Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 10:41, реферат
Цель работы – оценка состояния кризиса культуры на современном этапе и анализ его особенностей.
Для раскрытия цели реферата были поставлены следующие задачи:
дать объяснение понятиям «культура» и «кризис культуры»;
определить причины его возникновения;
выявить особенности;
ознакомиться с путями преодоления кризиса.
Введение
Культура, понятие и сущность
Кризис культуры
Сущность
Предпосылки и причины возникновения
Особенности
Пути преодоления
Пути преодоления кризиса культуры
Заключение
Список используемой литературы
Причины
Кризис культуры возникает в периоды социальных трансформаций. Причинами современного культурного кризиса послужили две революции, мировая война и переход на качественно новый уровень производства, то есть переход человечества к информационному обществу. Именно эти процессы привели к кризису идей прогресса, рациональности и гуманизма, к экономическим катастрофам, невидимому развитию технологий и росту промышленности, а также превращению техники в источник угрозы самому существованию человечества.
Разочарование,
овладевшее душами в результате крушения
идеалов революции. Многие увидели
в судьбе русской революции крушение
политического фанатизма
Одну
из основных причин социокультурного
кризиса, который охватил все
человечество, может быть, определяющую,
Розанов видит в кризисе
Такой же точки зрения придерживается и И.Ильин. Одной из причин такого кризиса является отрывание человека от Божественного начала, когда он закрывает в себе доступ к нему и ему доступ к себе, тогда он колеблет в себе человеческий образ, делается все более и более бессодержательным, а воля его – беспредметной. Это происходит, когда человек встает на путь исключительного самоутверждения, признания себя самодовлеющим существом. Стремясь к утверждению индивидуальности, человек на самом деле «истребляет, отрицает себя», теряя образ высшей Божественной природы. Он начинает подчиняться низшим стихиям, что, в конечном итоге, ведет не к утверждению индивидуальности, а разложению человеческой природы, культуры, обезличиванию, уничтожению.
Нынешнее состояние общества, период его исторического развития он склонен рассматривать с позиций прежде всего религиозного кризиса. В его понимании в истории были периоды, когда религии не удавалось достичь означенных целей: «инстинкт и его страстные порывы перестают отзываться на религиозные зовы, образы и знаки (молитвы, догматы и обряды), бессознательное упорно утверждает себя в безбожии и противодуховности».7 Результатом подобных кризисов с неизбежностью становится вырождение всей жизни людей, во всех ее проявлениях, и, безусловно, обнаруживается бессилие и вырождение искусства, также утерявшего связь с религией.
Так
же причина кризиса культура является
сама цивилизация. Приходя на смену культуре,
охваченная мечтой о бесконечно возрастающем
мировом могуществе, цивилизация разрушает
духовные основы предшествующей эпохи,
духовные основы хозяйства, изменяет характер
труда. Цивилизация пытается заменить
духовные ценности культуры принципами
индустриально-
Современная
культура есть не что иное, как беспредельная
рационализация жизни: «Разум признал
себя единственным органом верного
знания и на этом основании требует
себе единовластия во всех сферах человеческой
деятельности». Причина такого ослепления
– громадные открытия естественных
наук и блестящие подтверждения,
которые дает этим открытиям техника.
Однако война показала, что религия
научного прогресса основана на неправильном
расчете. Оказалось, что и на саму
науку, и на все подчиненное ей
воздействуют силы, которые могут
направить все достижения науки
и техники на самое злое дело,
на разрушение всего, что связано
прогрессом. Война вышла из недр
человеческого духа. Наука и техника
– лишь орудия, инструменты, а вовсе
не атрибуты и символы веры и поколения.
Ценность их строго служебная. Непонимание
этого, как и непонимание
Информационный этап научно-технической революции также повлиял на развитие и углубление кризиса, когда общество становится сверхсложной социотехнической системой и возникает «мегамашина», в которой человек из субъекта активности превращается в ее элемент…В супериндустриальной социотехнической системе межчеловеческие связи перестают регулироваться до- и внерациональными способами: чувствами, обычаями, верой, любовью и ненавистью, идеалами, противопоставлениями добра и зла, греха и наказания, прекрасного и безобразного. Духовность редуцируется к разуму, ценности заменяются информацией.10
Особенности
Одна
из главных особенностей современного
культурного кризиса
Из этого возникает его вторая особенность – распространенность по всему земному пространству. Развивающийся культурный кризис не своеобразен для какой-либо отдельной страны или континента, он затронул абсолютно все уголки земли, так как в настоящее время благодаря глобализации все сообщества неразрывно связаны не только экономическими, политическими, но и культурными нитями.
Современный кризис не остается не замеченным в искусстве и науке, он становится одной из ведущих тем в творчестве писателей, художников и исследователей культуры. Таким образом он является основой новых течений, а именно отражение кризисной сущности эпохи – конфликт уходящих приоритетов духовности и нарождающихся приоритетов массового общества.11 Это также является характерной чертой современного культурного кризиса.
Особенно
четко уникальное содержание настоящего
кризиса описал Георг Зиммель: «своеобразной
чертой нашей культуры стало то,
что жизнь, стремясь воплотить себя
в культурных явлениях и формах,
обнаруживает вследствие их несовершенства
основной мотив – борьбу против
всякой формы вообще, то есть борьбу
против культуры как таковой».12
Пути
преодоления
Выделяют несколько путей преодоления культурного кризиса.
Индустриально-
Выход
из кризиса может быть найден в
слиянии двух ранее раздельных традиций
– издавна присущей немецкому
менталитету склонности к самоотречению,
дисциплине, долгу, обязанностям и социалистической
идеологии. Они должны объединиться
в общем стремлении к преодолению
пагубного распространения
Концепция
фашистского государства. Как отмечает
Ю. Н. Солонин, «в фашистской революции»
следует отметить устойчивую направленность
на ресакрализацию социальной жизни, построенную
на формуле культуры, утверждающей
священный статус единства по натуралистическим
признакам (единство почвы и крови),
по совпадению примитивных расовых
инстинктов индивидов; утверждение
корпоративной структуры и
Характерные для России:
христианский социализм. В основе христианские идеалы нравственности, добра, человеколюбия, отрицание самой возможности эксплуатации человека человеком. Это справедливое общество, в котором люди объединены духовными ценностями, верой, церковью.
монархизм.
Каждая из этих программ – своеобразная альтернатива кризисному развитию.
Философ
рисует возможные перспективы
Один из путей, ведущих от культуры к новой фазе развития общества – цивилизация, определяется индустриально-техническим преобразованием жизни. Но внутри самой культуры может разгореться и иная воля – к жизни, к ее преображению. В этом смысле цивилизация не является единственным, неизбежным концом культуры.
Новый
тип отношения к миру, когда
знание должно стать не умозрительным
описанием и объяснением
Заключение
Моделируя новую, постнововременную культуру, XX век без опоры на религиозные ценности так и не сумел сформировать новую культурную парадигму, способную одухотворить бессознательные порывы и инстинкты человека. Современный человек, пережив все катастрофические испытания столетия, растеряв религиозные, национальные, культурные основания, продолжает терзаться приступами кризисного сознания, облекая его в формы экономического, политического, экологического и прочего даже не кризиса, а, скорее всего, отчуждения. При всей своей нынешней привычности и светской приятности проявления «культуры» и «искусства» ХХ в. есть не что иное, как попытка преодолеть это кризисное сознание, найти новые формы одухотворенности, которые, видимое, найти и не удастся, поскольку следует в конце концов понять, что кризис культуры – переход в новое существование, без культуры, без науки в нововременном понимании, без философии, без искусства. Нововременное человечество агнозирует, долго и болезненно, но должны проявиться новые формы существования, новые фундаментальные аксиомы.