Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

В последнее десятилетие привыкли к тому, что выпускник общеобразовательной школы обладает определенным набором знаний, умений и навыков. То есть умеет применять свои знания, полученные на различных уроках на практике. Но как показывают результаты различных мировых исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основными направлениями модернизации российского образования являются такие, как достижение качественного образования, возрастающая школа, где мы остановимся на старшей школе-школе профессионального самоопределения и компетентностный подход. Для продолжения обучения в ВУЗе школьнику, учителю необходимо уделить особое внимание формированию социальной и профессиональной компетентности учеников.

Файлы: 1 файл

Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике.docx

— 139.64 Кб (Скачать)

С другой стороны, если Fв > 42, то этот человек с высокой мерой психологической активности вполне способен в течение длительного времени постоянно обнаруживать стабильные показатели в своей работе или в своем поведении, что важно при выполнении различных функциональных обязанностей в общественном разделении труда.

Уравновешенность по силе А равна отношению силы по торможению (Fr) к силе по возбуждению (Fв):

 

А = Fr / Fв

 

Чем ближе к единице значение дроби Fв/Fr тем более высокой является уравновешенность. По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение дроби не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15. Если значение дроби выходит за пределы интервала, то можно утверждать то, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности. Причем если значение дроби меньше 0,85 - это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, то есть процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения; и наоборот, если значение больше 1,15 - это означает неуравновешенность в сторону торможения, то есть процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения.

Сокращенные формулы определения  типов темпераментов как обобщений  тех или иных мер проявления индивидных психологических свойств человека выглядят следующим образом:

Слабый - меланхолик

Сильный/уравновешенный, реактивный - флегматик

Сильный/уравновешенный, подвижный - сангвиник

Сильный, неуравновешенный, подвижный - холерик

В ряду от меланхолика к холерику сила процессов возбуждения растет, а торможения - падает.

2. Методика "Определение  типа будущей профессии" автор  - Е.А. Климов

Инструкция для испытуемых: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице  поставь "+", если нет, поставь перед  цифрой "-". Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.

 

Утверждения для самооценки1. Легко знакомлюсь с людьми12. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить1 3. Люблю ходить в музеи. театры, на выставки14. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными15. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить16. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами17. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными18. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах19. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших210. Люди считают, что у меня есть художественные способности211. Охотно читаю о растениях, животных112. Принимаю участие в спектаклях, концертах113. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин114. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы215. Легко улаживаю разногласия между людьми216. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой217. Людям нравится мое художественное творчество218. У меня есть способности к работе с растениями и животными219. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме220. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь121. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди122. Без особого труда усваиваю иностранные языки123. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям224. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.125. Могу влиять на ход развития растений и животных226. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов127. Мне обычно удаётся склонить людей на свою точку зрения128. Охотно наблюдаю за растениями или животными129. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику130. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.1Результаты

По каждому столбцу подсчитывается алгебраическая, то есть с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не учитываются и записывается в графу "Результат". Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для тип профессии. Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых испытуемому следует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каждом столбце - 8.

В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно  разделить на 5 основных типов, которым  соответствуют столбцы бланка:

столбец - "Человек-природа";

столбец - "Человек-техника";

столбец - "Человек-знаковая система";

столбец - "Человек-художественный образ";

столбец - "Человек-человек".

3. Методика Голланда

Согласно типологии личности американского  психолога Дж. Голланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Цель занятия. Определение типа личности по методике Дж. Голланда.

Оснащение. Опросник Дж. Голланда (Приложение 2) и лист для ответов (Приложение 2).

Порядок работы. Ответный бланк может  заполняться индивидуально или  в группе. Испытуемому дается следующая  инструкция: «Предположим, что после  соответствующего обучения вы сможете  работать по любой специальности. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».

Обработка результатов. В регистрационном  бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в  отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного  типа личности по классификации Дж. Голланда:

-й столбец - реалистичный тип;

-й столбец - интеллектуальный тип;

-й столбец - социальный тип;

-й столбец - конвенциальный тип;

-й столбец - предприимчивый тип;

-й столбец - артистический тип.

Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего  наибольшее количество отмеченных ответов, соответствующего определенному типу личности, по Дж. Голланду.

. Реалистичный тип. «Мужской»  тип. Обладает высокой эмоциональной  стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

. Интеллектуальный тип. Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном - интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

. Социальный тип. Отличается  выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к  лидерству, потребностями в многочисленных  социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности; Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

. Конвенциалъный тип. Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

. Предприимчивый тип. Выбирает  цели и задачи, позволяющие проявить  энергию, импульсивность, энтузиазм.  Чертами характера являются: стремление  к лидерству, потребность в  признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

. Артистический тип. В отношениях  с окружающими опирается на  свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный  взгляд на жизнь. Черты характера:  независимость в принятии решений,  гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам  и традициям. Предпочитает занятия  творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

4. Методика оценки сформированности Я-концепции

Важнейшим условием профессионального  самоопределения является построение адекватной «Я-концепции». В психологической литературе выбор профессии рассматривается как достаточно длительный процесс, начинающийся задолго до окончательного профессионального определения и проходящий несколько этапов. Нет единой точки зрения о начале профессионального самоопределения, что связано с личностными особенностями субъекта самоопределения. Тем не менее большинство авторов едины во мнении, что кульминация начального этапа профессионального определения приходится на подростковый возраст, который является стержневым в построении самосознания.

Имеются различные трактовки понятия  «самосознание». В зарубежной литературе принят термин «Я-концепция», но и здесь нет однозначности в его понимании. Исследования «Я-концепции» осложняются отсутствием терминологического единства, неоднозначностью понимания ее структурных компонентов и, как следствие, недостаточной разработанностью методов ее изучения. Трудности психодиагностики «Я-концепции» обусловлены также ее разноуровневым строением, включающим в себя как осознаваемые, так и трудноосознаваемые компоненты, в частности образа "Я".

В качестве традиционных методик изучения «Я-концепции» можно выделить: стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, свободные самоописания с последующей контентаналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники. Наиболее известными методиками являются шкала «Я-конценции» Теннесси, шкала детской «Я-концепции», шкала самоуважения Розенберга, контрольные списки Г. Гоха, нестандартизированные самоотчеты. Среди проективных техник для анализа «Я-конпепции» широко используются пятна Роршаха, тест незаконченных предложений, символические задания на выявление социального «Я». Как идеографический метод применяется техника репертуарных решеток Келли.

При разработке подхода к проблеме профессиональной направленности учащихся колледжа целесообразно ее изучение с позиций «Я-концепции», которая является определяющим фактором личностной самореализации, в том числе и профессиональной.

Порядок работы. Исследование может  проводиться в группе старших  подростков от 8 до 30 человек. По форме  организации исследование представляет собой начальный этап групповой  профориентационной работы. Важным условием является создание атмосферы доверия, заинтересованности учащихся в результатах исследования.

Задание «Мои настоящие и будущие  роли» - выявление уровня сформированности социального образа «Я» как составной части «Я-концепции» и профессиональной направленности учащихся.

Перед началом исследования проводится беседа (2 - 3 мин.), в которой вводится понятие «социальная роль». Затем  испытуемым предлагается составить  перечни своих социальных ролей  и записать их в три столбика.

. Социальные роли, которые я  играю сейчас.

. Социальные роли, которые я  буду играть по окончании колледжа.

. Социальные роли, которые я  буду играть через 15 лет. На  выполнение задания отводится  около 15 минут.

Обработка и интерпретация результатов

. Подсчитать количество социальных  ролей в каждом списке и  внести данные в графы 2, 3, 4 протокола, строка А (Приложение 3).

. Подсчитать общее количество  ролей во всех списках и  результат внести в графу 5.

. Сравнить и подсчитать количество  новых ролей, которые обозначены  во 2-м и 3-м списках, то есть  в будущем. Данные внести в  графы 3, 4 протокола, строка В.

. Подсчитать общее количество  новых ролей и результат внести  в соответствующую графу протокола.

. Найти в списках 2 и 3 социальные  роли, относящиеся к карьерной  ориентации, а именно роли, связанные  с профессиональным общением, выполнением  трудовой или специальной профессиональной  деятельности, обучением или повышением  профессионального мастерства. Вписать  будущие карьерные роли в соответствующие  графы протокола, строка С.

. Подсчитать общее количество  карьерных ролей и записать  полученный результат в графу  5.

. Вычислить выраженность профессиональных  установок по отношению к общей  установке на изменение образа  «Я» в будущем. Для этого  сумма, полученная в строке С, делится на сумму, записанную в строке В, и умножается на 100.

Полученные результаты интерпретируются в соответствии с данными табл. 4.

 

Таблица 4

Уровневые оценки развития личностных факторов

Характеристика образа «Я»УровеньнизкийсреднийвысокийА. Широта саморефлексии <1010-16>16В. Активность установки на будущее0-12-4>4С. Профессиональная направленность<30 %30-90 %>90 %

3.2. Результаты и их  обсуждение

 

В результате диагностики типа темперамента по методике Стерляу были получены следующие результаты (таблица 5)

Таблица 5

Результаты диагностики  темперамента учащихся

ИнициалыFвFrFдАТемпераментА.П.6236580,58холерикМ.Д.6435610,55холерикС.Н.5043340,86флегматикС.Р.3959401,51меланхоликЕ.Н.4842540,875сангвиникА.Н.5733610,58холерикВ.П.4850471,04сангвиникМ.К.4640530,87сангвиникС.Л.4449371,11флегматикЛ.Д.5152311,02флегматикВ.Н.3247401,47меланхоликО.В.4640450,87сангвиникО.Н.5131520,61холерикФ.Н.3760351,62меланхоликК.Д.5150550,98сангвиникН.Н.4750341,06флегматикМ.К.4038330,95флегматикН.С.5152601,02сангвиникМ.С.6146440,75холерикТ.В.4240360,95флегматик

Информация о работе Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике