Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 12:57, реферат
Л.С. Выготский отмечал, что школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
1. Введение
2. Зачем ребенку кризис?
3. Основная симптоматика и содерожание кризиса.
4. Разрешение кризиса.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Содержание :
1. Введение
2. Зачем ребенку кризис?
3. Основная симптоматика и содерожание
кризиса.
4. Разрешение кризиса.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Л.С. Выготский отмечал, что школьный
возраст, как и все возрасты, открывается
критическим, или переломным, периодом,
который был описан в литературе раньше
остальных как кризис семи лет. Давно замечено,
что ребенок при переходе от дошкольного
к школьному возрасту очень резко меняется
и становится более трудным в воспитательном
отношении, чем прежде. Это какая-то переходная
ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
Сознание своего Я и возникновение
на этой основе внутренней позиции, т.е.
некоторого целостного отношения к окружающему
и самому себе, порождает соответствующие
потребности и стремления, на которых
возникают их новые потребности, но они
уже знают, чего хотят и к чему стремятся.
В результате игра, которая на протяжении
всего возраста заполняла жизнь ребенка
иллюзорным участием в общественно значимой
жизни взрослых , к концу этого периода
перестает его удовлетворять. У него появляется
потребность выйти за рамки своего детского
образа, занять новое, доступное ему место
и осуществлять реальную, серьезную общественно
значимую деятельность. Невозможность
реализовать эту потребность и порождает
кризис семи лет.
Возрастной кризис – нормальный период от одной стадии развития к другой. В это время резко меняется «внутренняя позиция» ребенка и его положение в системе общественных отношений (семья, школа и т.д.). Зачем ребенку кризис? Затем , что он дает ребенку новый жизненный опыт и новые переживания, ребенок пробует свои новые способности. Во время кризиса симптомы эмоциональной возбудимости, непоседливости – нормальное явление для ребенка.
Основная симптоматика и содержание кризиса.
Внешними проявлениями кризиса являются
заметные изменения в поведении ребенка
: он начинает манерничать, кривляться, бросается
в глаза демонстративность. Ребенок
становится трудновоспитуемым, перестает
следовать хорошо знакомым, привычным
нормам поведения( особенно когда дело
касается выполнения повседневных бытовых
требований). За этими внешне негативными проявлениями
скрываются глубокие изменения в психической
жизни ребенка, которые и составляют основной
психологический смысл кризиса 7 лет.
Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений
является утрата детской непосредственности.
Ребенок, вступивший в полосу кризиса,
теряет детскую наивность; во всех своих
проявлениях в поведении, в отношениях
с окружающими он становится не таким
понятным, как раньше. Теперь по поведению
ребенка взрослые не могут однозначно
судить о том, что он думает, чувствует,
переживает, чего действительно хочет.
У ребенка появляется своя внутренняя
жизнь, недоступная окружающим.
Потеря непосредственности связана с
тем, что между желанием что-то
сделать и действием «вклинивается» интеллектуальный
момент : ребенок начинает размышлять,
прежде чем действовать , пытается оценить
свой поступок с точки зрения его результата,
возможных отдаленных последствий и пр. Тем самым поведение ребенка
перестает быть импульсивным и становится
опосредованным и произвольным. И
хотя в младшем школьном возрасте ребенок
в значительной степени сохраняет открытость,
эмоциональность, стремление сделать
то, что очень хочется, у него уже появляется способность
управлять своим поведением.
Черты опосредствованности, произвольности
приобретает и вся психическая жизнь ребенка.
Если раньше , в дошкольном детстве, он
мог себя вести более или менее произвольно
только в игре или с опорой на помощь взрослого,
то в 6-7 лет эта способность становится
внутренним достоянием самого ребенка
и распространяется на различные сферы
жизнедеятельности.
Наряду с этим происходят и существенные
изменения в эмоционально-мотивационной
сфере. Впервые возникает обобщение
переживаний. Череда успехов или неудач,
каждый раз переживаемых ребенком в каких
либо ситуациях (учеба, продуктивные виды
деятельности, общение), приводят к формированию
устойчивых аффективных комплексов чувства
неполноценности, ущемленного самолюбия
или, напротив, чувства собственной значимости,
умелости.
Возникающие аффективные образования,
конечно, могут в дальнейшем изменяться
по мере накопления ребенком более широкого
и разнообразного опыта. Однако наиболее
устойчивые из них, подкрепляясь соответствующими
событиями и оценками со стороны окружающих,
будут влиять на формирование самооценки
ребенка, уровень его притязаний. Именно
на них он начинает теперь ориентироваться
в своих действиях и поступках.
Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений.
Кризис 7 лет является периодом
рождения социального «Я».
Весь ход психического развития ребенка
приводит к тому, что на рубеже дошкольного
возраста у детей появляется отчетливое стремление
занять новое , более взрослое положение
в жизни – стремление к новому положению
в системе общественных отношений, и выполнять
новую, важную не только для них, но и для
окружающих деятельность – потребность
к осуществлению общественно значимой
деятельности.
Этот новый уровень развития самосознания
связан с появлением внутренней позиции.
Это центральное личностное образование,
которое теперь начинает определять всю
систему отношений ребенка : к себе, к другим
людям, к миру в целом. В условиях всеобщего
школьного обучения все это реализуется
в стремлении к социальной позиции школьника
и к выполнению деятельности, обеспечивающей
реализации, - учению.
Кризис 7 лет, как и любой
возрастной кризис, не имеет четко выраженных
границ и не связан с формальным достижением
ребенком соответствующего паспортного
возраста. Психологические исследования показывают,
что у современных детей верхняя граница
кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести
речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей,
являющихся сверстниками, период кризиса
может не совпадать во времени. Это может
быть связано с особенностями общего психического
и психофизического развития ребенка,
характером его социального окружения,
особенностями воспитания и т.д. Поэтому
дети-одногодки могут находиться в психологически
разных возрастных группах: дети, не прошедшие
кризис 7 лет, по сути еще являются дошкольниками;
дети, преодолевшие кризис со всеми его
потерями и приобретениями, готовы вступить
в новый возрастной этап. Это во многом
и составляет суть проблемы психологической
готовности детей к школе.
У детей , готовых к школьному обучению,
начало учебной деятельности приводит
к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется
переход к новому типу деятельности, создаются
возможности для проявления возросшей
самостоятельности ребенка, ребенок занимает
новое положение, приобретает новый статус.
Меняется структура прав и обязанностей
ребенка как в школе, так и в семье. Постепенно
те поведенческие реакции, которые создавали
определенные трудности для родителей,
начинают исчезать.
Обратную картину мы наблюдаем у детей
с низким уровне психологической готовности
к школьному обучению. Первоклассники,
у которых до этого симптомы кризиса были
выражены слабо, вдруг начинают проявлять
активные формы поведенческих реакций
начинаются споры с родителями, упрямство,
непослушание. Таким образом, эти дети
несколько позднее достигают определенного
уровня психологической зрелости, и кризис
протекает у них по времени несколько
позже, когда они уже начали обучение.
Это еще раз подтверждает, что кризис
– это закономерный этап психического
развития ребенка , и родителям следует
с терпением и пониманием относиться к
особенностям поведения их детей в этот
непростой период.
Заключение.
Кризисы развития неизбежны и в определенное
время возникают у всех детей, только у одних
кризис протекает почти незаметно, сглажено,
а у других бурно и очень болезненно.
Независимо от характера протекания
кризиса, появление его симптомов говорит
о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной
деятельности и более «взрослым» отношениям
с окружающими.
Главное в кризисе развития не его негативный
характер, а изменения в детском самосознании
– формирование внутренней социальной
позиции. Появление кризиса 6-7 лет говорит
о социальной готовности ребенка к обучению
в школе.
В 6-7 лет дети переходят на новый этап
своего развития. Из малышей они становятся
школьниками. И это не просто условная
смена обстановки. На первоклассника сваливается
множество новых обязанностей, отношение
взрослых к нему меняется. И сам он начинает
действовать и размышлять как взрослый
человек.
Этот переход дается нелегко. Ребенку
требуется время, чтобы осознать, чем обернулась
его «взрослость», а родителям – изменить
подход к своему подросшему чаду.
1. Мухина В.С. – Психология детства и отрочества
- 1998;
2. Непомнящая Н.И. – Становление личности
ребенка в 6-7 лет - 1992;
3. Божович Л.И. – Личность и ее формирование
в детском возрасте - 2009;
4. Выготский Л.С. – Вопросы детской психологии
- 1997;
5. Блонский П.П. – Психология младшего
школьника - 1997