Смысл жизни и человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 14:20, реферат

Краткое описание

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблемфилософии, теологии и художественной литературы.В чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни? Множество факторов влияют на представления о смысле жизни: зависят от содержания решаемых проблем, образа жизни,от их социального положения, мировоззрения, исторической ситуации. В положительной среде существования человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья, благополучия, духовного спокойствия. Во враждебной среде - жизнь может утратить для него свою ценность и смысл, что может привести к потере человека, как в прямом, так и в духовном смыслах

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Филосовское видение проблемы 5
1.1 Смысл жизни 5
1.2 «Идеальные типы» философского самовосприятия человека 7
2. Концепции смысла жизни 10
2.1. Философия долженствования 10
2.2. Экзистенциализм 11
2.3.Концепция этической духовности 12
2.4.Философия космизма 13
3. Религия и вопрос о смысле жизни 15
4. Проблема смысла в жизни в русской философии 17
5. Судьба и поиски смысла жизни 20
5.1 Судьба и жизненный путь 20
5.2 Поиски смысла жизни 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 26

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 62.41 Кб (Скачать)

 

           Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

                                     высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Факультет очного обучения

Кафедра Государственного и Муниципального управления

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Философия»

«Смысл жизни и человек»

 

 

 

                                                             Направление подготовки:

                                                      Выполнил студент:

                                                           Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2014г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Вопрос о душе – одна из центральных проблем философии, так как познание души может дать много нового для всякой истины, главным образом для познания природы. Изучение души есть дело естествоиспытателя… Душе свойственно познавать, ощущать, предполагать, также желать и хотеть, вообще ей свойственны стремления… Цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только что она есть…  Природа вещи есть ее цель, то ради чего она существует».1 

Аристотель.

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы. В чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни? Множество факторов влияют на представления о смысле жизни: зависят от содержания решаемых проблем, образа жизни, от их социального положения, мировоззрения, исторической ситуации. В положительной среде существования человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья, благополучия, духовного спокойствия. Во враждебной среде - жизнь может утратить для него свою ценность и смысл, что может привести к потере человека, как в прямом, так и в духовном смыслах. Человек может потерять свою личность, потерять сам себя. Вопросы о смысле жизни люди задавали с древних времен и задают их по сей день, выдвигают противоречащие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения.

Каждый человек хоть раз в жизни задумывался о своем смысле жизни и смысле жизни человека в целом. Ницше утверждал: «Если есть Зачем жить, можно вынести любое Как», и он оказался прав.  Когда человек осознает, что смерть неизбежна и что живет он только один раз, перед ним резко встает вопрос о смысле жизни или как прожить жизнь не в пустую, со смыслом, принести свой вклад в наш мир.

Проблема смысла жизни человека – это практическая, жизненная проблема. Пока человек осознает для чего он живет, пока он понимает смысл своей жизни, он остается личностью, видит для себя жизненные решения. Как только человек перестает это осознавать, он застывает в определенных границах, следует по общественному течению, не имея своего мнения, срастается с определенной социальной ролью. Проблема человека как практическая проблема всегда будет стоять перед каждым из нас. Каждый человек в определенные жизненные моменты ищет цели своего существования, определяет смысл своей жизни, выбирает направление жизненного пути.

Философия организует «пространство выбора» человеком самого себя, она как бы предлагает выработанные философской мыслью на протяжении столетий различные системы ценностных координат человечности. Хотя человек выбирает свой жизненный путь сам, базируется его выбор именно на философских мыслях, на опыте прожитых лет предыдущих поколений.

Окончательный выбор «образа человечности» философия оставляет за самим человеком. Поэтому она не может диктовать человеку, каким он должен быть.

Я решила рассмотреть эту тему, потому что действительно очень заинтересована в ней. Проведя эту небольшую исследовательскую работу, я хочу понять: в чем же смысл человеческого существования?; определить для себя цели и задачи, которых я буду придерживаться в течении своей жизни.

 

 

 

1. Филосовское видение проблемы

1.1 Смысл жизни

В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задумывается о конечности своего существования. Человек единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать её предметом размышлений и исследований. Неизбежность собственной смерти заставляет человека испытывать самые печальные чувства. Боязнь не успеть сделать что то, прожить свою жизнь зря и не так как хочется. Тема неизбежного конца затрагивает самые глубины внутреннего мира.

Первое, что чувствует человек, задумываясь о том, что все не вечно может вызвать растерянность, чувство безнадежности или даже панику.  После преодоления этих чувств, человек обречен жить и мирится с этой мыслью на протяжении всей своей жизни.

Цель и смысл жизни каждого человека тесно связан с социальными действиями, определяющими цель и смысл человеческой истории, общества, эпохи в которой находится человек. В этих условиях человек осознает для себя что он может и не может делать, как индивидуально, так и в обществе. Так же определяется какими средствами можно или нельзя добиваться своих целей, что нравственно, а что нет. Даже если человек руководствуется в своей жизни нравственными целями и использует для их достижения адекватные средства, он понимает что не всегда можно добиться желаемого результата.

Осознавая свое невечное существование, человек выработал собственное отношение к жизни и смерти. Ответ на этот вопрос можно найти в мифологии, религиях, искусстве и различных направлениях философии, которые из покон веков исследуют эти вопросы. Философия направляет нас к разуму человека, так как на этот вопрос человек должен искать ответ самостоятельно, каждый для себя находит то, что нужно именно ему, взяв за основу многовековой опыт философов.

Материализм в философии отрицает всякую возможность физического бессмертия человека, не оставляя ему надежды на загробную жизнь. Поэтому мы продуманно, осмысленно принимаем материалистическое мировоззрение. Трудность этого шага состоит в том, что накопленный нравственный опыт долгое время осмысливается в рамках религии.

В древнекитайской этике значимость человеческой жизни во многом определялась идеалом внутренней свободы. Древнегреческий философ Аристотель считал, что этика не зависит от политических обстоятельств, она дает практические рекомендации, как достичь счастья и осмысленности жизни. Одни считают счастьем добродетель, другие - рассудочность, третьи - мудрость. Счастье в концепции Аристотеля рассматривалось как высшее и прекрасное благо, которое доставляет удовольствие.2

В противовес этой версии стоицизм утверждал, что жизнь человека драматична, подчас окрашена в трагические тона. Удел человека — мужественно вести себя перед реальной угрозой беды или смерти.

Русские религиозные философы считали, что нравственное достоинство человека и его нравственная свобода определяются свыше, что человек должен подчинять свою жизнь поставленной ему запредельной целью.

В Европе место и перспективы человека в мире, стратегию его поведения и высшие цели определяла христианская мораль. Человек должен стать внутренне свободным, достойным свободы и вечной жизни. Религиозный смысл земной истории человечества заключается в искуплении и в спасении мира. Эпоха Возрождения во многом отступила от этих принципов: смысл человеческой жизни - в самом человеческом существовании, а не в божьих "распоряжениях". Кант при истолковании смысла жизни обращался к обязательным нравственным законам, нравственно-разумной природе человека, одинаковой у всех. В философии Гегеля человеческая жизнь лишь в том случае обретает смысл, если она служит орудием саморазвития и самопознания человеческого духа.

Наша жизнь не вечна, так что нужно оставить свой след в истории, прежде чем покинуть этот мир. Это побуждает человека открывать в себе призвания, таланты, отражать в них, те высшие цели, которые невозможно достичь, развивать свои способности и внести свой личный вклад в историю.

В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который реализуется через социум.

1.2 «Идеальные типы»  философского самовосприятия человека

Шелер выдвинул пять «идеальных типов» философского самовосприятия человека, которые и составляют «пространство выбора» себя. Шелер не связывает их с этапами философской мысли. Все они имеют право на существование и в наше время, все они есть в душе человека и по сей день.3

Первая «идея человека», по мнению Шелера, это идея религиозной веры как сущности человека - это ее божественное происхождение, грехопадение и будущее спасение. Христианство с его учением о Богосыновстве приписывает человеку «метакосмическое» значение, приподнимая его над природой. Но прочная божественная основа человеческого бытия вступает в противоречие с земной формой человеческого существования. Отсюда - ощущение надлома, кошмар первородного греха, отягощенность человека природным страхом, страх перед всем земным.

Второй идеальный тип - тип homo sapiens, человека как носителя разума. Сознание, дух возвышают человека над всем сущим. Человек несет в себе божественное начало, которого нет в остальной природе, оно не меняется в зависимости от обстоятельств или эпохи. Эти учения, по мнению Шелера, могли быть как теистическими так и пантеистическими, растворяющими Бога в мире.

Третья идея человека - это представления о человеке как о homo faber, «человеке работающем», развиваемые в рамках натурализма, позитивизма и прагматизма. Способность к мышлению не специфична для человека. Между человеком и животным существуют только количественные различия. Дух - это пассивное «следствие», сопровождающее желания человека, его инстинктивные влечения. Разум выполняет лишь техническую, приспособительную функцию. Истина и ложь, добро и зло, красота и безобразие - это знаки пользы или вреда вещи, события для человека; никакого особого содержания в себе не заключают. В человеке нет стремления к самосовершенствованию; все, что кажется таковым, - это лишь бегство от удовлетворения влечения. Существует три основных системы влечений, которым соответствуют три типа человека. В основе первой системы лежит влечение к продолжению рода, в основе второй - влечение к власти, третья во главу ставит влечение питания. Первую систему влечений поставил в центр своей концепции З. Фрейд, вторую - Н. Макиавелли и Ф. Ницше; третья система влечений стала исходным пунктом концепции К. Маркса.

Четвертая идея человека находится в оппозиции ко всем предыдущим. Она предвидит неизбежную деградацию человека и усматривает в ней его сущность. Сторонники этой «идеи человека» резко разделяют культуру, разум, мир знаков и саму жизнь, чувства и влечения. Человек деградирует от «естественной» жизни, которой соответствуют символ, традиция, политеизм. Естественное заменяется бездушным механизмом.

Пятый «идеальный тип» человека Шелер назвал «постулаторным атеизмом серьезности и ответственности». Это взгляд на человека как на свободное, нравственное существо - «личность». Такое существо может возникнуть только как не запланированное заранее, то есть случайно, без помощи всемогущего существа - Бога. Именно абсурдность, «молчание» мира есть предпосылка человеческой свободы. Мир не должен быть родственен, «единосущен» человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Концепции смысла жизни

Под смыслом жизни в философии подразумеваются те ценности, которые реализует человек в своих поступках, но философов всегда интересовал высший смысл человеческого бытия.

С проблемой смыла жизни связан вопрос о том, как человек распоряжается даром жизни, единственный раз предоставленным ему.

В поисках смысла человеческого бытия и нашей собственной жизни мы обращаемся к различным философским концепциям. Они открывают нам окно в мир внешний и мир внутренний, помогают объяснить наши мысли и чувства. Было бы наивным ожидать, что мы раз и навсегда найдём в них решение всех вопросов, которые волнуют человека.4

2.1. Философия долженствования

Философия долженствования  – это философия, по которой человечество жило и мыслило до сегодняшнего времени, некоторые живут и по сей день. Одним из множества направлений этой философии является марксизм, и только в ней марксизм нашел свое олицетворение.

Личность рассматривается в данной концепции как совокупность общественных отношений, продукт социального воздействия. Согласно ей, человек не имеет права замыкаться на своих личных интересах и потребностях. Наиболее ценные человеческие качества - гражданственность, чувство долга, ответственность, способность подчинить личные интересы общественным. Смысл жизни человека - в служении Отечеству. Ценность человека измеряется тем, как он сумел подчинить себя общественному долгу. Специфичность проявления данной тенденции в советском обществе С.Л. Франк определяет как «социальный фанатизм». Социальный фанатизм практически не отвергает внутренних духовных сил личности.

Таким образом, философия долженствования не только игнорирует внутренние духовные силы человека как источник, побудитель его активности, но и снимает ответственность человека за его деяния, образ жизни.

2.2. Экзистенциализм

Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Отправная точка зрения данной концепции - признание уникальности, индивидуальности, исключительности каждого единичного человеческого бытия, каждой личности.5

Информация о работе Смысл жизни и человек