Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

В последнее десятилетие привыкли к тому, что выпускник общеобразовательной школы обладает определенным набором знаний, умений и навыков. То есть умеет применять свои знания, полученные на различных уроках на практике. Но как показывают результаты различных мировых исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основными направлениями модернизации российского образования являются такие, как достижение качественного образования, возрастающая школа, где мы остановимся на старшей школе-школе профессионального самоопределения и компетентностный подход. Для продолжения обучения в ВУЗе школьнику, учителю необходимо уделить особое внимание формированию социальной и профессиональной компетентности учеников.

Файлы: 1 файл

Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике.docx

— 139.64 Кб (Скачать)

Хотелось бы подвергнуть сомнению одно очень распространенное мнение о том, что по мере осуществления  выборов возможности человека все  сужаются и сужаются: сделал выбор, значит, во-первых, потерял то, что  не выбрал и, во-вторых, вариантов дальнейшего  выбора стало меньше, чем раньше.

Согласно этому весьма распространенному  мнению, человек, делая последовательные выборы, как бы влезает в некую  воронку, где, наконец, ему и «повернуться»  нельзя - один выход. Но обратимся к общепонятным фактам. Вот человек сделал выбор и стал на путь профессионального музыканта. Да, он отказался от многого, оставив его позади. Он теперь по многу часов в день проводит за инструментом, работая над исполнительской техникой. И что же, выборов у него стало меньше? Да ничуть. Если он раньше мог исполнять лишь ограниченное количество технически доступных ему произведений, то сейчас выбор у него стал необозримо широким - ему «по плечу» то, о чем ранее не приходилось и помышлять.

Скорее наоборот, по мере хороших выборов возможности человека могут возрастать - не «воронка», а «взлет». Еще один пример из, казалось бы, совсем противоположной области: выбрал специализацию, связанную с медницко-жестяницкими работами. Значит уже и не токарь, и не фрезеровщик. Перед человеком открылся ранее неведомый мир новых необозримых возможностей - тонкости дробеструйной обработки и химического травления заготовок, сложные мысленные схемы ручной и механизированной правки, процедуры плоскостной и пространственной разметки заготовок, а это еще только «азы» того сложного Мира, который открывается здесь человеку и который для непосвященного закрыт. И так в каждой профессии [17].

Сделанный профессиональный выбор  и приобретаемый на избранном  пути опыт меняют всю картину дальнейших возможностей выбора и меняют вместе с тем направление дальнейшего  развития человека.

Меняют, но не ограничивают, поскольку  открываются ранее недоступные  возможности.

Что касается идеи всестороннего развития человека как субъекта деятельности, то дело не следует понимать так, что  каждый должен уметь решительно все  и иметь решительно все ценные качества (практически это могло  бы означать только одно: «все понемногу  и ничего как следует»). Достигнув  состояния призвания к чему-то определенному и создавая некоторые  материальные или духовные ценности, человек не должен быть ограничен настолько, чтобы не видеть, не воспринимать и не быть способным потреблять то, что делают, производят другие. Увлеченность своим делом, без которой невозможны высшие достижения в труде, не должна вырождаться в фанатичную ограниченность. Общая профессиоведческая осведомленность, грамотность, культура - вот средство и шаг в сторону правильно понимаемой всесторонности (как разносторонности, как способности в принципе понять и принять трудовой вклад любого «другого», то есть каждого) [21].

Что касается формирования профессиональной ориентации, о чем все время  шла речь выше, то здесь только важно  напомнить, что любое хорошее  дело можно довести до абсурда.

Будущему педагогу должна быть понятна  мысль о множестве и разнообразии миров, в которых живут разные люди. Разные внутренние миры людей  могут быть противопоставлены. У  разнотипных профессионалов эти  миры уместно полагать равноценными, равнодостойными.

Общество сильно как раз многообразием  разных людей. Люди могут быть равноценными, оставаясь разными.

Излишне говорить, что так называемый «рынок труда» - это не рынок объектов свободного манипулирования бездушными объектами. Каждый человек в ситуации выбора или смены профессии, в  ситуации, когда он должен освоить  новое непривычное дело, является еще и сознательным и индивидуально-своеобразным субъектом выбора - думающим, по-своему помышляющим о будущем, что называется, чувствующим, не только торжествующим, но и страдающим. Именно недооценка, причем, иногда сознательная, этого  аспекта делает огромное количество пособий (в основном западных авторов) по построению карьеры не только не полезными, но напротив вредными для человека. Как, например, оценить полезность пособия, начинающегося со слов: "Вы - товар!"?

Что касается обособленности человека как следствия его самоопределения, его независимости от других, то речь - в пределах разумного решения  вопроса - может идти о некотором  балансе, равновесии по параметру «зависимость - независимость».

Когда индивид должен сосредоточиться  на изготовлении своего изделия, на производстве некоего полезного продукта - будь то болт, манная каша, текст будущей  страницы книги или упорядоченное  движение транспорта на перекрестке  улиц - мне нужно, чтобы не мешали, не отвлекали и пр. В этом смысле независимость субъекта труда - важное условие успешности усилий человека. Но в этом же случае есть, более того, нужна определенная его взаимозависимость с другими людьми [24].

Таким образом, бесспорный факт, состоящий  в том, что каждый человек живет  в своем мире, следует понимать так, что этот «свой мир» должен обязательно  частично совпадать, иметь черты  сходства, общности с мирами других людей и, следовательно, миром культуры человечества в целом.

Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой  общечеловеческой культуре и должна быть обязательно сопряжена задача обретения профессиональной ориентации и педагогического руководства  им.

1.2 Профессиональная направленность  учащихся средних специальных  учебных заведений

 

В недавнем прошлом профессиональная направленность учащихся средних специальных  учебных заведений определялась в основном "социальным заказом". Так, в 1960-е годы, когда было много  шума по поводу необходимости внедрения  достижений научно-технической революции, был довольно высокий престиж  ученых и инженеров отдельных  специальностей (чаще всего физиков), летчиков и космонавтов. Однако, начиная  с 1970-х годов, набирает силу тенденция  роста привлекательности большинства  профессий специалистов гуманитарного  профиля: писателей, журналистов, деятелей искусства, особенно артистов, врачей, ученых-обществоведов.

В определенной мере это было связано  с продолжением начатого еще в 1960-е  годы постепенного снижения ассигнований на образование, что и обусловило замедление темпов роста производительности общественного труда вследствие замедления темпов технического перевооружения индустрии. В результате Россия все  больше отстает от развитых стран  по многим показателям уровня и качества жизни [25].

Внедрение рыночных отношений в 1990-е  годы способствовало росту престижа профессий экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера. Расширение связей с внешним миром привело к  повышению привлекательности профессии  переводчика, а массовое распространение  компьютеров - к росту престижа профессий  программиста и оператора ЭВМ.

Как показывают современные исследования уже выбор типа учебного заведения определенным образом влияет на предпочтение учащихся тех или иных отраслей инфраструктуры. Подростки, обучающиеся в «обычных» государственных школах, более склонны трудиться в торговле, здравоохранении, легкой промышленности, бытовом обслуживании, а выпускники лицеев, гимназий и колледжей чаще своих сверстников ориентируются на работу в сфере науки, образования, культуры, искусства и органах государственного управления. Это подтверждает соображения о том, что «альтернативные» формы образования призваны способствовать воспроизводству главным образом интеллигенции [27].

К моменту окончания среднего специального учебного заведения у молодых  людей формируется определенное мнение о предпочтительности той  или иной сферы приложения собственного труда; у многих опрошенных обнаруживается ориентация и на конкретные виды занятий: 58 % подростков указали, что уже выбрали  свою будущую профессию (это на 10 % больше числа 9-классников, которые  дали аналогичный ответ). Таким образом, в период обучения на завершающем этапе подготовки усиливается предрасположенность юношей и девушек к конкретным видам занятий. То есть формируется профессиональная направленность.

Это во многом объясняется тем обстоятельством, что после окончания среднего специального учебного заведения подростки  вынуждены самоопределиться, выбрав тот или иной вариант жизнеустройства, и в средние специальные учебные  заведения поступают юноши и  девушки, большинство которых активно  стремятся реализовать собственные  профессиональные интересы на базе среднего специального образования.

А до окончания 9-го класса лишь меньшинство  подростков задумываются о ближайших  планах на будущее, поскольку 15-летний школьник во многом еще не созрел для  целеустремленного поведения при  решении вопроса о выборе трудовых занятий на перспективу. К тому же актуальность и необходимость самоопределения  еще недостаточно осознается 9-классниками. Не случайно поэтому лишь меньшинство выпускников основной школы указывают, что уже выбрали для себя вид профессиональной деятельности.

Особенность юношеского возраста нередко  проявляется в неустойчивости жизненных  установок: почти половина учащихся как последних, так и начальных  курсов за последние два года изменяли свой выбор профессии (соответственно 45 и 44 %). У 17-летних подростков по сравнению с 15-летними стабильность решений о предпочтении конкретного вида будущих трудовых занятий лишь на 2 % больше (37 против 35 %). Это подтверждает не только зависимость развития способности к осознанному выбору профессии от зрелости личности, но и необходимость улучшения подготовки молодежи к профессиональному самоопределению, начинать которую важно как можно раньше, чтобы к моменту окончания основной школы подросток был в состоянии, во-первых, осмыслить значимость профессионального выбора для него самого и, во-вторых, определить круг реальных возможностей жизнеустройства в соответствии с призванием, личными задатками, подготовкой, образованием. Вместе с тем важно подчеркнуть: большинство старшекурсников (53 %) уверены в том, что избранная ими профессия позволит в наибольшей мере реализовать собственные потенции [40].

Привлекательность каждой профессии  зависит от множества факторов. В  табл. 1 указан средний балл оценок всех респондентов, ответивших на вопрос социологов относительно тех моментов, которые  привлекают их в избираемом роде трудовых занятий (пятибалльная шкала).

 

Таблица 1

Оценка первокурсниками  и старшекурсниками средних специальных  учебных заведений различных  факторов привлекательности профессий (в средних баллах) [40]

ФакторУчащиеся1-х курсовстарших курсовПрестижность3,93,4Самостоятельность, независимость3,13,7Новизна, современность3,02,8Возможность смены профессии2,72.5Рискованность2,62,4Традиционность2,22,0

Старшекурсники, как видно из табл. 1, наиболее высокую оценку дают не на престижности профессии, как первокурсники, а возможности проявить самостоятельность  в трудовой деятельности, что свидетельствует  о более осознанном подходе 17-летних подростков к решению вопроса  о своей будущей профессии, выборе в качестве, критериев значимости рода занятий таких признаков, которые  позволяют полнее реализовать собственную  индивидуальность.

Иерархия оценок остальных факторов привлекательности профессий у 17- и 15-летних подростков в основном совпадает; следует лишь отметить, что первокурсники  придают им несколько более высокую (на 0,2 балла) значимость. Таким образом, как старшекурсники, так и первокурсники  на первые два места ставят одинаковые факторы, связывая привлекательность  профессии со свободой самовыражения  в конкретном виде труда и с  его социальными последствиями, поскольку престиж профессии  в условиях рыночной экономики во многом является интегральным выразителем  общественного положения различных  слоев населения.

При выборе будущей профессии юноши  и девушки исходят не только из степени ее привлекательности, но и  руководствуются собственными ценностями, фиксирующими социальную значимость конкретных занятий. Эти ценности выражаются в виде мотивов, характер которых мы стремились выявить у опрошенных посредством анкетирования. Далее приведена информация о мотивах, определяющих поведение выпускников средних специальных учебных заведений при выборе профессии.

В ядро наиболее важных мотивов, которыми руководствуется абсолютное большинство (свыше двух третей) опрошенных при  выборе профессии, вошли семь (перечисление дается с учетом степени убывания их распространенности): 1) желание заниматься любимым делом; 2) возможность получить большой заработок; 3) стремление работать в дружном коллективе; 4) намерение  заслужить уважение знакомых и друзей; 5) желание жить спокойно и обеспеченно; 6) стремление видеть результаты своего труда; 7) возможность полностью реализовать собственные способности. Свыше половины респондентов указали на значимость таких побуждений, как «возможность самосовершенствоваться» (углублять знания и умения по специальности), «добиться высокого положения в обществе». Остальные побуждения отметили не более половины выпускников. Среди мотивов, имеющих меньшее значение при выборе профессии, чаще других называют: «участвовать в общественной деятельности» (33 %), «заниматься чистой и легкой работой» (20 %), «продвигаться по службе» (17 %), «работать творчески» (13 %), «иметь много свободного времени» (13 %) [20].

Из материалов опроса вытекает, что  профессиональная мотивация выпускников  средних специальных учебных  заведений имеет широкий диапазон нравственной значимости: от узкоутилитарного отношения к делу (выбирают такой  вид деятельности, который подходит для поддержания приличного существования  и не более того) до высоконравственного  подхода к труду.

У учащихся размываются преимущественно  те ориентиры, которые определяют направленность личности на мир внешних объектов. Происходит, таким образом, нарастание отчужденности молодежи от общества, дистанцирование юношей и девушек не только от дискредитированных лозунгов типа «Один за всех и все за одного», но и от многих социально значимых ценностей, усиливается эскапизм, презрение, к производительному труду и стремление к получению удовольствий в сфере досуга. Анализ социологической информации показывает, что при выборе профессии девушки прежде всего руководствуются желанием работать в дружном коллективе, они чаще, чем юноши, обращают внимание на возможность общаться с людьми, быть полезными обществу, в большей мере хотят заниматься чистой и легкой работой. У представителей «сильного» пола на первом месте находится побуждение, связанное с возможностью получить большой заработок. Юноши опережают девушек и по стремлению к наиболее полному использованию собственных способностей и задатков. Они в большей мере, чем представительницы «прекрасного» пола, озабочены возможностью самосовершенствоваться, углублять знания и умения по специальности, продвигаться по службе, чаще ориентируются на обладание значительным бюджетом свободного времени [9].

Информация о работе Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике