Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 10:41, реферат
Цель работы – оценка состояния кризиса культуры на современном этапе и анализ его особенностей.
Для раскрытия цели реферата были поставлены следующие задачи:
дать объяснение понятиям «культура» и «кризис культуры»;
определить причины его возникновения;
выявить особенности;
ознакомиться с путями преодоления кризиса.
Введение
Культура, понятие и сущность
Кризис культуры
Сущность
Предпосылки и причины возникновения
Особенности
Пути преодоления
Пути преодоления кризиса культуры
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки РФ
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования «Сибирская
академия государственной
службы»
Кафедра
гуманитарных основ государственной
службы
Реферат
По дисциплине «Культурология»
Тема: «Кризис
культуры и его особенности»
Выполнил:
Научный
руководитель:
Новосибирск 2010
Содержание
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Понятие кризиса культуры оформилось довольно давно, однако широта охвата проблемы социокультурного кризиса, ее предощущение преодолели как временные, так и географические пределы, и сегодня трудно говорить, где и когда действительно возникло предчувствие наступающей катастрофы. Череда социальных катастроф первых десятилетий века, перешедших в эпоху «социализма», а затем изменив свой путь развития на демократический, обусловила стремительное нарастание кризисного сознания в российском обществе и соответственно всплеск интереса к эсхатологическим, «конечным» проблемам. В этой связи тема кризиса не только западной культуры, но и всего мира становится одной из важнейших в наше время. Это объясняется тем, что культура и человек неразрывно связаны друг с другом, они взаимодополняют и обогащают друг друга. Поэтому кризис культуры негативно отражается и на состоянии всего человечества, а следовательно и мира в целом. Кризис культуры во многом является как следствием, так и причиной кризиса всех сфер человеческой жизни. Поэтому вопрос исследования кризиса культуры, его особенностей и путей преодоления является актуальным как никогда.1
Цель работы – оценка состояния кризиса культуры на современном этапе и анализ его особенностей.
Для раскрытия цели реферата были поставлены следующие задачи:
Культура,
понятие, сущность
Культура
– это особый способ человеческой
жизнедеятельности, представленный продуктами
материального и духовного
Культура и человек два неразрывных понятия. Человек создает культуру, а она, в свою очередь, оказывает свое влияние на развитие человека. Поэтому понять сущность культуры можно только через деятельность человечества.
К определению сущности культуры имеется много подходов. Во-первых, культура – это определенный уровень воспроизводства общественной жизни и уровень производства. Во-вторых, культура определяется как способ жизнедеятельности человека. В-третьих, культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.
Таким
образом, все сказанное позволяет
охарактеризовать феномен культуры
через категорию способа
Всеобщей
сквозной закономерностью исторического
бытия мировой культуры выступает
преемственность, процесс накопления
и осаждения результатов, созидание
постоянно растущего, прогрессивно
умножающегося массива
Преемственность
явлений культуры подчиняется
Культура, как этап человеческой истории, не развивается бесконечно. В ней самой заложены истоки последующих преобразований, как позитивных, так и способных привести к разрушению и гибели. На известной ступени развития всякой культуры начинают обнаруживаться начала, которые подрывают ее духовные основы. Чтобы понять судьбу культуры, нужно рассматривать ее динамически и проникать в ее роковую диалектику, поскольку культура есть живой процесс, живая судьба народов. И становится очевидным, что культура не может удерживаться на той серединной высоте, которой она достигает в период своего цветения, ее устойчивость не вечна. Во всяком историческом сложившемся типе культуры выявляется срыв, неотвратимый переход в такое состояние, которое не соответствует традиционному пониманию культуры.3
Кризис культуры
Сущность
Вспыхнув на рубеже XIX – XX вв., социокультурный кризис не оказался локальным, узконациональным явлением, и вряд ли кто-то вправе ограничиваться национальными пределами в характеристике данного феномена. Кризис затронул разные страны и разные стороны общественной жизни, что неизбежно в силу как географической близости, так и культурных, экономических, политических и прочих пересечений.
Кризис культуры — культурологическое понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми ее институтами и структурами и резко изменившимися условиями общественной жизни. На судьбе культуры сказывается столкновение духовнонравственных идеалов с реальной жизнью. Иссякает энергия культур, ценностей, творческий дух покидает культуру, неспособную утолить духовный голод общества.
Кризис культуры – остановка совершенствования человечества, помещение его в интеллектуальную, моральную и обще духовную тьму и узость прошлого, прекращение расширения внутреннего и внешнего кругозора его жизни, закрепощение личности потеря накопленных материальных и духовных богатств и ценностей, снижение нравственного уровня его жизни.
Для истинной культуры характерен четко выраженный темп, с которым сообразованы все ее компоненты. В этом состоянии она – ансамбль с гармоничной конфигурацией компонентов. Иная же культура – вырождающаяся – укладывается и трансформируется по другому принципу. У нее сбивающийся ритм, неустойчивая компоновка элементов. Ускоряющийся темп изменений порождает чувство неизбежного краха, катастрофы, поскольку не может быть долговечным.
Социокультурный кризис неизбежно захватывает все стороны жизни, все формы духовности, все виды человеческой деятельности. Особенно ярко кризис проявился в искусстве. Это и состояние современной музыки, живописи и поэзии, отказавшихся от классических канонов и гармонии, но так и не обретших новых плодотворных, одухотворяющих очертаний, способных привести новое содержание и оформить так ищущих этого бессознательных интенций современного человека. Современное искусство свелось к голой целесообразности, механическому удовлетворению абстрактных, установленных рассудком нужд человека. Здания превратились в машины для жилья. Музыку заставляют содействовать пищеварению. В живописи торжествует документальность и эксперимент, стремящиеся угодить не более как нашему праздному любопытству. Искусство перестало быть выражением духовности. Если раньше главным было искание совершенной природы, совершенных человеческих форм, то в футуризме погибает человек как величайшая тема искусства. В футуристическом искусстве нет уже человека, человек разорван в клочья. Человек превращается в орудие космической эволюции, продукт действия разных космических сил, пересечения разных планетарных эволюций, в которой складываются осколки разных миров. Таким образом, кризис творчества и кризис культуры обнаруживают все более и более умножающиеся симптомы. Закономерный результат этих событий заключается в том, что великие творения литературы, философии, искусства несут отпечаток внутренней неудовлетворенности. Ф. Ницше, Ф. Достоевский, Г. Ибсен сознавали эту трагедию, они мучились внутренним кризисом творчества, невозможностью воплотить замыслы, рожденные творческой фантазией.
Художественная жизнь отразила
кризис в форме отступления
от классических
Также
одна из составляющих современного культурного
кризиса – трагическое
Исключительно
трагичный характер современной
эпохи, неслыханное обилие в ней
зла и слепоты, расшатанности
всех обычных норм и жизненных
устоев предъявляют человеческой душе
такие непомерно тяжкие требования,
с которыми она часто не в силах
справится. Душа подвергается сильнейшему
соблазну либо отречься от всякой святыни
и предаться пустоте и