Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа
В последнее десятилетие привыкли к тому, что выпускник общеобразовательной школы обладает определенным набором знаний, умений и навыков. То есть умеет применять свои знания, полученные на различных уроках на практике. Но как показывают результаты различных мировых исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основными направлениями модернизации российского образования являются такие, как достижение качественного образования, возрастающая школа, где мы остановимся на старшей школе-школе профессионального самоопределения и компетентностный подход. Для продолжения обучения в ВУЗе школьнику, учителю необходимо уделить особое внимание формированию социальной и профессиональной компетентности учеников.
В результате диагностики степени развития Я-концепции испытуемых было обнаружено, что большинство из них характеризуется средним уровнем ее развития. Число испытуемых, степень развития Я-концепции которых можно охарактеризовать как высокую мало. В особенности это верно по отношению к степени активности установки на будущее.
Как показывает сравнительный анализ, результаты диагностики профессиональной направленности по признаку числа социальных ролей, соответствующих исполнению профессиональных обязанностей, плохо согласуются с результатами методик Климова и Голланда. Это говорит о недостаточности не только профессионального, но и личностного самоопределения испытуемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы можно
сделать следующие выводы. Термин
"профессиональная направленность"
не имеет пока в отечественной
науке единственного
В этом проявляется противоречивость
процесса формирования профессиональных
ориентаций. С одной стороны, будучи
частью самоопределения, этот процесс
соотносится с «
Результаты практического
Результаты исследований по методикам Климова и Голланда свидетельствуют, что только 20 % и 35 % испытуемых соответственно обладают четкой профессиональной ориентацией и уже избрали для себя либо определенную сферу деятельности, либо могут быть отнесены к одному из профессиональных типов (по методике Голланда). Между результатами этих методик существует большая степень согласованности, несмотря на различия в основаниях классификации испытуемых.
Однако, результаты, полученные по обеим методикам слабо согласуются с результатами диагностики сформированности Я-концепции и профессиональных ориентаций по признаку количества выделяемых подростками социальных ролей. Это свидетельствует не только о размытости их представлений о профессиональной деятельности, но и существовании потенциала формирования профессиональной ориентации.
Приведенные методы формирования профессиональной
направленности могут послужить
основой для составления
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абульханова-Славская К.А.
2.Асмолов А.Г. Психология
.Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. - Новгород: АО «Новгород», 1993.
.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
.Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - М.: Институт психологии АН СССР, 1991.
.Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая
диагностика в школьной
.Вершинин С.И. Как оценивать эффективность профориентации школьников // Школа и производство. - 1990. - № 6.
.Гинзбург М. Р.
.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988.
.Гриншпун С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дисс. ... докт. педаг. наук. - М., 1993.
.Дармодехин С.В. Службы учебной и профессиональной ориентации учащихся в развитых странах: состояние и проблемы // Школа и производство. - 1994. - № 1.
.Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ // Педагогика. - 1993. - № 4.
.Зинченко В.Л. Образование,
.Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.
.Как построить свое «я» / Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991.
.Климов Е.А. Введение в
.Климов Е.А. Как выбирать
.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.
.Климов Е.А. Развивающийся
.Концепция профессионального
.Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. - 1985. - № 3.
.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис; Прогресс, 1992.
.Михайлов И.В. Проблема
.Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО «Горбунок», 1992.
.Поляков В.А. Технология
.Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. - 1993. - № 4.
.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж, 1996.
.Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М., 1991.
.Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М, 1999.
.Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации / Под ред. Е.А. Климова. - Пермь: Пермский гос. педаг. ин-т, 1989.
.Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики: Уч. пос. - М.: Ассоциация «Профцентр», 1993.
.Пряжников Н.С. Основы коммуникативной культуры и этики профконсультанта. - М.: РУЦ ФСЗ РФ, 1994.
.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России // Вопросы психологии. - 1994. - № 2.
.Психологическое
.Рабочая книга школьного
.Робер М.А., Тильмин Ф. Психология в школе // Хрестоматия по социальной психологии. - М.: Междунар. педагогич. академия, 1993.
.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.
.Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник МГУ. Сер. 14 - психол. - 1990. - № 3.
.Чистякова С.Н.
.Чистякова С.Н.
.Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М.: ПЦ «Эксперимент», 1993.
Приложение 1
Список вопросов к методике Стерляу для оценки темперамента
. Легко ли вы сходитесь с людьми?
. Способны ли вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующие распоряжения?
. Достаточно ли вам
. Умеете ли вы работать в неблагоприятных условиях?
. Воздерживаетесь ли вы во
время спора от неделовых,
. Легко ли вам втянуться в
работу после длительного
. Забываете ли вы об усталости, если работа вас полностью поглощает?
. Способны ли вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?
. Засыпаете ли вы легко и
одинаково, ложась спать в
Умеете ли вы хранить тайну, если вас об этом просят?
. Легко ли вам возвращаться к работе, которой вы не занимались несколько недель или месяцев?
. Умеете ли вы терпеливо
. Любите ли вы работу, требующую умственного напряжения?
. Вызывает ли у вас монотонная работа скуку или сонливость?
. Легко ли вы засыпаете после сильных переживаний?
. Способны ли вы, когда требуется, воздерживаться от проявлений своего превосходства?
. Ведете ли вы себя естественно
в присутствии незнакомых
. Трудно ли вам сдержать злость или раздражение?
. В состоянии ли вы владеть собой в тяжелые минуты?
. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?
. Охотно ли вы беретесь за ответственную работу?
. Влияет ли обычно окружение на ваше настроение?
. Способны ли вы переносить
поражения? И. Разговариваете
ли вы в присутствии кого-либо,
чьим мнением особенно
. Вызывают ли у вас раздражение неожиданные изменения в вашем распорядке дня?
. Есть ли у вас на все «готовые ответы»?
. В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важного решения (например, результатов вступительных экзаменов)?
. Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?
. Обладаете ли вы так
. Легко ли вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных?
. Быстро ли вы засыпаете?
. Охотно ли вы выступаете на собраниях, семинарах?
. Легко ли вам испортить
. Трудно ли вам оторваться от работы?
. Умеете ли вы воздерживаться от разговора, если это мешает другим?
. Легко ли вас спровоцировать на что-либо?
. Легко ли вы срабатываетесь с людьми?
. Всегда ли, если вам предстоит что-нибудь важное, вы обдумываете свои поступки?
. В состоянии ли вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора?
. Легко ли вы вступаете в разговор с попутчиками?
. Воздерживаетесь ли вы от
доказательства неправоты
. Охотно ли вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?
. В состоянии ли вы изменить
уже принятое решение,
. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?
. Можете ли вы работать ночью, если работали днем?
. Быстро ли вы читаете
. Часто ли вы отказываетесь от своих намерении, если возникает препятствие?
. Умеете ли вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства?
. Просыпаетесь ли вы обычно быстро, без труда?
. В состоянии ли вы
. Трудно ли вам работать при шуме?
. Умеете ли вы, когда это необходимо, воздерживаться от того, чтобы «резать правду в глаза»?
. Успешно ли вы сдерживаете
волнение перед экзаменом,
. Любите ли вы частые перемены?
. Быстро ли вы привыкаете к новой среде?
. Восстанавливаете ли вы силы
полностью после ночного
. Избегаете ли вы занятий,
требующих выполнения в
. Самостоятельно ли вы обычно боретесь с трудностями?
. Перебиваете ли вы собеседника?
. Вы могли бы прыгнуть в воду, не умея плавать, чтобы спасти утопающего?
. В состоянии ли вы напряженно работать, заниматься?
. Можете ли вы воздержаться от неуместных замечаний?
. Имеет ли для вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т. п.?
. Легко ли вам переходить от одного занятия к другому?
. Взвешиваете ли вы все «за» и «против», прежде чем принять важное решение?
. Легко ли вы преодолеваете препятствия?
. Заглядываете ли вы в чужие письма, вещи?
. Скучно ли вам во время стереотипных (всегда одинаково протекающих) действий, занятий?
. Соблюдаете ли вы правила
поведения в общественных
. Воздерживаетесь ли вы во время разговора, выступления или ответа от лишних движений, жестикуляции?
. Любители вы оживленную
. Любители вы деятельность, требующую больших усилии?