Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа
В последнее десятилетие привыкли к тому, что выпускник общеобразовательной школы обладает определенным набором знаний, умений и навыков. То есть умеет применять свои знания, полученные на различных уроках на практике. Но как показывают результаты различных мировых исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основными направлениями модернизации российского образования являются такие, как достижение качественного образования, возрастающая школа, где мы остановимся на старшей школе-школе профессионального самоопределения и компетентностный подход. Для продолжения обучения в ВУЗе школьнику, учителю необходимо уделить особое внимание формированию социальной и профессиональной компетентности учеников.
Нельзя также не учитывать, что
мотивы выбора профессии у выпускников
различных типов учебных
Выпускники же «неальтернативных» учебных заведений опережают своих сверстников, работающих по вариативным планам, в ориентации на спокойную и обеспеченную жизнь, чистую и легкую работу, продвижение по службе, обладание значительным запасом свободного времени, уважение знакомых и друзей. Как видно, подростки, обучающиеся в лицеях и колледжах, характеризуются направленностью личности преимущественно на явления собственного субъективного мира, а юноши и девушки из «обычных» ПТУ обращают большее внимание на мир внешних объектов, воспринимая свои профессиональные занятия в качестве средства необременительного существования.
По данным опросов, 40 % абитуриентов,
поступая в средние специальные
учебные заведения, не уверены в
том, что их выбор правилен, а каждый
третий выпускник не удовлетворен своей
специальностью. Сейчас каждый второй
человек работает не по той специальности,
по которой он получил базовое
профессиональное образование. В результате
развивается тенденция к
Получив профессиональную подготовку,
молодые люди появляются на рынке
труда как полностью
В табл. 2 приведены различные виды деятельности, выходящей за рамки непосредственных учебных обязанностей юношей и девушек. Большинство старшекурсников и половина первокурсников самостоятельно изучают любимые предметы. Выпускники значительно чаще, чем первокурсники, занимаются на различных платных курсах или с репетитором.
Практически каждый третий молодой человек регулярно посещает различные дополнительные учреждения, многие юноши и девушки занимаются любимым делом с родителями или другими родственниками, а значительная часть учащихся подрабатывают в свободное время. Таким образом, формирование планов на ближайшее будущее, связанных с достижением экономической самостоятельности, подкрепляется конкретной деятельностью, способствующей их осуществлению.
Таблица 2
Деятельность учащихся средних специальных заведений по реализации профессионального выбора (в %) [7]
Вид деятельностиКурс1-й3-йСамостоя
При изучении профессиональной направленности учащихся важно выявить факторы, влияющие на выбор молодыми людьми тех или иных трудовых занятий. Как следует из табл. 3, наибольшее воздействие на выбор профессии молодых людей оказывают их семьи. Целесообразно отметить, что данное влияние определяется не только социальным статусом и образованием родителей, материальным положением и составом семьи, что было рассмотрено ранее, но и характером взаимных связей всех членов этой малой социальной группы.
Таблица 3
Основные источники информации старшеклассников о профессиях [9]
Источник информацииИсточник
информациипостоянноредконикогд
Глава 2. Формирование профессиональной направленности как профессиональное самоопределение
2.1 Сущность профессионального самоопределения
Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства.
Многообразие различных концептуальных подходов к рассмотрению проблемы профессиональной направленности вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране (или в конкретных регионах одной и той же страны), а также неоднородностью населения (возможных клиентов) конкретных стран и регионов. Все это осложняет выделение «самых лучших» концептуальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и решения. Можно также предположить, что «правильность» способа решения этой проблемы, в первую очередь, будет зависеть от особенностей конкретного школьника и общего уровня развития самого профконсультанта.
Сложность определения самого понятия (сущности) профессиональной ориентации и самоопределения связана еще и с тем, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, которые нередко раскрываются «через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Яспрерс).
Все это позволяет сделать вывод
о неразрывной связи
И профориентацию, и профконсультацию можно определить как «ориентирование» учащегося, тогда как профессиональные направленности больше соотносятся с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения [10].
В качестве содержательно-процессуальной
модели обретения профессиональной
ориентации предлагается модифицированный
вариант схемы построения личного
профессионального плана - ЛПП (по Е.А.
Климову), дополненный ценностно-
. Осознание ценности честного (общественно-полезного)
труда (ценностно-нравственная
. Общая ориентировка в
. Осознание необходимости
. Общая ориентировка в мире
профессионального труда (
. Выделение дальней
. Выделение ближних и ближайших
профессиональных целей как
. Знание о выбираемых целях:
профессиях и специальностях, соответствующих
профессиональных учебных
. Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.
. Знание путей и способов
преодоления внешних
. Представление о внутренних
препятствиях (недостатках), осложняющих
достижение профессиональных
. Знание путей и способов
преодоления внутренних
. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
. Начало практической
Для оценки качества ЛПП предлагается схема уровней построения и реализации личной профессиональной перспективы. Выделяются четыре способа построения ЛПП - по критерию обобщения основных факторов выбора профессий, выделенных Е.А. Климовым [10]: 1 - отказ самостоятельно строить профессиональные планы; 2 - построение планов с опорой на неполную систему факторов; 3 - учет большинства факторов и их согласование (правильный выбор); 4 - способность повторить правильный выбор в изменившихся условиях.
Выделяются пять уровней реализации выделенных способов построения ЛПП (по критерию степени активности учащегося, выступающего субъектом самоопределения): 1 - внутреннее принятие данного способа (согласие, одобрение), но отсутствие каких-либо действий по его реализации; 2 - одобрение данного способа на словах (проговаривание необходимости строить ЛПП по данному способу), но отсутствие каких-либо конструктивных действий; 3 - практическая реализация способа; 4 - реализация ЛПП конкретным выбором; 5 - успешное освоение выбранной профессии и адаптация к данной деятельности. Примечательно, что похожие уровни формирования профессиональной направленности выделены зарубежными психологами: 1 - созерцательный уровень; 2 - интерес деятеля; 3 - собственно профессиональный интерес.
2.2 Типы и уровни самоопределения
Неоднозначность в оценке включенности человека в конкретную трудовую деятельность, осложняющая оценку самого качества самоопределения и самореализации вызывает необходимость специального выделения типов и уровней самоопределения.
При выделении типов
направленность на конкретную трудовую функцию, операцию;
направленность на конкретном трудовом посту;
направленность на специальность;
направленность на профессию (в группе родственных специальностей);
жизненная направленность (где профессиональная направленность является важнейшей составной частью);
личностная направленность (как
высший уровень жизненной
направленность на культуру, выход на «социальное бессмертие» как высший уровень личностной направленности.
Рассмотрим, насколько реализуется в выделенных типах степень свободы человека в рамках выполняемой деятельности. Есть люди, которые находят смысл своей работы в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при работе на конвейере). Если человек работает в таком режиме годами и даже привыкает к такой работе, то его зависимость от данной деятельности усиливается по нарастающей. Свобода выбора и диапазон маневра человека в данном случае минимальны. Поскольку для большинства работников такой труд (например, с высокой монотонней и ограниченностью выполняемых функций) почти невыносим, то опытные руководители стараются обогащать работу своих подчиненных новыми, более сложными функциями, сменой характера работы и т.п., как бы искусственно расширяя возможности маневра и самореализации работников. И все-таки есть некоторые люди, с удовольствием реализующие себя даже в столь ограниченной деятельности.
Самоопределение на конкретном трудовом
посту предполагает выполнение довольно
многообразных (и нередко довольно
сложных) функций, например, труд высококлассного
токаря или художника, работающего
в своей мастерской. Сам «трудовой
пост» рассматривается как