеся на свет в результате «кесарева сечения», среди которых ярко выраженной особенностью является интровертность.

Итак, психическое развитие ребенка в период младенчества, начинается с первого крика, хотя мнения на этот счет у большинства ученых разделяются. Считается что первый крик – это не только результат спазма голосовой щели, который сопровождает дыхательные рефлексы, но и первое проявление отрицательной эмоции. В первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле. При нормальном воспитании, крик постепенно переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции – плач. Плач означает всякие рода страдания, физические или (конечно позднее) душеное горе. Несколько позже появляется улыбка, выражающая положительные эмоции, которая обычно либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к нему ласковые слова и улыбку взрослого.

Ребенок сосредотачивает  взгляд на лице взрослого, улыбается  ему, оживленно двигает ножками  и ручками, издает звуки. Это все  есть проявление появившейся потребности общения, первой социальной потребностью ребенка.[10]

- Младенчество

В период младенчества уже ярко обнаруживается общая закономерность психического развития. Младенец очень  зависим от взрослого, который удовлетворяет  органические потребности ребенка – кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Также взрослый удовлетворяет и растущую потребность во впечатлениях, от него исходят основные осязательные и слуховые впечатления, ощущения пространства, во время передвижения на руках взрослого, возможность видеть новые предметы, трогать их, затем и схватывать.

При правильных методах воспитания, общение постепенно перетекает в совместную деятельность взрослого и ребенка – взрослый вводит ребенка в предметный мир, наглядно демонстрирует способы действия с предметом, помогает выполнить желаемое действие, направляя движения малыша. Совместная деятельность определенным образом формирует положительные привычки и умения правильно себя вести, посредством оценки со стороны взрослого поведения ребенка – поощрение улыбкой, хмуря брови, грозя пальцем, если малыш поступает не так, как следует. Большое значение в такой деятельности имеет способность ребенка подражать действиям взрослого.[12]

Зависимость ребенка  от взрослого приводит к тому, что отношение его к самому себе и к действительности всегда преломляется сквозь призму отношений с другим человеком. Недостаток любви и внимания со стороны взрослого, негативно отражается на будущей самооценке ребенка, формируют комплекс «недолюбленности», верно и другое, переизбыток внимания и постоянное «облизывание» малыша, приводит к тому, что в будущем он может стать «зависимым» - от родителей (в психологической практике часто встречаются случаи, когда взрослый мужчина не может создать семью, подсознательно нуждаясь в постоянной опеке мамы ), а так же как крайние варианты выражения – зависимость от алкоголя и наркотиков.

- Раннее детство

Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только усвоением разнообразных  действий, но и формированию качеств, необходимых для их выполнений.

Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые  определяют его поступки.

По мнению Э. Эриксона, этому периоду характерно три линии развития, готовя, одновременно и его кризис: [12]

1) ребенок становится  более настойчивым и свободным  в своих движениях и вследствие  этого устанавливает более широкий и, по-существу, неограниченный для него радиус целей;

2) его чувство  языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая должного и вразумительного ответа, что способствует совершенно неправильному толкованию многих понятий;

3) речь и развивающаяся  моторика позволяют ребенку распространить  свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает.

В этот период формируются  предпосылки мужской и женской  инициативы, а так же некий половой  образ себя, который ярко выражен  в игре; - у мальчика акцент выставлен на «делании», а у девочек – «ловлей» в виде или агрессивного захвата, или превращении себя в привлекательную и неотразимую особу.

Информация о работе Возрастные кризисы в жизни человека