Возрастные кризисы в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 09:37, реферат

Краткое описание

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Кризисное состояние лишает человека опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА------6
1.1 Кризис детства------------------------------------------------------------------6
1.2 Кризис школьного возраста------------------------------------------------17
1.3 Кризис юности------------------------------------------------------------------26
1.4 Кризис молодости-------------------------------------------------------------28
1.5 Кризис среднего возраста---------------------------------------------------30
1.6 Кризис середины жизни. Старость---------------------------------------32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ------------

Файлы: 1 файл

основы педагогики и психологии.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

На современном  этапе кризисная ситуация для  пожилых и престарелых людей  обусловлена и усугубляется следующими обстоятельствами:

1. Экономический  статус данной социальной группы  чрезвычайно низок, происходит  процесс обнищания. 

2. Отсутствует  продуманная система профессиональных  маршрутов для лиц пенсионного  возраста, сохранивших трудовую  и социальную активность.

3. Состояние  здоровья людей данной возрастной  категории обычно хуже, чем у  молодых членов общества. Наличие  хронических болезней вынуждает  их чаше обращаться к медицинской  помощи, а это, соответственно, ведет  к дополнительным расходам. Практически  отсутствует реабилитационная система.

4. Нарастающая  новизна ситуации, постоянное возникновение  новых, необычных реалий общественной  жизни на финальном этапе онтогенетического  развития человека порождает  чувство тревоги, апокалипсические  настроения, кризис социальной идентичности у пожилых и престарелых.

5. Службы оказания  социальной помощи находятся  в зачаточном состоянии. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После рассмотрения и изучения, поставленных в начале нашего реферата  следующих задач:

         - кризис новорожденного, одного года, трех, семи;

         -  переходного возраста;

         - кризис молодости;

         - кризис середины жизни в 35-45 лет;

         - старость

        Можно сделать вывод о том, что кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

В кризис новорожденности – происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются.

 Кризис одного  года – возникает потребность  в новых впечатлениях, в общении,  а возможности ограничены - навыки  в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса первого года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые  говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

Кризис шести-семи лет – появление собственной  активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения –  «уже не ребенок, еще не взрослый», психические  и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35 лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.

К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения  в кризисе, поэтому можно лишь предложить общие рекомендации по психокоррекции преодоления возрастных кризисов у лиц разного возраста Данные рекомендации помогут понять и построить более успешные взаимоотношения с окружающими и, главное, себя.

Проблема кризисов и выходов из них, на сегодняшний  день – одна из самых перспективных и актуальных проблем психологии.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

          1.  Выгодский Л.С. Вопросы детской  психологии. – СПб.: Союз, 2009,- 224с.

          2.    Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. - Просвещение, 2006. - 585с.

          3.    Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2010. - 992с.

          4.  Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. / Под ред. Л.А. Венгера. – М: Просвещение, 2009. - 239с.

           5.    Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 608с.

           6.    Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. - 460с.

           7.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007. - 820с.

          8.  Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. - 460с.

          9.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 671 с.

         10.  Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368с.

         11.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. - 850с.

              12.  Эриксон Э. «Идентичность. Юность и кризис» - СПб: Питер, 2008. – 528с.


Информация о работе Возрастные кризисы в жизни человека