Гендерные особенности кризиса 30 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить гендерные стереотипы протекания кризиса у мужчин и женщин.
Объект исследования: особенности протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.
Предмет исследования: гендерные стереотипы протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Гендерные особенности кризиса 30 лет
1.1. Гендерные стереотипы 8
1.2. Определение кризиса 30 лет 15
1.3. Модели поведения мужчин и женщин
при прохождении кризиса 30 лет 20
1.3.1. Модели поведения мужчин 21
1.3.2. Модели поведения женщин 25
Глава 2. Психодиагностическое исследование гендерных
стереотипов протекания кризиса 30 лет
2.1. Программа исследования 32
2.2. Методики психологического исследования 34
2.3. Проведение и результаты исследования 38
2.4. Анализ теоретического материала и практического
исследования 54
Выводы 59
Заключение 60
Библиография 61
Приложения 63

Файлы: 1 файл

Курсовая кризис 30 лет.doc

— 482.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

  1. 3. 2  Модели  поведения  женщин

 

Многие женщины стремятся  к равенству с мужчинами. Это  желание пронизывает все классы, расовые и возрастные группы, что и стимулирует изменение старых моделей поведения. Женщины стали стремиться к самостоятельности.  Для многих уже становится правилом : ни на кого не опираться и не дать себе попасть в зависимость от кого либо. Молодые женщины мечтают сделать карьеру, способствующую развитию ее личности более, чем обычная работа. Конечно, при этом испытывая трудности совместный с мужем и детьми уход за домом. Однако женщина всегда может изменить свои решения и модель поведения.

Вот как описываются модели поведения женщин в книге Г.Шихи «Возрастные кризисы».

«Заботливые». Большинство выбирают модель поведения заботливой женщины. Этой модели поведения присущи огромное проявление заботы, умение оказать помощь в трудных ситуациях, умение выслушать других людей в нужную минуту  и вера в них. Выбравшие эту модель поведения, женщины, живут для человеческих взаимоотношений  и удовлетворяют свои личные амбиции через близких людей.

Порой, вместо того, чтобы  заниматься воплощением своих желаний, она оказывает поддержку своему мужу в воплощении его мечты. Часто уступает ему и помогает во всем, чтобы сделать карьеру мужу или заработать достаточное количество денег. Однако это не имеет  ничего общего с «воплощением своего полного потенциала в работе». Заботливая женщина часто не готова к  жизненным неприятностям . Это совершенно может выбить ее из колеи. Мужчины, наоборот,  борясь дальше, в середине жизни могут оставить свою «заботливую» жену. Дети вырастают, а нерешенные проблемы остаются. Для нее могут наступить трудные времена. Это редко учитывается заботливыми женщинами, когда они еще полны иллюзий молодости. Такая женщина живет  своими привязанностями и зависит от них. Им не удается разрешить задачи, которые стоят перед человеком в этом возрасте: обретение независимости и автономии, формирование собственной идентичности, целостного образа «Я», сочетающего различные элементы личности. Даже отделившись от родительской семьи, она все равно не становится самостоятельной: родительские функции берет на себя муж.

Существует несколько  возможностей патологической идентификации  этой модели развития: муж и его  достижения, дети, секс, накопительство. При идентификации через мужа ей угрожает потеря собственной индивидуальности. Статус приобретается через достижения мужа и обладание дорогими вещами, которые становятся символами статуса. Другое проявление – материнство. Наличие детей дает смысл существования,  доказывая женскую сущность. Секс может стать лекарством от скуки, но не становится средством самоидентификации.

Кризис 30 лет, когда большинство  людей проходит ситуацию перевыбора, застает женщин с такой моделью  поведения совершенно неподготовленной и уязвимой для ударов судьбы: она  не самостоятельна, пассивна, экономически зависима, не имеет хорошего образования  и карьеры. неопределенную идентичность. Это говорит о том. что не решена предыдущая задача развития. Ожидание возможности создать отношения, приносящие удовлетворение, становятся гнетущими. из-за растущей неуверенности в себе, замедления общего развития, тяготит экономическая зависимость. В сфере личных достижений ощущается пустота, теряется смысл жизни, появляется озлобленность. Задача развития осложняется семейными проблемами и отставанием в профессиональной сфере от сверстников. При негативном разрешении кризиса может быть регрессия на предыдущую стадию развития и риск  возникновения невростении. В какой-то момент каждая заботливая женщина должна научиться заботиться о себе.

«Или  – или». Эти женщины в 20 лет должны сделать свой выбор между любовью и детьми или работой и образованием.

Различают два типа таких  женщин: одни откладывают мысли о  карьере на более поздний срок, другие  сначала стремятся закончить, свое профессиональное образование, перенеся материнство, а иногда и брак, на более поздний срок.

В первом случае преимуществом становится то, что женщина получает возможность проделать большую внутреннюю работу, которая поможет ей в дальнейшем определить свои приоритеты.

Опасность этой модели поведения  является то, что при откладывании разрешения кризиса на более поздний срок возможны снижение профессиональных навыков. Кризис состоит в том, что подавление той части своего «Я», которая хочет сделать карьеру. субъективные ощущения: тревога, смутные опасения, недовольство своей ролью домохозяйки.

Когда женщины откладывают свое материнство и замужество, то для них проявлением кризиса является внезапное осознание того, что осталось мало времени для рождения детей. И потому ощущение  своего одиночества. Достигшей определенного положения в обществе женщине трудно найти подходящего партнера и завести семью. Среди не вышедших замуж выделяется группа, которая выбрала новые задачи развития, и ту, которая задачи кризиса не разрешила.

Наиболее эффективным считается  вариант, при котором женщине  удается сбалансировать взаимность с индивидуальностью. Сначала делается карьера, затем вступление в брак и становление матерью к 30 годам. Преимущество в том, что это позволяет  планировать события и женщина более подготовлена к переходу 30 лет. Замечена тенденция, что большее количество женщин откладывают материнство на более поздний срок. Кризис тогда состоит в том, что она может не успеть стать матерью по биологическим факторам.

«Интеграторы». Пытаются сочетать брак и материнство с карьерой. В 20 лет хочется сделать все и сразу. Учиться, любить, исследовать. Сбежать из маленького городка. Добиваться. Найти партнера. Завести ребенка. Но вряд ли в 20 лет можно соединить брак, карьеру и материнство. Это становится возможным только к 35 годам. Так Дэниел Левинсон придерживался следующего мнения:

«Когда задачи, связанные  с этим периодом, остаются в основном нерешенными, они могут усложнить  или наслоиться на задачи следующего периода. В экстремальных случаях  развитие может задержаться до такой  степени, что человек не в состоянии  окажется войти в новый период: безнадежно борется со старым, он может искать смерти; либо он может найти определенную защищенную нишу, где, временно освободившись от пресса внешних требований, он сможет провести внутреннюю подготовительную работу на новый период».

Итак, к 30 годам женщины  хорошо образованы, вышли замуж за деловых мужчин, стали матерями первых учеников, отработали пять-десять лет. Что же они ищут в переходе к 30 летнему возрасту? Они ищут ослабления жестких рамок, отдыха. Но проходит время, и они вновь ощущают дискомфорт и желание вернуться к активной работе. тридцатилетний возраст для интегратора – это время дополнений. С большим опытом и уверенностью в себе и своих силах появляется готовность к соперничеству.

Может появиться еще  одна проблема – одинокая мать и воскресный отец. Это способ улаживания кризиса супружеской пары. Разведенным родителям предлагается испытание: относиться друг к другу с терпением, вежливостью, учитывать финансовое положение обоих, так как теперь все должно делаться ради ребенка. Мужчина, которой выполняет свой отцовский долг, позволяет женщине сочетать материнство с карьерой и к тому же оставить время для того, чтобы оставаться любящей сексуальной женщиной. Если бы подобные отношения соблюдались в брачном союзе, то женщине удалось бы  соединить все стороны ее существа.

«Женщины, которые никогда не выходят замуж». Существуют данные, показывающие, что на каждом возрастном уровне средняя одинокая женщина превосходит (в образовании, в профессии, в доходе) среднего одинокого мужчину. Сегодня некоторые женщины придерживаются новых форм отношений. Одни женщины этой группы гетеросексуальны, другие  являются  лесбиянками, а третьи представляют золотую середину.

Некоторые незамужние женщины  становятся общественными работниками, нянями-гувернантками, воспитателями для сирот, они направляют свои созидательные способности на заботу о детях всего мира. Однако есть и женщины, которые становятся «офисными женами», которые посвящают свою жизнь политикам и готовы исключить любые другие личные привязанности.

«Неустойчивые».  К этой модели относятся женщины, которые в 20 лет оставляют все возможности для себя открытыми. Молодые,  одинокие, здоровые женщины могут приобрести богатый опыт, продлевая эксперимент поиска. отказавшись от брака они получают большую свободу. Они могут завязывать сексуальные взаимоотношения, менять образ жизни, полагаясь на свой ум и способности. Женщина, выбравшая такую модель поведения, предпочитает никак не определяться в жизни: не имеет постоянного заработка, семьи, профессии, часто бродяжничает и обладает, как правило, незрелой личностью, не готова «любить и работать», имеет низкую самооценку, живет сегодняшним днем, не задумываясь о будущем.  Содержание кризиса: к 30 годам женщина устает от «вольной жизни», встает проблема дальнейшего самоопределения, поиск себя в мире взрослых и приобретении профессии. Она должна решить проблемы и юношеского, и 30 летнего периода. Если задачи предыдущего периода не решены, они могут усложниться или наложиться на задачи следующих периодов развития. Иногда развитие может сильно задержаться до такой степени, что человек не в состоянии войти в следующий период. Женщина чувствует , что ее давят новые задачи, а со старыми она еще не справилась. Поэтому могут появиться психические заболевания, потеряется жизненный ориентир и желание смерти. Эти женщины могут входить в группу риска: ведут асоциальный образ жизни, для них характерно деструктивное поведение, употребление алкоголя и наркотиков. При самом негативном исходе данные проблемы обостряются, женщина «застревает» на юношеской стадии.

 

Вот как высказалась  Маргарет Мид о моделях поведения  мужчин и женщин :

«Единственный путь к  соединенной (интегрированной) жизни  – это отказ от игры по ролям».

Некоторые мужчины больше заинтересованы в человеческих отношениях, чем в общественных достижениях. Они хотят сначала построить дом, завести семью, детей, нежели ходить в офис каждый день. В то же время есть женщины, которые просто не подходят для дома и воспитания детей. Нам нужно иметь представления о различных вариантах: мужчина старше, женщина старше, мужчина уходит на работу, женщина уходит на работу, оба уходят на работу на неполный  рабочий день, один из них работает один год, другой в следующий год  - тогда ни одна из моделей поведения не будет выглядеть странной. Это будут интересные различия, и не более того».

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2.  ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ  ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ  ПРОТЕКАНИЯ   КРИЗИСА  30 ЛЕТ

 

2. 1    Программа   исследования

 

Объект  исследования:  особенности протекания кризиса  30 лет у мужчин и женщин.

 

Предмет  исследования: гендерные стереотипы протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.

Цель  исследования:  выявить  гендерные стереотипы протекания кризиса  30 лет у мужчин и женщин.

На  основании материалов  из первой главы определены следующие    задачи практического исследования:

  1. Провести теоретический анализ гендерных стереотипов поведения мужчин и женщин при прохождении  кризиса  30 лет.
  2. Подобрать методики для использования выдвинутой гипотезы.
  3. С помощью диагностики депрессивных состояний выявить в выборке 3 группы испытуемых: с высоким, средним, низкими показателями.
  4. Определить уровни смысложизненных ориентаций, самоактуализации, самооценки у мужчин и женщин в каждой группе.
  5. Проверить гипотезу о том, что существуют гендерные различия в особенностях переживания кризиса  30 лет у мужчин и женщин, находящихся в одном уровне депрессии, имеют качественные  различия  в смысложизненных ориентациях, самоактуализации, самооценки.
  6. Сделать  анализ и выводы  о проделанной исследовательской работы.

 

Выборка: в исследовании приняли участие 12 мужчин и 12 женщин  в возрасте  30 лет.

2. 2  Методики  психологического  исследования

 

2. 2. 1  Диагностика   депрессивных состояний у мужчин  и женщин 30 лет  проведена с  использованием  методики дифференциальной диагностики  депрессивных состояний В.А. Жмурова.

Депрессия – состояние, при котором изменяется отношение  человека к жизни и деятельности. Методика выявляет  депрессивное состояние . она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент. Методика состоит из 44 групп утверждений, в каждой из которых испытуемый должен выбрать одно, наиболее подходящее для него.  Каждое утверждение в группе имеет свой номер: 0, 1, 2, 3,  который является одновременно баллом, получаемым испытуемым за выбор конкретного утверждения. По количеству набранных баллов определяется уровень депрессии:

1 – 9   депрессия  отсутствует или незначительна;

10 – 24  депрессия  минимальна;

25 – 44   легкая  депрессия;

45 – 67   умеренная  депрессия;

68 – 87   выраженная депрессия;

88 и более  глубокая  депрессия

 

Источники:

  1. Методика определения уровня депрессии В.А.Жмуров.  Диагностика  эмоционально – нравственного развития. Ред и сост. И.Б.Дерманова , СПб, 2002, стр. 135  - 139.
  2. Практическая психодиагностика .Диагностика психических  состояний и свойств личности. Ред. и сост. Д.Я.Райгородский. , Бахра – М, 2007, стр. 84 – 92.

Информация о работе Гендерные особенности кризиса 30 лет