Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа
В последнее десятилетие привыкли к тому, что выпускник общеобразовательной школы обладает определенным набором знаний, умений и навыков. То есть умеет применять свои знания, полученные на различных уроках на практике. Но как показывают результаты различных мировых исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основными направлениями модернизации российского образования являются такие, как достижение качественного образования, возрастающая школа, где мы остановимся на старшей школе-школе профессионального самоопределения и компетентностный подход. Для продолжения обучения в ВУЗе школьнику, учителю необходимо уделить особое внимание формированию социальной и профессиональной компетентности учеников.
С другой стороны, если Fв > 42, то этот человек с высокой мерой психологической активности вполне способен в течение длительного времени постоянно обнаруживать стабильные показатели в своей работе или в своем поведении, что важно при выполнении различных функциональных обязанностей в общественном разделении труда.
Уравновешенность по силе А равна отношению силы по торможению (Fr) к силе по возбуждению (Fв):
А = Fr / Fв
Чем ближе к единице значение дроби Fв/Fr тем более высокой является уравновешенность. По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение дроби не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15. Если значение дроби выходит за пределы интервала, то можно утверждать то, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности. Причем если значение дроби меньше 0,85 - это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, то есть процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения; и наоборот, если значение больше 1,15 - это означает неуравновешенность в сторону торможения, то есть процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения.
Сокращенные формулы определения
типов темпераментов как
Слабый - меланхолик
Сильный/уравновешенный, реактивный - флегматик
Сильный/уравновешенный, подвижный - сангвиник
Сильный, неуравновешенный, подвижный - холерик
В ряду от меланхолика к холерику сила процессов возбуждения растет, а торможения - падает.
2. Методика "Определение типа будущей профессии" автор - Е.А. Климов
Инструкция для испытуемых: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь "+", если нет, поставь перед цифрой "-". Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.
Утверждения для самооценки1. Легко знакомлюсь с людьми12. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить1 3. Люблю ходить в музеи. театры, на выставки14. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными15. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить16. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами17. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными18. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах19. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших210. Люди считают, что у меня есть художественные способности211. Охотно читаю о растениях, животных112. Принимаю участие в спектаклях, концертах113. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин114. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы215. Легко улаживаю разногласия между людьми216. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой217. Людям нравится мое художественное творчество218. У меня есть способности к работе с растениями и животными219. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме220. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь121. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди122. Без особого труда усваиваю иностранные языки123. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям224. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.125. Могу влиять на ход развития растений и животных226. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов127. Мне обычно удаётся склонить людей на свою точку зрения128. Охотно наблюдаю за растениями или животными129. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику130. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.1Результаты
По каждому столбцу
В соответствии с данной классификацией
мир современных профессий
столбец - "Человек-природа";
столбец - "Человек-техника";
столбец - "Человек-знаковая система";
столбец - "Человек-художественный образ";
столбец - "Человек-человек".
3. Методика Голланда
Согласно типологии личности американского психолога Дж. Голланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
Цель занятия. Определение типа личности по методике Дж. Голланда.
Оснащение. Опросник Дж. Голланда (Приложение 2) и лист для ответов (Приложение 2).
Порядок работы. Ответный бланк может заполняться индивидуально или в группе. Испытуемому дается следующая инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».
Обработка результатов. В регистрационном бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Голланда:
-й столбец - реалистичный тип;
-й столбец - интеллектуальный тип;
-й столбец - социальный тип;
-й столбец - конвенциальный тип;
-й столбец - предприимчивый тип;
-й столбец - артистический тип.
Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов, соответствующего определенному типу личности, по Дж. Голланду.
. Реалистичный тип. «Мужской»
тип. Обладает высокой
. Интеллектуальный тип.
. Социальный тип. Отличается
выраженными социальными
. Конвенциалъный тип. Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
. Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.
. Артистический тип. В
4. Методика оценки
Важнейшим условием профессионального самоопределения является построение адекватной «Я-концепции». В психологической литературе выбор профессии рассматривается как достаточно длительный процесс, начинающийся задолго до окончательного профессионального определения и проходящий несколько этапов. Нет единой точки зрения о начале профессионального самоопределения, что связано с личностными особенностями субъекта самоопределения. Тем не менее большинство авторов едины во мнении, что кульминация начального этапа профессионального определения приходится на подростковый возраст, который является стержневым в построении самосознания.
Имеются различные трактовки понятия «самосознание». В зарубежной литературе принят термин «Я-концепция», но и здесь нет однозначности в его понимании. Исследования «Я-концепции» осложняются отсутствием терминологического единства, неоднозначностью понимания ее структурных компонентов и, как следствие, недостаточной разработанностью методов ее изучения. Трудности психодиагностики «Я-концепции» обусловлены также ее разноуровневым строением, включающим в себя как осознаваемые, так и трудноосознаваемые компоненты, в частности образа "Я".
В качестве традиционных методик изучения «Я-концепции» можно выделить: стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, свободные самоописания с последующей контентаналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники. Наиболее известными методиками являются шкала «Я-конценции» Теннесси, шкала детской «Я-концепции», шкала самоуважения Розенберга, контрольные списки Г. Гоха, нестандартизированные самоотчеты. Среди проективных техник для анализа «Я-конпепции» широко используются пятна Роршаха, тест незаконченных предложений, символические задания на выявление социального «Я». Как идеографический метод применяется техника репертуарных решеток Келли.
При разработке подхода к проблеме профессиональной направленности учащихся колледжа целесообразно ее изучение с позиций «Я-концепции», которая является определяющим фактором личностной самореализации, в том числе и профессиональной.
Порядок работы. Исследование может проводиться в группе старших подростков от 8 до 30 человек. По форме организации исследование представляет собой начальный этап групповой профориентационной работы. Важным условием является создание атмосферы доверия, заинтересованности учащихся в результатах исследования.
Задание «Мои настоящие и будущие роли» - выявление уровня сформированности социального образа «Я» как составной части «Я-концепции» и профессиональной направленности учащихся.
Перед началом исследования проводится беседа (2 - 3 мин.), в которой вводится понятие «социальная роль». Затем испытуемым предлагается составить перечни своих социальных ролей и записать их в три столбика.
. Социальные роли, которые я играю сейчас.
. Социальные роли, которые я
буду играть по окончании
. Социальные роли, которые я буду играть через 15 лет. На выполнение задания отводится около 15 минут.
Обработка и интерпретация результатов
. Подсчитать количество
. Подсчитать общее количество ролей во всех списках и результат внести в графу 5.
. Сравнить и подсчитать
. Подсчитать общее количество
новых ролей и результат
. Найти в списках 2 и 3 социальные
роли, относящиеся к карьерной
ориентации, а именно роли, связанные
с профессиональным общением, выполнением
трудовой или специальной
. Подсчитать общее количество карьерных ролей и записать полученный результат в графу 5.
. Вычислить выраженность
Полученные результаты интерпретируются в соответствии с данными табл. 4.
Таблица 4
Уровневые оценки развития личностных факторов
Характеристика образа «Я»
3.2. Результаты и их обсуждение
В результате диагностики типа темперамента по методике Стерляу были получены следующие результаты (таблица 5)
Таблица 5
Результаты диагностики темперамента учащихся
ИнициалыFвFrFдАТемпераментА.П.