Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

В последнее десятилетие привыкли к тому, что выпускник общеобразовательной школы обладает определенным набором знаний, умений и навыков. То есть умеет применять свои знания, полученные на различных уроках на практике. Но как показывают результаты различных мировых исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основными направлениями модернизации российского образования являются такие, как достижение качественного образования, возрастающая школа, где мы остановимся на старшей школе-школе профессионального самоопределения и компетентностный подход. Для продолжения обучения в ВУЗе школьнику, учителю необходимо уделить особое внимание формированию социальной и профессиональной компетентности учеников.

Файлы: 1 файл

Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике.docx

— 139.64 Кб (Скачать)

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.

 

Формирование  профессиональных ориентаций учащихся средних специальных учебных  заведений

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты  профориентации учащихся

.1 Проектирование профессионального  жизненного пути («выбор профессии»)

.2 Профессиональная направленность  учащихся средних специальных  учебных заведений

Глава 2. Формирование профессиональной направленности как профессиональное самоопределение

.1 Сущность профессионального самоопределения

.2 Типы и уровни самоопределения

Глава 3. Экспериментальное изучение степени сформированности профессиональной направленности

.1 Материал и методы исследования

.2 Результаты и их обсуждение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рассматривая проблему профессиональной направленности учащихся средних специальных  заведений, нельзя не учитывать, что  на различных этапах функционирования общества складывается та или иная атмосфера, в значительной степени формирующая оценочные суждения по поводу «физиков и лириков», «лекарей и пекарей» и т.п. Притягательность ореола, которым окружаются в массовом сознании определенные профессии, во многом детерминируется теми глубинными процессами, которые происходят в экономическом базисе и политической надстройке общества. В целом же юноши и девушки сейчас стали даже по сравнению с недавним прошлым более реалистично подходить к выбору будущей профессии.

В конечном счете, молодежь распределяется по отраслям инфраструктуры и видам  занятий не только в соответствии со своими желаниями и склонностями, но и с учетом реальных потребностей общества. Однако этот процесс происходит не только с экономическими и социальными  потерями (снижение производительности труда, затраты на переподготовку кадров и т.п.), но и с нравственно-психологическими издержками: немало юношей и девушек, выбирая профессии, не подходящие для  них, испытывают в дальнейшем чувство  неудовлетворенности, собственной  неполноценности, ущемленности и т.п.

Молодые люди, не реализовавшие или  лишь частично реализовавшие свои профессиональные намерения, зачастую склонны занижать потенциальные возможности тех  специальностей, с которых они  вынуждены начинать свой трудовой путь. Важно также иметь в виду, что  требования производства с новейшими  технологиями могут быть столь высоки, что непредрасположенность молодых людей к профессиям в отдельных случаях достигает 80 %.

В условиях, когда развитые страны мира изыскивают возможность оптимального использования всех видов существующих ресурсов - человеческих, информационных и технологических, - противоречивость характера деятельности средних  специальных учебных заведений (подготовка учащихся как к поступлению в  вуз, так и к овладению профессиями, преимущественно массовыми, рабочих) зачастую приводит к утрате молодыми людьми ценностных ориентиров в сфере  труда, непониманию высокой общественной и индивидуальной значимости профессионального  мастерства, исчезновению убежденности в соответствии предпочтенного рода занятий специфике собственных способностей и задатков.

В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области  теории профессионального самоопределения  и профессиональной ориентации, который  во многом предопределил современные  подходы к данной проблеме. Это  ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и, профконсультирования Е.А. Климова, А.Е. Голомщток, Л-А. Йовайши, В.В. Назимова, Б.А. Федоришина, С.Н. Чистяковой и др. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Примечательно, что один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте профессионального самоопределения молодежи при РАО основан на разработанной Р. Бернсом «Я-концепции» развития личности.

Очень интересны для развития теории профессиональной ориентации, идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые  Е.И. Головахой и А.А. Кроником, а также близкие к ним по духу рассуждения В.М. Розина о построении судьбы как «художественного творчества», характерного для людей искусства.

Для теоретического анализа и обобщения  представляются особо интересными  работы зарубежных исследователей в  области профессиональной ориентации, психологии труда и роли профконсультанта, чьи взгляды достаточно разнообразны и могут служить материалом для  более детального анализа. Например, Дж. Крумбольц и Г. Киннер рассматривают роль профконсультанта как «менторскую», воспитывающую, как «поставщика информации» клиенту.

Е. Герр считает, что современный профконсультант - это прикладной ученый-бихевиорист, задача которого с помощью различных игр, трудовых проб, тренингов и т.п. тренировать действия клиента, планировать и прогнозировать их.

Н. Гисберс и И. Мур рассматривают процесс профконсультации как помощь, прежде всего, в жизненном самоопределении. Пожизненное самоопределение - как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека.

А. Маслоу, предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле.

Дж. Холланд выделяет шесть личностных типов, позволяющих определить «личностный код» и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды.

Японский исследователь Фукуяма разработал и внедрил целую систему постепенной подготовки школьников к сознательному профессиональному выбору, важным элементом которой являются специально организованные в 16-ти видах деятельности «трудовые пробы». Примечательно, что в России во второй половине 80-х годов пытались внедрить систему профессора Фукуямы (F-test), эти попытки сразу же столкнулись с недостатком материальной базы и финансирования столь сложной программы. Все это еще раз свидетельствует в пользу того, что лучше разрабатывать собственные подходы и методы в столь сложном деле как профессиональное самоопределение, которое в каждой стране имеет свои особенности и ограничения. Всем этим и определяется актуальность данного исследования.

Одной из наиболее интересных и прогрессивных  считается за рубежом концепция  «профессиональной зрелости», которую, начиная с конца 50-х годов, разрабатывает  Д. Сьюпер. Выбор профессии Д. Сьюпер рассматривает как, событие, но сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) - это постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этого лежит «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека.

Цель данной работы: проанализировать процесс формирования профессиональных ориентаций учащихся средних специальных учебных заведений.

Задачи работы:

1.Рассмотреть формирование профессиональных  ориентаций как составляющую  профессионального самоопределения  и профессионального пути личности.

2.Проанализировать профессиональные  направленности современных учащихся.

.Рассмотреть основные методы  формирования профессиональной  направленности.

Объект исследования: профессиональная направленность учащихся средних специальных учреждений.

Предмет исследования: формирование профессиональной направленности.

Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней проводится обобщение теоретических понятий, принадлежащих к сфере профессионализации личности. В частности, понятие "профессиональная направленность" соотносится с профессиональным самоопределением и выбором личностью своего профессионального и жизненного пути.

Практическая значимость исследования определяется тем, что данная работа, во-первых, предоставляет педагогам и психологам информацию о типичной картине сложившихся профессиональных ориентаций среди учащихся средних специальных учебных заведений, и, во-вторых, содержит в себе основные методы их формирования, которые могут быть использованы в профориентационной работе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили психологические исследования профессиональной направленности, принципы сознательности, реализации деятельностного подхода к формированию профессионального самоопределения.

 

Глава 1. Теоретические аспекты  профориентации учащихся

 

1.1 Проектирование профессионального  жизненного пути («выбор профессии»)

 

Известно, что люди нередко пользуются вымыслами; это, в частности, делается и для замены отсутствующего кругозора  в жизненной реальности, и для  успокоения, для утешения, снятия тревожных, горестных и иных неприятных состояний  сознания, души. В каких-то пределах последнее необходимо и полезно  в качестве так называемой внутренней защиты от психотравмирующих воздействий, и даже многие народные пословицы  как бы доставляют нам заранее  заготовленные формулы такой  защиты. Среди успокаивающих вымыслов есть и такие, как идея о предопределенности, предначертанности течения событий жизни, а также идея о безусловной прогрессивности общего хода событий жизни, истории [1].

В действительности же, как ни привлекательна мысль, что все самотеком идет к лучшему, «самотек» в социальной жизни ведет только к диссоциации, беспорядку и развалу. Прогрессивное  же развитие возникает только в результате целенаправленной и разумной деятельности людей - деятельности трудовой (в широком  смысле).

В связи с построением образа предстоящего профессионального жизненного пути всплывает, в частности, одна принципиальная альтернатива: думать ли о некоей линии  или о «пространстве» открывающихся  возможностей?

В работах многих отечественных  психологов идет речь о том, что каждый сам во многом ответственен за построение своего профессионального пути. Но часто употребляемые в тексте слова «профессиональный жизненный  путь» могут невольно натолкнуть на неправильное представление о  профессиональном развитии человека.

Было бы глубоко неверным представлять жизненный путь как заранее предопределенную траекторию движения. Стоит только допустить в сознание такой обескураживающий образ, как возникает потребность  как-то отстраниться от возникающей  при этом абсурдной ситуации, когда  целью жизни становится чуть ли не смерть; и понятно, что в таком случае людям хочется представить «земную жизнь» как нечто временное и неглавное в их движении к чему-то «вышнему», «вечному», «потустороннему». Как известно, такие идеологии существуют, и они очень выгодны тем, кто хочет манипулировать, распоряжаться чужими жизнями и судьбами в своих интересах [5].

Представление о некоей предначертанности жизненного пути человека не соответствует действительности, хотя очень легко возникает в сознании и кажется очень правдоподобными естественным по аналогии со всеми теми частными делами, вещами, которые производит человек. В самом деле, чтобы сшить платье, надо начертить, иметь, если не выкройку, то хоть разметку на заготовке. В мире техники очень строгим является правило детальнейшей разработки проекта, прежде чем он начнет реализоваться. Особенно авторитетные, но совершенно неподходящие для нашего случая ассоциации навевает компьютерная техника - в этой области полагается, тщательно разработав программу, скрупулезно, до мелочей ее отладить, прежде чем она начнет проигрываться и удивлять нас своими чудесами решения сложных задач и пр. [8].

Само слово «судьба» может нести  с собой признаки именно такого понимания  хода дел: суждено, предписано, куда ж  деваться? По многим причинам этот идеал  предначертанности или «запрограммированности» жизненного, в частности, профессионального пути является ложным, совершенно не соответствующим ни закономерностям развития человека, ни особенностям его психики, сознания.

Особенно противоестественно, если «программировать» возьмутся одни, а удел реализации программы предоставят  другим.

Что касается слова «судьба» с его  несколько мрачным исконным значением, то вспомним, что слова в истории  могут наполняться новыми значениями, подчас далекими от исконных и совсем не похожими на них, и при этом мы продолжаем ими (словами) пользоваться. Так что и судьбу не следует считать чем-то лишь внешним по отношению, к целям, действиям, активности человека. Развитие человека как субъекта профессиональной деятельности идет не просто «по возрастающей», переходящей в «нисходящую», не по «циклам», не «по спирали», а иначе - по пути пошагового возникновения и даже преднамеренного создания им некоторых возможностей, из которых какие-то выбираются для реального осуществления [16].

При этом, в связи с исключительной многообусловленностью, «нестандартностью» любых ситуаций в обществе, в мире труда, профессий и высоким уровнем неопределенности возможных исходов из нестандартных ситуаций, принципиально невозможно заранее предвосхитить весь трудовой жизненный путь человека. Любая попытка считать вполне законченным, «неприкасаемым» имеющееся представление о будущем профессиональном пути не может считаться разумной и обоснованной.

Сегодняшнее представление о том, чего пока еще нет, есть всегда более  или менее мифологический эскиз; он полезен, но с ним нецелесообразно  «намертво» связывать все частные  жизненные шаги и стратегии.

Из сказанного не следует, что в  сознании оптанта (термин Е.А. Климова, употребляемый им для подростков 12 - 16 лет) не должно быть ясной (на данный момент его жизни) модели жизненного трудового пути, но она должна быть достаточно обобщенной, гибкой и не сковывающей человека на каждом шагу [16].

Предлагаемый здесь вариант  понимания дела, связанный с отверганием идеи предопределенности профессионального развития человека, неизбежно связан с идеей негарантированности этого развития [17].

Гарантией прогрессивного профессионального  развития является активность самого человека, сообразуемая, в частности, с теми правилами, принципами, которые  уже не раз упоминались в соответствующей  литературе и к которым необходимо время от времени обращаться (можно  их совершенствовать и в конечном счете каждый может построить систему проверенных жизнью правил именно свою и для себя, для своей работы).

Информация о работе Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике