Кризис 3-х лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:45, контрольная работа

Краткое описание

Кризис трех лет – можно назвать границей между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я».

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по возрастной психологии.docx

— 21.42 Кб (Скачать)
 
 

Ленинградский государственный университет им. Пушкина 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине:

 «Возрастная  психология»

На тему : Кризис 3х лет. 
 
 
 

Выполнила студентка  II курса

 факультета  психологии

Григорьева  Татьяна 
 

Общая характеристика кризиса

Знаменитый  кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе

"О личности  трехлетнего ребенка".

Кризис трех лет – можно назвать границей между ранним и дошкольным детством - один из наиболее  трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я».

Кризис трех лет представляет собой ломку  взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и  взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной  деятельности, которая знаменует  собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом  и способом действия с ним, а как  бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Ребёнок в этом возрасте становится болезненно упрямым, капризным, своевольным, непослушным, настроение его меняется каждую минуту, и он практически не поддается контролю. Однако есть дети, в ком почти не заметен так называемый кризис трех лет, но эти дети – редкость. Некоторые характерные признаки этого периода могут наблюдаться уже в 2,5 года и длиться до 4 лет – сила и продолжительность кризиса зависит от особенностей личности вашего ребенка, от условий воспитания, семейной ситуации. Кризис трех лет сравнивают со вторым рождением человека – это, несомненно, очень важный и сложный переходный период.

Cовсем недавно он был физически и психически неразрывно слит с мамой, они были одним целым, одной вселенной, теперь же малыш начинает понимать, что он – совершенно отдельное существо, которому противостоит огромный и зачастую враждебный мир; он чувствует себя слабым и беспомощным, ему страшно. Его желания несоизмеримы с возможностями и часто встречают сопротивление и неодобрение взрослых. И он защищается, он ведет себя агрессивно, он пробует на вкус новые способы поведения, не опираясь на опыт взрослых, он – сам, сам хочет достичь результата, сам выбирать и решать, он сам хочет доказать себе свою состоятельность и силу. У него появляется самолюбие, он самоутверждается, его самооценка зависит от успеха его деятельности и от оценок окружающих, он очень раним и восприимчив в это время.

Вот так называемое «семизвездие», сопровождающее этот непростой период жизни ребенка – это своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.

       Итак, откуда берется этот букет негативных симптомов? Почему за достаточно короткий срок из милого, послушного существа ребенок  превращается в упрямого, грубого  и ревнивого деспота? Против чего и почему он стал протестовать и  бунтовать?

       Выготский,  рассматривая кризис трех лет, задается тремя вопросами:

    • Что нового (какие новообразования переходного типа) возникает в указанное время и какова судьба новообразования, которое должно исчезнуть?
    • Какая смена центральных и побочных линий развития здесь происходит?
    • Как оценить критический возраст с точки зрения зоны его ближайшего развития, т.е. отношения к следующему возрасту?

       Анализируя  кризис, Выготский отмечает, что здесь нельзя исходить только из теоретической схемы. Необходим анализ фактических материалов, чтобы осознать основные теории, которые были предложены для объяснения этого материала.

       Для осмысления того, что происходит в  этот период, Выготский предлагает прежде всего рассмотреть социальную ситуацию развития и, в частности, симптомы возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, называется первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трех лет. Вторым поясом симптомов называют последствия основных симптомов и дальнейшее их развитие.

       Итак, семь симптомов, включенных Выготским в первый пояс.

Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались

Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер Это протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет чтото делать Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах -- о самостоятельности намерения, замысла

Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними",-- писал Л. С. Выготский. Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т.п.

Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т.п. 

  Деспотизм в семье с одним ребенком и ревность в семье, где двое и больше детей. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он диктует свои условия: чего он не хочет, что хочет; что будет делать, чего не будет; что должны и чего не должны делать все вокруг. Та же тенденция к власти в семье, где несколько детей служит источником ревности к другим детям. 

       Второй  пояс симптомов - последствия основных симптомов и их дальнейшее развитие - вытекает как следствие из установки  ребенка на самостоятельность. Благодаря  изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, того, что  затрагивает самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в  целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Это часто служит причиной невротических реакций детей, например, энурезы, ночные страхи, заикания, обострения негативизма и упрямства вплоть до гипобулических припадков.

       Приводя примеры из собственной клинической  практики, Выготский прослеживает в осложнениях кризиса, которые составляют второй пояс симптомов, одну цепь - от трудного воспитания внутри семьи до того состояния, которое дает невротические, психопатические симптомы.

Из новообразований  кризиса трех лет возникает тенденция  к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого -- ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения, подчеркивал Д. Б. Эльконин.

Выводы

    • В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка  по оси социальных отношений.
    • Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае - социальные, во втором - аффективные.
    • Семизвездие симптомов кризиса говорит о том, что новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.
    • Кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений ребенка.

Это выводы Выготского. От себя ещё хочется добавить.

        В любом случае, кризис – явление положительное, ведь он является неотъемлемой частью роста  и развития ребенка, отражает становление  его пока еще маленькой, но взрослеющей  самостоятельной Личности. Ребенок  начинает осознавать свою обособленность от окружающего мира, постоянно проверяя свои границы и границы взрослых – насколько он далеко может зайти в своих пределах и где, собственно, начинается и кончается его Я.

Эти эксперименты и исследования постоянно вызывают в ребенке неоднозначные реакции – от истерик и упрямства до чувства бессилия и собственной никчемности.

Со стороны  взрослых тоже должны произойти изменения (только в отличие от ребенка - сознательные и произвольные). Самое главное - удовлетворять потребность ребенка  в самостоятельности. В этом случае кризис будет проходить в более  мягкой форме.    

Информация о работе Кризис 3-х лет