Кризис культуры и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 10:41, реферат

Краткое описание

Цель работы – оценка состояния кризиса культуры на современном этапе и анализ его особенностей.

Для раскрытия цели реферата были поставлены следующие задачи:
дать объяснение понятиям «культура» и «кризис культуры»;
определить причины его возникновения;
выявить особенности;
ознакомиться с путями преодоления кризиса.

Оглавление

Введение
Культура, понятие и сущность
Кризис культуры
Сущность
Предпосылки и причины возникновения
Особенности
Пути преодоления
Пути преодоления кризиса культуры

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Кризис культуры и его особенности.docx

— 41.66 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования «Сибирская академия государственной  службы» 
 
 

Кафедра гуманитарных основ государственной  службы 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Тема: «Кризис  культуры и его особенности» 
 
 
 
 
 

                     Выполнил:

                     Научный руководитель:  
                 
                 
                 
                 
                 

Новосибирск 2010

Содержание 

Введение

  1. Культура, понятие и сущность
  2. Кризис культуры
    1. Сущность
    2. Предпосылки и причины возникновения
    3. Особенности
    4. Пути преодоления
  3. Пути преодоления кризиса культуры

Заключение

Список  используемой литературы

 

     

Введение 

     Понятие кризиса культуры оформилось довольно давно, однако широта охвата проблемы социокультурного кризиса, ее предощущение преодолели как временные, так и  географические пределы, и сегодня  трудно говорить, где и когда действительно  возникло предчувствие наступающей  катастрофы. Череда социальных катастроф  первых десятилетий века, перешедших в эпоху «социализма», а затем  изменив свой путь развития на демократический, обусловила стремительное нарастание кризисного сознания в российском обществе и соответственно всплеск интереса к эсхатологическим, «конечным» проблемам. В этой связи тема кризиса не только западной культуры, но и всего мира становится одной из важнейших в  наше время. Это объясняется тем, что культура и человек неразрывно связаны друг с другом, они взаимодополняют  и обогащают друг друга. Поэтому  кризис культуры негативно отражается и на состоянии всего человечества, а следовательно и мира в целом. Кризис культуры во многом является как  следствием, так и причиной кризиса  всех сфер человеческой жизни. Поэтому  вопрос исследования кризиса культуры, его особенностей и путей преодоления  является актуальным как никогда.1

     Цель  работы – оценка состояния кризиса  культуры на современном этапе и  анализ его особенностей.

     Для раскрытия цели реферата были поставлены следующие задачи:

  • дать объяснение понятиям «культура» и «кризис культуры»;
  • определить причины его возникновения;
  • выявить особенности;
  • ознакомиться с путями преодоления кризиса.

 

     

Культура, понятие, сущность 
 

     Культура  – это особый способ человеческой жизнедеятельности, представленный продуктами материального и духовного производства, системой социальных норм, учреждений и совокупности отношений к природе, между собой и к самим себе.

     Культура  и человек два неразрывных  понятия. Человек создает культуру, а она, в свою очередь, оказывает  свое влияние на развитие человека. Поэтому понять сущность культуры можно  только через деятельность человечества.

     К определению сущности культуры имеется  много подходов. Во-первых, культура – это определенный уровень воспроизводства общественной жизни и уровень производства. Во-вторых, культура определяется как способ жизнедеятельности человека. В-третьих, культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

     Таким образом, все сказанное позволяет  охарактеризовать феномен культуры через категорию способа человеческой деятельности. Существуя в формах внешней (объективированной), и внутренней (субъектной) предметности, культура выступает как принцип связи общественного человека с предметом, предопределяющий характер и направление самой деятельности. Именно культура, детерминированная системой общественных отношений и выражающая место в них субъекта деятельности, обнаруживает себя, как система регулятивов человеческой деятельности, несущей в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом. Сами эти регулятивы являют единство материального и идеального, их диалектическое взаимодействие. Такой подход к феномену культуры позволяет понять, почему она разлита во всей социальности и как вплетена в общественную жизнь, При этом признании диалектического тождества' культуры всей общественной жизни культура находит в ней свое место, а категория культуры органически укладывается в категориальную систему маркейстско-ленинской философии.2

     Всеобщей  сквозной закономерностью исторического  бытия мировой культуры выступает  преемственность, процесс накопления и осаждения результатов, созидание  постоянно растущего, прогрессивно умножающегося массива объективированных  плодов человеческой деятельности и  их воплощения в активно проявляющихся  культурно-творческих способностях. Преемственность  культуры есть неотъемлемый момент смены эпох культурного развития. Он неотделим от общих характеристик социальной преемственности, заданных внутренними противоречиями основы общественной жизни — материального производства. Без преемственности, эстафетной передачи содеянного от поколения к поколению, опоры новых поколений на фундамент, построенный их предшественниками, само представление о прогрессе оказывается пустым и бессодержательным. Выступая как “свое другое” диалектического отрицания, преемственность может нести в себе и моменты “пережившие себя” (то, что иной раз не вполне точно называют негативная преемственность). Взаимосвязь конструктивности и диструктивности, преодоления и сохранения противоречиво выявляется во всех моментах исторической жизни феномена культуры,

     Преемственность явлений культуры подчиняется общедиалектическому  процессу снятия, включающему в себя аспекты преодоления, сохранения и восхождения на новый более высокий этап. Отбор структурных элементов, отрицаемых культурных форм, их удержание с включением в органическое целой новой формы имеет выражение социально-классовый характер, опосредуется идеологическими моментами. Особенно наглядно это проявляется в отношении социалистической культуры к культурному наследию в области духовной жизни.

     Культура, как этап человеческой истории, не развивается  бесконечно. В ней самой заложены истоки последующих преобразований, как позитивных, так и способных  привести к разрушению и гибели. На известной ступени развития всякой культуры начинают обнаруживаться начала, которые подрывают ее духовные основы. Чтобы понять судьбу культуры, нужно рассматривать ее динамически и проникать в ее роковую диалектику, поскольку культура есть живой процесс, живая судьба народов. И становится очевидным, что культура не может удерживаться на той серединной высоте, которой она достигает в период своего цветения, ее устойчивость не вечна. Во всяком историческом сложившемся типе культуры выявляется срыв, неотвратимый переход в такое состояние, которое не соответствует традиционному пониманию культуры.3

 

     

Кризис  культуры

Сущность 

     Вспыхнув  на рубеже XIX – XX вв., социокультурный кризис не оказался локальным, узконациональным явлением, и вряд ли кто-то вправе ограничиваться национальными пределами в характеристике данного феномена. Кризис затронул разные страны и разные стороны общественной жизни, что неизбежно в силу как географической близости, так и культурных, экономических, политических и прочих пересечений.

     Кризис  культуры — культурологическое понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми ее институтами и структурами и резко изменившимися условиями общественной жизни. На судьбе культуры сказывается столкновение духовнонравственных идеалов с реальной жизнью. Иссякает энергия культур, ценностей, творческий дух покидает культуру, неспособную утолить духовный голод общества.

       Кризис культуры – остановка совершенствования человечества, помещение его в интеллектуальную, моральную и обще духовную тьму и узость прошлого, прекращение расширения внутреннего и внешнего кругозора его жизни, закрепощение личности потеря накопленных материальных и духовных богатств и ценностей, снижение нравственного уровня его жизни.

     Для истинной культуры характерен четко  выраженный темп, с которым сообразованы все ее компоненты. В этом состоянии  она – ансамбль с гармоничной  конфигурацией компонентов. Иная же культура – вырождающаяся – укладывается и трансформируется по другому принципу. У нее сбивающийся ритм, неустойчивая компоновка элементов. Ускоряющийся темп изменений порождает чувство  неизбежного краха, катастрофы, поскольку  не может быть долговечным.

     Социокультурный кризис неизбежно захватывает все  стороны жизни, все формы духовности, все виды человеческой деятельности. Особенно ярко кризис проявился в искусстве. Это и состояние современной музыки, живописи и поэзии, отказавшихся от классических канонов и гармонии, но так и не обретших новых плодотворных, одухотворяющих очертаний, способных привести новое содержание и оформить так ищущих этого бессознательных интенций современного человека. Современное искусство свелось к голой целесообразности, механическому удовлетворению абстрактных, установленных рассудком нужд человека. Здания превратились в машины для жилья. Музыку заставляют содействовать пищеварению. В живописи торжествует документальность и эксперимент, стремящиеся угодить не более как нашему праздному любопытству. Искусство перестало быть выражением духовности. Если раньше главным было искание совершенной природы, совершенных человеческих форм, то в футуризме погибает человек как величайшая тема искусства. В футуристическом искусстве нет уже человека, человек разорван в клочья. Человек превращается в орудие космической эволюции, продукт действия разных космических сил, пересечения разных планетарных эволюций, в которой складываются осколки разных миров. Таким образом, кризис творчества и кризис культуры обнаруживают все более и более умножающиеся симптомы. Закономерный результат этих событий заключается в том, что великие творения литературы, философии, искусства несут отпечаток внутренней неудовлетворенности. Ф. Ницше, Ф. Достоевский, Г. Ибсен сознавали эту трагедию, они мучились внутренним кризисом творчества, невозможностью воплотить замыслы, рожденные творческой фантазией.

       Художественная жизнь отразила  кризис в форме отступления  от классических художественных  принципов и эстетических канонов,  разрушения образной структуры  искусства, переключения на поиски  выразительных средств, принципиально  противостоящих естественной интуиции  художника. Культура стала восприниматься  как условная сфера бытия, каждое  из состояний которой вполне  возможно и даже может быть  сконструировано. Стабильность культуры  оказалась подорванной. Важно  отметить, что в сфере искусства,  на уровне духовного, психологического, эстетического восприятия кризисная  ситуация может проявиться прежде  социальных изменений. Кризис  затронул все виды искусства:  поэзию, живопись, скульптуру, архитектуру,  музыку и др. Художник не может  видеть прежний пейзаж, прежнее  лицо, утрачивает ощущение внутренней  формы наблюдаемого. В архитектуре – «бесплодие внешнего строительства бездушных форм».4 Кризис искусства в сфере музыки выразился в поисках новых гармоний, новых форм, погоней за символами – переносе внимания от мелодии к форме, лишь отдаленно, символически связанной с первой. В поэзии же царит желание вовсе освободиться от слова с его преданиями и законами.

     Также одна из составляющих современного культурного  кризиса – трагическое восприятие последствий широкомасштабного  научно-технического развития. Жизнь  человека рационализируется и механизируется. Оказавшись в ситуации неопределенности, потерянности, человек пытается спастись через рационализацию. Но эта рационализация жизни происходит именно тогда, когда  сам рационализм в классическом понимании этого термина уже  не представляется ценностью, когда  разрушена вера в разум. Человек  все более явственно начинает ощущать абсурдность, бессмысленность  своего существования в мире.

     Исключительно трагичный характер современной  эпохи, неслыханное обилие в ней  зла и слепоты, расшатанности  всех обычных норм и жизненных  устоев предъявляют человеческой душе такие непомерно тяжкие требования, с которыми она часто не в силах  справится. Душа подвергается сильнейшему  соблазну либо отречься от всякой святыни  и предаться пустоте и призрачной свободе неверия либо с угрюмым  упорством вцепиться в обломки  гибнущего старого здания жизни  и с холодной ненавистью отвернуться  от всего мира и замкнуться в себе. Все старые – или, вернее, недавние прежние – устои и формы  бытия гибнут, жизнь беспощадно отметает их, изобличая если не их ложность, то их относительность; и отныне нельзя уже построить своей жизни  на отношении к ним. Кто ориентируется  только на них, рискует, если он хочет  продолжать верить в них, потерять разумное живое отношение к жизни, духовно  сузиться и окостенеть, - а если он ограничивается их отрицанием – духовно  развратиться и быть унесенным мутным потоком всеобщей подлости и бесчестности.

Информация о работе Кризис культуры и его особенности