Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа
В последнее десятилетие привыкли к тому, что выпускник общеобразовательной школы обладает определенным набором знаний, умений и навыков. То есть умеет применять свои знания, полученные на различных уроках на практике. Но как показывают результаты различных мировых исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основными направлениями модернизации российского образования являются такие, как достижение качественного образования, возрастающая школа, где мы остановимся на старшей школе-школе профессионального самоопределения и компетентностный подход. Для продолжения обучения в ВУЗе школьнику, учителю необходимо уделить особое внимание формированию социальной и профессиональной компетентности учеников.
. В состоянии ли вы длительное
время сосредоточивать
. Любите ли вы занятия, работу, требующую быстрых движений?
. Умеете ли вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?
. Встаете ли вы, если нужно, сразу же после того, как проснулись?
. Способны ли вы, если требуется, окончив полученную
работу, терпеливо ждать, пока не кончат свою работу другие?
. Способны ли вы после того, как увидели что-то неприятное, действовать столь же четко, как обычно?
. Быстро ли вы просматриваете ежедневные газеты?
. Случается ли вам говорить так быстро, что вас трудно пенять?
. Можете ли вы, не выспавшись, нормально работать?
. В состоянии ли вы длительное время работать без перерыва?
. В состоянии ли вы работать, если у вас болит голова, зуб и т. п.?
. В состоянии ли вы, если это
необходимо, спокойно окончить работу,
зная, что ваши товарищи
. Отвечаете ли вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы?
. Говорите ли вы обычно быстро?
. Можете ли вы спокойно
. Легко ли вы меняете свое
мнение под влиянием
. Терпеливы ли вы?
. Умеете ли вы приспособиться
к ритму работы более
. Умеете ли вы спланировать работу, чтобы выполнить несколько совместных действий?
. Может ли веселая компания изменить ваше настроение?
. Умеете ли вы без особого
труда выполнять несколько
. Сохраняете ли вы
. Любите ли вы работу, требующую
множества разнообразных
. Сохраняете ли вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких вам людей?
. Самостоятельны ли вы в
. Свободно ли вы себя
. Можете ли вы сразу прервать разговор, если это требуется (например, начало сеанса, лекции)?
. Легко ли вы
. Любители вы часто менять род работы?
. Склонны ли вы брать
. Воздерживаетесь ли вы от неуместных улыбок?
. Начинаете ли вы работать сразу интенсивно?
. Решаетесь ли вы выступить против общепринятого мнения, если вам кажется, что вы правы?
. В состоянии ли вы преодолеть временную депрессию?
. Засыпаете ли вы с трудом, сильно устав от умственной работы?
. В состоянии ли вы спокойно долго ждать (например, очереди)?
. Воздерживаетесь ли вы от
вмешательства, если заранее
. В состоянии ли вы спокойно аргументировать свою позицию . в конфликтной ситуации?
. В состоянии ли вы мгновенно
реагировать в неожиданном
. Ведете ли вы себя тихо, если вас об этом попросят?
. Соглашаетесь ли вы без особых
внутренних колебаний на
. Умеете ли вы интенсивно работать?
. Охотно ли вы меняете места отдыха, развлечения?
. Трудно ли вам привыкнуть к новому распорядку дня?
. Спешите ли вы на помощь в несчастных случаях?
. Воздерживаетесь ли вы от выкриков, жестов на спортивных матчах,в цирке?
. Любите ли вы работу, занятия, требующие частых разговоров с разными людьми?
. Владеете ли вы своей мимикой (гримасы, иронические усмешки и т. п.)?
. Любители вы работу, требующую четких, энергичных движений?
. Считаете ли вы себя смелым?
. Прерывается ли у вас голос (вам трудно говорить) в необычной ситуации?
. Умеете ли вы преодолевать уныние, вызванное неудачей?
. Если вас об этом просят, в состоянии ли вы долгое время стоять (сидеть) спокойно?
. В состоянии ли вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
. Легко ли вы переходите от печали к радости?
. Легко ли вас вывести из себя?
. Соблюдаете ли вы без особого труда обязательные в вашей среде правила поведения?
. Любите ли вы выступать
. Приступаете ли вы к работе обычно быстро/без длительной подготовки?
. Готовы ли вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?
. Энергичны ли ваши движения?
. Охотно ли вы выполняете общественную работу?
Приложение 2
Таблица для обработки результатов по методике Голланда
Список альтернативных профессий по методике Дж. Голланда
а Инженер-технолог 1б Конструктор
а Завуч по внеклассной работе2б Председатель профсоюзного комитета
а Дизайнер3б Чертежник
а Ученый-химик4б Бухгалтер
а Политический деятель5б Писатель
а Повар6б Наборщик
а Адвокат7б Редактор научного журнала
а Воспитатель8б Художник по керамике
а Вязальщик9б Санитарный врач
а Нотариус10б Снабженец
а Переводчик художественной11б Лингвист
литературы
а Педиатр12б Статистик
а Заведующий магазином13б Фотограф
а Философ14б Психиатр
а Оператор ЭВМ15б Карикатурист
а Садовник16б Метеоролог
а Учитель17б Командир отряда
а Художник по металлу18б Маляр
а Гидролог19б Ревизор
а Заведующий хозяйством20б Дирижер
а Инженер-электронщик21б
а Главный зоотехник22б Зоолог
а Спортивный врач23б Фельетонист
а Водитель троллейбуса24б Медсестра
а Копировщик25б Директор
а Архитектор26б 'Математик
а Работник детской комнаты27б Счетовод
милиции
а Председатель колхоза28б Агроном-семеновод
а Биолог 29б Офтальмолог
а Архивариус 30б Скульптор
а Стенографист 31б Логопед
а Экономист32б Заведующий магазином
а Научный работник музея 33б Консультант
а Корректор 34б Критик
а Радиооператор35б Специалист по ядерной
физике
а Врач 36б Дипломат
а Актер37б Телеоператор
а Археолог38б Эксперт
а Закройщик-модельер 39б Декоратор
а Часовой мастер 40б Монтажник
а Режиссер 41б Ученый
а Психолог42б Поэт
Приложение 3
Бланк протокола для методики исследования самооценки
Характеристика образа «Я»Социальные ролиСуммаУровеньсейчаспосле колледжачерез 15 лет123456А. Широта саморефлексииВ. Активность установки на будущее С. Профессиональная направленность
Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит:
· а) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики;
· б) определение социальных установок и помощь в их формировании;
· в) определение мотивации выбора и ее структуры;
· г) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
· д) определение выраженности и структуры способностей;
· е) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т.п.);
· ж) осуществление профподбора, при необходимости – первичного профотбора;
· з) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся;
· и) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии»
Схема индивидуальной профориентационнной беседы с учащимися
I.
Профессиональные намерения
1. Что собирается делать после окончания
IX класса:
- учиться в X классе, ПТУ, техникуме (записать
полное название учебного заведения);
- работать (записать полное название предприятия,
цеха, отдела, специальности).
2. Что знает о содержании избираемой профессии,
об условиях учебы, работы?
3. Знает ли о требованиях избираемой профессий
к человеку?
4. Что советуют делать родители после
окончания IX класса? Согласен ли учащийся
с их мнением?
II.
Интересы
1. Какие учебные интересы преобладают
(«любимые» и «нелюбимые» предметы)?
2. Есть ли интересы, связанные с выбором
профессии (чтение специальной литературы,
беседы о профессии со специалистом, посещение
учебных заведений)?
3. Как развивает интересы, связанные с
выбором профессии?
4. Оказывают ли помощь родители в развитии
учебных интересов и интересов к профессиональной
деятельности? В чем это заключается?
III.
Склонности
1. Какие склонности называет учащийся
(в учебной деятельности, в кружковой работе,
в свободное от учебы время)?
2. Есть ли склонности, связанные с выбором
профессии («проба сил»)?
3. Как развивает склонности, связанные
с выбором профессии?
4. Оказывают ли помощь родители в развитии
склонностей к какой-либо профессиональной
деятельности? В чем это заключается?
IV.
Способности
1. Какие способности находит у себя учащийся
(в учебной деятельности)?
2. Есть ли профессиональные способности,
т.е. способности, необходимые для успешного
освоения избираемой профессии?
3. Как развивает способности, связанные
с выбором профессии (тренирует память,
внимание, улучшает физическую подготовку,
углубляет знания о профессии)?
4. Совпадают ли интересы, склонности со
способностями учащегося (совпадают частично
или совсем не совпадают)?
5. Знает ли учащийся мнение учителей и
родителей о его способностях? Согласен
ли он с их мнением?
6. Как учащийся считает, оказывают ли ему
учителя, родители помощь в развитии способностей?
V.
Личные качества
1. Какие личные качества, по мнению учащегося,
наиболее ярко у него выражены (положительные
или отрицательные)?
2. Какие качества, по его мнению, необходимо
развить для успешного освоения избираемой
профессии?
3. Как развивает качества, необходимые
для успешной профессиональной деятельности?
4. Занимается ли самовоспитанием?
5. Оказывают ли помощь учителя и родители
в развитии личных качеств?
VI.
Готовность к выбору
1. Как учащийся оценивает достигнутые
им успехи в учебной деятельности?
2. По каким учебным предметам, по его мнению,
будут нужны знания в дальнейшей профессиональной
деятельности?
3. Считает ли учащийся, что сможет осуществить
свои профессиональные намерения? Что
этому может помешать?
4. В случае неосуществления основных планов
есть ли запасные?
VII.
Советы и рекомендации
1. Литература для чтения.
2. Кружок, факультатив, углубленное изучение
отдельных предметов.
3. Тема доклада в классе об избираемой
профессии.
4. Встреча со специалистом.
5. Советы по развитию, совершенствованию
индивидуальных качеств.
6. Дата первичной профконсультации.