Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

В последнее десятилетие привыкли к тому, что выпускник общеобразовательной школы обладает определенным набором знаний, умений и навыков. То есть умеет применять свои знания, полученные на различных уроках на практике. Но как показывают результаты различных мировых исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основными направлениями модернизации российского образования являются такие, как достижение качественного образования, возрастающая школа, где мы остановимся на старшей школе-школе профессионального самоопределения и компетентностный подход. Для продолжения обучения в ВУЗе школьнику, учителю необходимо уделить особое внимание формированию социальной и профессиональной компетентности учеников.

Файлы: 1 файл

Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике.docx

— 139.64 Кб (Скачать)

В результате диагностики степени  развития Я-концепции испытуемых было обнаружено, что большинство из них характеризуется средним уровнем ее развития. Число испытуемых, степень развития Я-концепции которых можно охарактеризовать как высокую мало. В особенности это верно по отношению к степени активности установки на будущее.

Как показывает сравнительный анализ, результаты диагностики профессиональной направленности по признаку числа социальных ролей, соответствующих исполнению профессиональных обязанностей, плохо  согласуются с результатами методик  Климова и Голланда. Это говорит о недостаточности не только профессионального, но и личностного самоопределения испытуемых.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проделанной работы можно  сделать следующие выводы. Термин "профессиональная направленность" не имеет пока в отечественной  науке единственного толкования. Различные специалисты в области  профориентации понимают его значение по-разному. Некоторые психологи  вообще не пользуются этим термином, предпочитая  ему другие, например, "профессиональные ориентации", "профессиональные интересы", "профессиональные склонности" и  т.д. В любом случае, процесс формирования профессиональных ориентаций является одним из центральных звеньев  в общем процессе профессионального  самоопределения. И взаимосвязь  профессионального самоопределения  с профессиональной ориентацией  индивидуума не оспаривается ни одним  из крупных специалистов в этой области. Профессиональное самоопределение в свою очередь является частью личностного самоопределения каждого человека. Таким образом, в современной психологической науке формирование профессиональных ориентаций рассматривается не в контексте социализации индивидуума, а в контексте его самоопределения, выбора им своего профессионального пути, как неотъемлемой части жизненного пути.

В этом проявляется противоречивость процесса формирования профессиональных ориентаций. С одной стороны, будучи частью самоопределения, этот процесс  соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. С другой же стороны этого "самоориентирования" явно недостаточно для осознанного и правильного выбора своего профессионального пути, планирования своего профессионального и карьерного развития. И здесь явно выступает необходимость педагогической помощи в формировании профессиональных ориентаций. Эта помощь оказывается в ходе профориентационной работы.

Результаты практического изучения профессиональной направленности показывают, что в условиях ее стихийного формирования, лишенного педагогического руководства, проявляются некоторые негативные особенности. Подростки, обладающие холерическим темпераментом, имеют множество  интересов в различных областях профессиональной деятельности и не могут самостоятельно выделить одну из них. Меланхолики, напротив, характеризуются  отсутствием видимого интереса к  какой-либо области деятельности. Сангвиники и флегматики находятся в более  выгодном положении, однако и они  испытывают значительные затруднения  в профессиональном самоопределении  ввиду несформированности и малой осознанности профессиональных ориентаций.

Результаты исследований по методикам  Климова и Голланда свидетельствуют, что только 20 % и 35 % испытуемых соответственно обладают четкой профессиональной ориентацией и уже избрали для себя либо определенную сферу деятельности, либо могут быть отнесены к одному из профессиональных типов (по методике Голланда). Между результатами этих методик существует большая степень согласованности, несмотря на различия в основаниях классификации испытуемых.

Однако, результаты, полученные по обеим  методикам слабо согласуются  с результатами диагностики сформированности Я-концепции и профессиональных ориентаций по признаку количества выделяемых подростками социальных ролей. Это свидетельствует не только о размытости их представлений о профессиональной деятельности, но и существовании потенциала формирования профессиональной ориентации.

Приведенные методы формирования профессиональной направленности могут послужить  основой для составления различных  тренинговых программ, в практике индивидуальной консультации и т.д. Ориентируясь на особенности формирования профессиональных ориентаций, выявленные в практической части, психолог-консультант может адекватно построить процесс консультирования и избежать многих ошибок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Абульханова-Славская К.А. Стратегии  жизни. - М.: Мысль, 1991.

2.Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

.Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. - Новгород: АО «Новгород», 1993.

.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

.Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - М.: Институт психологии АН СССР, 1991.

.Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая  диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. - 1988. - № 1.

.Вершинин С.И. Как оценивать эффективность профориентации школьников // Школа и производство. - 1990. - № 6.

.Гинзбург М. Р. Психологическое  содержание жизненного поля личности  старшего подростка // Мир психологии  и психология в мире. - 1995. - №  3.

.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988.

.Гриншпун С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дисс. ... докт. педаг. наук. - М., 1993.

.Дармодехин С.В. Службы учебной и профессиональной ориентации учащихся в развитых странах: состояние и проблемы // Школа и производство. - 1994. - № 1.

.Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ // Педагогика. - 1993. - № 4.

.Зинченко В.Л. Образование, культура, сознание // Философия образования  для XXI века. - М.: Логос, 1992/

.Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.

.Как построить свое «я» / Под  ред. В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991.

.Климов Е.А. Введение в психологию  труда. - М., 1988.

.Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1990.

.Климов Е.А. Образ мира в  разнотипных профессиях. - М., 1995.

.Климов Е.А. Развивающийся человек  в мире профессий. - Обнинск, 1993.

.Концепция профессионального самоопределения  молодежи: Проект (В.А. Поляков, С.Н.  Чистякова и др.) // Педагогика. - 1993. - № 5.

.Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. - 1985. - № 3.

.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис; Прогресс, 1992.

.Михайлов И.В. Проблема профессиональной  зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. - 1975. - № 5.

.Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО «Горбунок», 1992.

.Поляков В.А. Технология карьеры. - М., 1995.

.Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. - 1993. - № 4.

.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж, 1996.

.Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М., 1991.

.Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М, 1999.

.Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации / Под ред. Е.А. Климова. - Пермь: Пермский гос. педаг. ин-т, 1989.

.Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики: Уч. пос. - М.: Ассоциация «Профцентр», 1993.

.Пряжников Н.С. Основы коммуникативной культуры и этики профконсультанта. - М.: РУЦ ФСЗ РФ, 1994.

.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России // Вопросы психологии. - 1994. - № 2.

.Психологическое сопровождение  выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. - М., 1998.

.Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.

.Робер М.А., Тильмин Ф. Психология в школе // Хрестоматия по социальной психологии. - М.: Междунар. педагогич. академия, 1993.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.

.Ханина И.Б. К вопросу о  профессиональной составляющей  в структуре образа мира // Вестник  МГУ. Сер. 14 - психол. - 1990. - № 3.

.Чистякова С.Н. Профессиональная  ориентация школьников в условиях  непрерывного образования // Школа  и производство. - 1989. - № 8.

.Чистякова С.Н. Профессиональное  самоопределение и профессиональная  карьера молодежи // Профессиональное  самоопределение и профессиональная  карьера молодежи / Под ред. С.Н.  Чистяковой, А.Я. Журкиной. - М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993.

.Щедровицкий П.Г. Очерки по  философии образования. - М.: ПЦ «Эксперимент», 1993.

Приложение 1

 

Список вопросов к методике Стерляу для оценки темперамента

 

. Легко ли вы сходитесь с  людьми?

. Способны ли вы воздержаться  от того или иного действия  до момента, пока не получите  соответствующие распоряжения?

. Достаточно ли вам непродолжительного  отдыха для восстановления после  утомительной работы?

. Умеете ли вы работать в  неблагоприятных условиях?

. Воздерживаетесь ли вы во  время спора от неделовых, эмоциональных  аргументов?

. Легко ли вам втянуться в  работу после длительного перерыва, например после отпуска или каникул?

. Забываете ли вы об усталости,  если работа вас полностью  поглощает?

. Способны ли вы, поручив кому-нибудь  определенную работу, терпеливо  ждать ее окончания?

. Засыпаете ли вы легко и  одинаково, ложась спать в разное  время суток?

Умеете ли вы хранить тайну, если вас об этом просят?

. Легко ли вам возвращаться  к работе, которой вы не занимались  несколько недель или месяцев?

. Умеете ли вы терпеливо объяснять?

. Любите ли вы работу, требующую  умственного напряжения?

. Вызывает ли у вас монотонная  работа скуку или сонливость?

. Легко ли вы засыпаете после  сильных переживаний?

. Способны ли вы, когда требуется,  воздерживаться от проявлений  своего превосходства?

. Ведете ли вы себя естественно  в присутствии незнакомых людей?

. Трудно ли вам сдержать злость  или раздражение?

. В состоянии ли вы владеть  собой в тяжелые минуты?

. Умеете ли вы, когда это требуется,  приспособить свое поведение  к поведению окружающих?

. Охотно ли вы беретесь за  ответственную работу?

. Влияет ли обычно окружение  на ваше настроение?

. Способны ли вы переносить  поражения? И. Разговариваете  ли вы в присутствии кого-либо, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно?

. Вызывают ли у вас раздражение  неожиданные изменения в вашем  распорядке дня?

. Есть ли у вас на все  «готовые ответы»?

. В состоянии ли вы вести  себя спокойно, когда ждете важного  решения (например, результатов вступительных  экзаменов)?

. Легко ли вы организуете  первые дни своего отпуска,  каникул?

. Обладаете ли вы так называемой  «быстрой реакцией»?

. Легко ли вы приспосабливаете  свою походку или манеру есть  к походке или манере есть людей более медлительных?

. Быстро ли вы засыпаете?

. Охотно ли вы выступаете  на собраниях, семинарах?

. Легко ли вам испортить настроение?

. Трудно ли вам оторваться  от работы?

. Умеете ли вы воздерживаться  от разговора, если это мешает  другим?

. Легко ли вас спровоцировать  на что-либо?

. Легко ли вы срабатываетесь  с людьми?

. Всегда ли, если вам предстоит  что-нибудь важное, вы обдумываете  свои поступки?

. В состоянии ли вы, читая  текст, проследить с начала  до конца ход мыслей автора?

. Легко ли вы вступаете в  разговор с попутчиками?

. Воздерживаетесь ли вы от  доказательства неправоты собеседника,  если это по тем или иным  причинам нецелесообразно?

. Охотно ли вы беретесь за  работу, требующую большой ловкости  рук?

. В состоянии ли вы изменить  уже принятое решение, учитывая  мнение других?

. Быстро ли вы привыкаете  к новой системе работы?

. Можете ли вы работать ночью,  если работали днем?

. Быстро ли вы читаете беллетристику?

. Часто ли вы отказываетесь  от своих намерении, если возникает препятствие?

. Умеете ли вы держать себя  в руках, если этого требуют  обстоятельства?

. Просыпаетесь ли вы обычно  быстро, без труда?

. В состоянии ли вы воздержаться  от моментальной импульсивной  реакции?

. Трудно ли вам работать при  шуме?

. Умеете ли вы, когда это необходимо, воздерживаться от того, чтобы  «резать правду в глаза»?

. Успешно ли вы сдерживаете  волнение перед экзаменом, встречей  с начальством и т. п.?

. Любите ли вы частые перемены?

. Быстро ли вы привыкаете  к новой среде?

. Восстанавливаете ли вы силы  полностью после ночного отдыха, тяжело проработав весь предыдущий  день?

. Избегаете ли вы занятий,  требующих выполнения в непродолжительный  срок разнородных действий?

. Самостоятельно ли вы обычно  боретесь с трудностями?

. Перебиваете ли вы собеседника?

. Вы могли бы прыгнуть в  воду, не умея плавать, чтобы  спасти утопающего?

. В состоянии ли вы напряженно  работать, заниматься?

. Можете ли вы воздержаться  от неуместных замечаний?

. Имеет ли для вас значение  постоянное место на работе, за  столом, на лекции и т. п.?

. Легко ли вам переходить  от одного занятия к другому?

. Взвешиваете ли вы все «за»  и «против», прежде чем принять  важное решение?

. Легко ли вы преодолеваете  препятствия?

. Заглядываете ли вы в чужие  письма, вещи?

. Скучно ли вам во время  стереотипных (всегда одинаково  протекающих) действий, занятий?

. Соблюдаете ли вы правила  поведения в общественных местах?

. Воздерживаетесь ли вы во  время разговора, выступления  или ответа от лишних движений, жестикуляции?

. Любители вы оживленную обстановку?

. Любители вы деятельность, требующую  больших усилии?

Информация о работе Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике