Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

В последнее десятилетие привыкли к тому, что выпускник общеобразовательной школы обладает определенным набором знаний, умений и навыков. То есть умеет применять свои знания, полученные на различных уроках на практике. Но как показывают результаты различных мировых исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основными направлениями модернизации российского образования являются такие, как достижение качественного образования, возрастающая школа, где мы остановимся на старшей школе-школе профессионального самоопределения и компетентностный подход. Для продолжения обучения в ВУЗе школьнику, учителю необходимо уделить особое внимание формированию социальной и профессиональной компетентности учеников.

Файлы: 1 файл

Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике.docx

— 139.64 Кб (Скачать)

Нельзя также не учитывать, что  мотивы выбора профессии у выпускников  различных типов учебных заведений  далеко не всегда совпадают. Учащиеся лицеев и колледжей в большей  мере, чем подростки из «обычных»  средних специальных учреждений, обнаруживают желание заниматься любимым  делом, чаще проявляют стремление наиболее полно реализовать собственные  способности и задатки, самосовершенствоваться, углублять знания и умения по специальности, трудиться творчески, общаться с  людьми, работая в дружном коллективе, участвовать в общественной деятельности.

Выпускники же «неальтернативных» учебных заведений опережают своих сверстников, работающих по вариативным планам, в ориентации на спокойную и обеспеченную жизнь, чистую и легкую работу, продвижение по службе, обладание значительным запасом свободного времени, уважение знакомых и друзей. Как видно, подростки, обучающиеся в лицеях и колледжах, характеризуются направленностью личности преимущественно на явления собственного субъективного мира, а юноши и девушки из «обычных» ПТУ обращают большее внимание на мир внешних объектов, воспринимая свои профессиональные занятия в качестве средства необременительного существования.

По данным опросов, 40 % абитуриентов, поступая в средние специальные  учебные заведения, не уверены в  том, что их выбор правилен, а каждый третий выпускник не удовлетворен своей  специальностью. Сейчас каждый второй человек работает не по той специальности, по которой он получил базовое  профессиональное образование. В результате развивается тенденция к депрофессионализации населения, которую так важно переломить в целях обновления и возрождения страны. Встает вопрос о поиске новых стимулов для привлечения желающих работать по целой группе профессий, которые являются необходимыми для нормального функционирования общественного хозяйства в условиях рыночных отношений. Это необходимо как для оптимального использования интеллектуального потенциала общества, развития разнообразных способностей и задатков людей, так и для преобразования социальной структуры на началах справедливости, свободы и равенства всех перед законом [9].

Получив профессиональную подготовку, молодые люди появляются на рынке  труда как полностью независимые  субъекты. Возможности обретения экономической самостоятельности стали в условиях обновления страны более широкими, вместе с тем, возраст вступления юношей и девушек во «взрослую» жизнь в определенной мере связан с длительностью образования, хотя немало молодых людей, нередко даже не закончив учебу, уходят в предпринимательство, коммерческую деятельность в сфере торговли и бытового обслуживания (в «комки» и тому подобные заведения вплоть до казино и публичных домов), чей престиж значительно вырос, особенно в крупных городах. Там они окончательно отвыкают от производительного труда, проникаются презрением к «работягам», утрачивают возможность своевременно приобрести профессию и квалификацию.

В табл. 2 приведены различные виды деятельности, выходящей за рамки  непосредственных учебных обязанностей юношей и девушек. Большинство старшекурсников  и половина первокурсников самостоятельно изучают любимые предметы. Выпускники значительно чаще, чем первокурсники, занимаются на различных платных  курсах или с репетитором.

Практически каждый третий молодой  человек регулярно посещает различные  дополнительные учреждения, многие юноши  и девушки занимаются любимым  делом с родителями или другими  родственниками, а значительная часть  учащихся подрабатывают в свободное  время. Таким образом, формирование планов на ближайшее будущее, связанных  с достижением экономической  самостоятельности, подкрепляется  конкретной деятельностью, способствующей их осуществлению.

 

Таблица 2

Деятельность учащихся средних специальных заведений  по реализации профессионального выбора (в %) [7]

Вид деятельностиКурс1-й3-йСамостоятельное изучение любимых предметов5057Посещение платных курсов1750Посещение подготовительных курсов (в вуз)745Занятия в различных учреждениях3331Занятия с репетитором1826Занятия с родителями (другими родственниками)3022Подрабатывание в свободное время1517

При изучении профессиональной направленности учащихся важно выявить факторы, влияющие на выбор молодыми людьми тех или иных трудовых занятий. Как  следует из табл. 3, наибольшее воздействие  на выбор профессии молодых людей  оказывают их семьи. Целесообразно  отметить, что данное влияние определяется не только социальным статусом и образованием родителей, материальным положением и  составом семьи, что было рассмотрено  ранее, но и характером взаимных связей всех членов этой малой социальной группы.

 

Таблица 3

Основные источники информации старшеклассников о профессиях [9]

Источник информацииИсточник информациипостоянноредконикогда1-й3-й1-й3-й1-й3-йРодители и знакомые504432351821Внеучебные учреждения173517186647Друзья272941413230СМИ342843492323Журналы, книги262642463228Профессиональное обучение в ССУ121323196568Информационные акции ВУЗов71216197769Уроки в ССУ121028276063Выставки, лекции, экскурсии7722217172Центры профориентации8515147781Кружки43888889

Глава 2. Формирование профессиональной направленности как профессиональное самоопределение

 

2.1 Сущность профессионального  самоопределения

 

Определение сущности профессионального  самоопределения является до сих  пор нерешенной задачей и поэтому  обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства.

Многообразие различных концептуальных подходов к рассмотрению проблемы профессиональной направленности вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране (или в конкретных регионах одной и той же страны), а также неоднородностью населения (возможных клиентов) конкретных стран и регионов. Все это осложняет выделение «самых лучших» концептуальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и решения. Можно также предположить, что «правильность» способа решения этой проблемы, в первую очередь, будет зависеть от особенностей конкретного школьника и общего уровня развития самого профконсультанта.

Сложность определения самого понятия (сущности) профессиональной ориентации и самоопределения связана еще  и с тем, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, которые нередко раскрываются «через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Яспрерс).

Все это позволяет сделать вывод  о неразрывной связи профессионального  самоопределения как процесса формирования профессиональных ориентаций с самореализацией  человека в других важных сферах жизни.

И профориентацию, и профконсультацию можно определить как «ориентирование» учащегося, тогда как профессиональные направленности больше соотносятся с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения [10].

В качестве содержательно-процессуальной модели обретения профессиональной ориентации предлагается модифицированный вариант схемы построения личного  профессионального плана - ЛПП (по Е.А. Климову), дополненный ценностно-нравственными  компонентами самоопределения (Пряжников):

. Осознание ценности честного (общественно-полезного)  труда (ценностно-нравственная основа  самоопределения).

. Общая ориентировка в социально-экономической  ситуации в стране и прогнозирование  перспектив ее изменения (учет  конкретной социально-экономической  ситуации и прогнозирование престижности  выбираемого труда).

. Осознание необходимости профессиональной  подготовки для полноценного  самоопределения и самореализации.

. Общая ориентировка в мире  профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения).

. Выделение дальней профессиональной  цели (мечты) и ее согласование  с другими важными жизненными  целями (досуговыми, семейными, личностными).

. Выделение ближних и ближайших  профессиональных целей как этапов  и путей к дальней цели.

. Знание о выбираемых целях:  профессиях и специальностях, соответствующих  профессиональных учебных заведениях  и местах трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения).

. Представление об основных  внешних препятствиях на пути  к выделенным целям.

. Знание путей и способов  преодоления внешних препятствий.

. Представление о внутренних  препятствиях (недостатках), осложняющих  достижение профессиональных целей,  а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных  планов и перспектив (самопознание  как важная основа самоопределения).

. Знание путей и способов  преодоления внутренних недостатков  (и оптимального использования  достоинств), способствующих подготовке  к самостоятельному и осознанному  выбору и будущей профессиональной  деятельности.

. Наличие системы резервных  вариантов выбора на случай  неудачи по основному варианту  самоопределения.

. Начало практической реализации  личной профессиональной перспективы  и постоянное совершенствование  (корректировка) намеченных планов  по принципу «обратной связи».[19]

Для оценки качества ЛПП предлагается схема уровней построения и реализации личной профессиональной перспективы. Выделяются четыре способа построения ЛПП - по критерию обобщения основных факторов выбора профессий, выделенных Е.А. Климовым [10]: 1 - отказ самостоятельно строить профессиональные планы; 2 - построение планов с опорой на неполную систему факторов; 3 - учет большинства  факторов и их согласование (правильный выбор); 4 - способность повторить  правильный выбор в изменившихся условиях.

Выделяются пять уровней реализации выделенных способов построения ЛПП (по критерию степени активности учащегося, выступающего субъектом самоопределения): 1 - внутреннее принятие данного способа (согласие, одобрение), но отсутствие каких-либо действий по его реализации; 2 - одобрение  данного способа на словах (проговаривание необходимости строить ЛПП по данному способу), но отсутствие каких-либо конструктивных действий; 3 - практическая реализация способа; 4 - реализация ЛПП конкретным выбором; 5 - успешное освоение выбранной профессии и адаптация к данной деятельности. Примечательно, что похожие уровни формирования профессиональной направленности выделены зарубежными психологами: 1 - созерцательный уровень; 2 - интерес деятеля; 3 - собственно профессиональный интерес.

 

2.2 Типы и уровни самоопределения

 

Неоднозначность в оценке включенности человека в конкретную трудовую деятельность, осложняющая оценку самого качества самоопределения и самореализации вызывает необходимость специального выделения типов и уровней самоопределения.

При выделении типов самоопределения  был использован критерий потенциальной  возможности для свободы самореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой  и осваиваемой деятельности). Мы предлагаем следующие основные типы направленности человека:

направленность на конкретную трудовую функцию, операцию;

направленность на конкретном трудовом посту;

направленность на специальность;

направленность на профессию (в  группе родственных специальностей);

жизненная направленность (где профессиональная направленность является важнейшей  составной частью);

личностная направленность (как  высший уровень жизненной направленности);

направленность на культуру, выход  на «социальное бессмертие» как  высший уровень личностной направленности.

Рассмотрим, насколько реализуется  в выделенных типах степень свободы  человека в рамках выполняемой деятельности. Есть люди, которые находят смысл  своей работы в качественном выполнении отдельных трудовых функций или  операций (например, при работе на конвейере). Если человек работает в таком  режиме годами и даже привыкает к  такой работе, то его зависимость  от данной деятельности усиливается  по нарастающей. Свобода выбора и диапазон маневра человека в данном случае минимальны. Поскольку для большинства работников такой труд (например, с высокой монотонней и ограниченностью выполняемых функций) почти невыносим, то опытные руководители стараются обогащать работу своих подчиненных новыми, более сложными функциями, сменой характера работы и т.п., как бы искусственно расширяя возможности маневра и самореализации работников. И все-таки есть некоторые люди, с удовольствием реализующие себя даже в столь ограниченной деятельности.

Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных (и нередко довольно сложных) функций, например, труд высококлассного  токаря или художника, работающего  в своей мастерской. Сам «трудовой  пост» рассматривается как некоторое  социально фиксированное многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование, включающее заданные цели, предмет, систему средств труда, систему профессиональных служебных обязанностей, систему прав и определенную производственную среду. Возможности самореализации в рамках выполняемой деятельности здесь уже значительно выше, чем в первом случае, однако у некоторых работников смена конкретного трудового поста может привести к значительному снижению качества работы, например, переход на другой станок со сменой характера выполняемой работы для некоторых токарей вызывает неодобрение после длительной работы на «своем» станке и выполнения привычной работы [16].

Информация о работе Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике