Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:27, контрольная работа
Психология развития в качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни. Время фиксирует все события в строго заданной последовательности, не позволяя обгонять друг друга. Все эти изменения влекут развитие. Развитие – это процесс необратимый, направленный к закономерным изменениям. Приводит к возникновению количественных и качественных структурных преобразований психики и поведения человека. В развитии ребёнка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления и других высших психических функций. Выделяются критические периоды и кризисы развития, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчёркивающее его неравномерность. Переход от одного периода к другому может проявляться в виде резкого изменения - "скачка" развития. Критичность развития высших психических функций приуроченного к определённому периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасании возможностей эффективного развития соответствующих способностей после перехода возрастных границ данного периода. Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности .
Есть два критических периода в развитии:
-литический ; развитие происходит плавно
-критический; появляется регулярно, отделяет один период от другого, происходит резкое изменение в отношениях.
Введение
Симптоматика кризиса
Негативизм, своеволие, упрямство
Гордость за достижение
Заключение
Список литературы
План
Введение
Симптоматика кризиса
Негативизм, своеволие, упрямство
Гордость за достижение
Заключение
Список
литературы
Введение
Трехлетний возраст — переломный момент в жизни ребенка. По сути, это его второе рождение. Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннем возрасте. От рождения до 3 лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие в этот период можно назвать стремительным по сравнению с развитием на всех последующих этапах взросления. Один американский ученый предложил следующую процедуру определения сформированности ребенка как личности. Представьте себе новорожденного и взрослого человека, а теперь понемногу прибавляйте возраст младенцу и остановитесь в той точке, где он по основным, ведущим признакам, будет больше понимать взрослого, чем неразумное дитя. Этим возрастом и окажется конец 3-го года жизни.
Именно
в 3 года у ребенка в основных чертах
складывается характер, целостное отношение
к миру, способность к целенаправленной
и осмысленной деятельности, высокий
уровень социального поведения, то есть
сугубо человеческие способы существования
в мире людей и физических объектов. Кроме
того, у малыша формируется совершенно
уникальное отношение к себе как части
окружающего его мира, возникают первые
достаточно зрелые структуры образа себя,
основанные на опыте индивидуального
предметного действия и общения с окружающими.
Симптоматика
кризиса
Трудности
переходного периода у
До
кризисной фазы своего развития малыш
практически всегда послушен воле взрослого,
охотно подражает ему во всем, и только
огромная любознательность толкает его
к нарушению родительских запретов и кратковременным
стычкам со взрослыми.
Негативизм,
своеволие, упрямство
В середине 3-го года жизни у большинства детей возникает первый кризисный симптом — негативизм, когда ребенок внезапно перестает беспрекословно выполнять то, о чем его просят. В него как будто вселяется бес. Ему предлагают погулять, а он отказывается, хотя очень любит прогулки. Ему дают кашу на завтрак, а он требует кисель. Стоящий перед ним сыр упорно называет маслом, а просьбы мамы начинает выполнять с точностью до “наоборот”. Многие родители для получения нужного результата вынуждены обращаться к малышу с абсурдными просьбами: “Не ешь быстро”, “Не одевайся на прогулку”,— только тогда малыш прибавляет в темпе или исполняет подразумеваемое. Складывается впечатление, что ребенок перестает получать удовольствие от одобрения взрослых и находит удовлетворение только в том, чтобы вывести их из себя. Он как бы специально провоцирует конфликт. Стоит согласиться с ребенком, называющим сыр маслом, как он тут же заявит: “А нет, это сыр”. Ему все равно, что стоит на столе,— сыр или масло. Не установление истины, а спор со взрослым, противоборство с ним, похоже, становится его основной целью.
Первичный
негативизм (в самом начале 3-го года
жизни) не страшен, не опасен, это не
признак испорченного характера
или изощренного желания
Если взрослые не пускаются в длительные споры с малышом, не пытаются искоренить “крамолу” в зародыше и настоять на своем любой ценой, а, напротив, поддерживают, превращают негативизм в игру, обучая малыша при этом выражать свои желания и намерения иначе, то негативизм очень скоро исчезает из отношений ребенка и взрослого, не закрепляется он и в поведении трехлетки. В противном случае он может стать для ребенка способом отстаивать свои замыслы и принесет ему много сложностей в общении со сверстниками.
Постепенно
собственные желания и
Многие взрослые болезненно переживают подобные ситуации, усматривают в них лживость и хитрость маленького строптивца. Боясь избаловать малыша или пропустить безнаказанным вопиющий обман, они с упорством, достойным лучшего применения, стараются сломить его сопротивление и обнаруживают, что трехлетка все более изощренно защищается от их посягательств.
Если
в общении с ребенком вы сталкиваетесь
с подобными проявлениями своеволия
и упрямства, будьте терпеливы, поймите
своего малыша и не сердитесь на него.
С ним происходит удивительное — он начинает
отделять себя от взрослого, а свои действия
— от действий других, он утверждает свое
“Я”, строит представления о своих возможностях
и умениях через ваше отношение к ним (уважительное
или пренебрежительное), переживает особым
образом свою отличность от других, свою
самостоятельность.
Гордость
за достижение
Появлением
негативизма и
Ребенок начинает копировать общественные цели взрослых — пытается гладить белье и убирать квартиру, как мама, лечить больных или чинить мебель, как папа, и очень переживает пренебрежительное отношение к своим притязаниям. Ряд симптомов, типичных для этого возраста, вызывается к жизни острой потребностью 3-летних малышей гордиться своими успехами. Дети претендуют на равноправие со взрослыми в предметно-практической деятельности и стремятся к успехам в ней. Если же достижений у малыша мало, если взрослые указывают ему преимущественно на его промахи и ошибки, а удачные действия воспринимают как нечто само собой разумеющееся и не требующее поощрения, ребенок начинает сочинять свои успехи сам, и в его жизни возникает малосимпатичный симптом — хвастовство несуществующими достижениями.
“Я сегодня самый первый в группе съел обед”,— рассказывает папе по дороге из детского сада малыш, который опять в одиночестве доедал остывший суп в наказание за медлительность. “Мой рисунок повесили на выставке”,— сочиняет девочка, которой так и не удалось добиться успеха на занятиях в саду.
Отсутствие признания со стороны взрослых больно ранит 3-летнего малыша. Успех и неуспех в делах в этом возрасте теснейшим образом связан с “Я” ребенка, и непризнание его достижений — это его личное поражение, это сигнал о его малой ценности и значимости для окружающих. Перенести подобное ощущение и взрослому трудно, а каково малышу! Неудовлетворенность его потребности гордиться собой способна сделать ребенка неуверенным, слезливым, навязчивым и “лживым” — малыш вынужден пускаться на хитрости и обман, чтобы получить похвалу и признание окружающих.
Справедливости ради надо отметить, что многие дети 3 лет отличаются бахвальством, даже если в достатке получают доброжелательные оценки взрослых. А. Адлер, известный немецкий психолог, считал, что “чувство победы”, жажда быть положительно оцененным — характерная черта психологического облика малышей этого возраста. Поэтому не всегда следует пресекать детское хвастовство или разоблачать “врунишек”, если, получив похвалу, они с помощью вымысла пытаются усилить ее, добавить к успеху еще немного. Время от времени можно делать вид, что вас просто поражают “достижения” малыша, и принимать на слово его красочный рассказ, каким бы немыслимым он вам ни казался. Однако все более частое хвастовство или стремление приписать себе заслуги, которых не было, должны насторожить взрослого, привлечь его внимание к себе самому — как он оценивает то, что делает ребенок.
При любом уровне успехов малыша нужно доброжелательно относиться к его действиям в целом, тактично указывая на промахи и недостатки, но его самого оценивая позитивно. Поддержите и подбодрите ребенка, у которого что-то не выходит: “Не очень ровная линия получилась, но ты не расстраивайся, в следующий раз у тебя выйдет лучше, ведь ты очень старательный. Нужно просто ровнее держать руку и придерживать листок бумаги”. Наивное хвастовство со временем уйдет из поведения малыша, а уважительное отношение взрослого к его делам запомнится и ляжет в основу самоуважения ребенка, осознания им ценности и уникальности своего “Я”, своей личности. Если же 3-летний ребенок не испытывает в полной мере уважения взрослого, в дальнейшем его личность окажется в чем-то ущербной, обделенной. Человек, которого не уважали в детстве, успехами которого не гордились, самолюбие которого ущемляли, никогда не научится уважать других и себя самого
Если
у 3-летнего человека рождаются многочисленные
планы и он становится инициативным,
если его достижения привлекают внимание
взрослого и доброжелательно им оцениваются,
качественно новый уровень личности малыша,
вступившего в кризис, оказывается своевременно
и полноценно сформированным. Это — залог
психического здоровья и успешного развития
ребенка в дальнейшем. В противном случае,
при небрежном или безразличном отношении
к успехам маленького человека, в его поведении
возникают негативные черты: он становится
раздражительным, гневливым, легко впадает
в аффект, капризничает, старается все
сделать наоборот.
Заключение
Кризис 3 лет называют “трудным” возрастом. По свидетельству многих ученых, он отмечен повышенной конфликтностью и трудновоспитуемостью ребенка. Взрослым становится все сложнее управляться с усиливающейся строптивостью и несговорчивостью малыша. Однако и самому ребенку в этот период нелегко. “Трудный” возраст в первую очередь труден для него самого. Ломаются стереотипы в отношениях с окружающими, малыш начинает по-новому осмысливать действительность и свое место в ней. За короткий срок он меняется коренным образом.
Если изменения в личности
и сознании 3-летнего ребенка встречают
понимание и поддержку