Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

В последнее десятилетие привыкли к тому, что выпускник общеобразовательной школы обладает определенным набором знаний, умений и навыков. То есть умеет применять свои знания, полученные на различных уроках на практике. Но как показывают результаты различных мировых исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основными направлениями модернизации российского образования являются такие, как достижение качественного образования, возрастающая школа, где мы остановимся на старшей школе-школе профессионального самоопределения и компетентностный подход. Для продолжения обучения в ВУЗе школьнику, учителю необходимо уделить особое внимание формированию социальной и профессиональной компетентности учеников.

Файлы: 1 файл

Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике.docx

— 139.64 Кб (Скачать)

Представим процентное соотношение  лиц с различными темпераментами в группе испытуемых в виде диаграммы.

 

Рис. 1. Процентное соотношение лиц с различным типом темперамента

Диагностика типа темперамента является важной частью профориентационной работы, так как позволяет определить соответствие избранной подростком профессиональной области особенностям функционирования его нервной системы. Темперамент, являясь отражением свойств нервной системы, практически не поддается изменению, и если в процессе профессиональной подготовки и самой деятельности можно скорректировать мотивационные компоненты профессионализма, развить необходимые способности и т.д., то несоответствие избранной деятельности типу темперамента скорее всего влечет за собой принципиальную неспособность к этой деятельности. Рассмотрим далее, какие профессиональные ориентации имеют подростки с различными типами темперамента.

 

Таблица 6

ИнициалыЧеловек - природаЧеловек - техникаЧеловек - знаковая системаЧеловек - художественный образЧеловек - человекА.П.+5+1-2+4+6М.Д.0+4+5+5-3С.Н.-1+2+4+4+1С.Р.-30+3-4-5Е.Н.+6+1+1-3-4А.Н.+10+6+5+2В.П.-2-3+4+2+6М.К.+1+2+2+4-2С.Л.+2-3-4+4-6Л.Д.-1+7+2+1-3В.Н.-2-6-1+3+3О.В.+5+50-2-1О.Н.-2+4+6+6+2Ф.Н.0-3+1+3-5К.Д.+7+2+1-3-5Н.Н.-6+2-1+2+6М.К.-2-3+5+1+5Н.С.+1+2+2+3+1М.С.-6+6+7+2+6Т.В.+4+3+1-3-2

Исходя из данных таблицы, всех испытуемых можно разделить на три подгруппы - в первую отнесем тех, чьи профессиональные интересы четко сосредоточены в  какой-то одной области, во вторую - респондентов, которые выделяют две  или более профессиональных областей, и, наконец, в третью - тех подростков, анализ результатов которых не позволяет  выделить ни одной предпочитаемой области  деятельности. Численность этих подгрупп следующая: подгруппа 1 - 4 человека, подгруппа 2 - 9 человек, подгруппа 3 - 7 человек. В виде диаграммы это будет выглядеть следующим образом.

 

Рис. 2. Процентное соотношение выделенных подгрупп по результатам методики Климова

 

Таким образом, только 20 % испытуемых четко определили свои профессиональные интересы. Большая часть группы, а именно - 45 % интересуется двумя  или более областями профессиональной деятельности, можно сказать, что  данная часть респондентов пока определили только те виды деятельности, которые  им не подходят. И, наконец, большое  число учащихся - 35 % не имеют ярко выраженных интересов ни в одной  области. В этой подгруппе у испытуемых наблюдаются невысокие положительные  и отрицательные оценки каждого  вида профессий, с преобладанием  либо положительного, либо отрицательного отношения.

Приведем таблицу, отражающую зависимость  степени определенности профессиональной ориентации от типа темперамента.

 

Таблица 7

Зависимость сформированности профессиональной направленности от типа темперамента

ХолерикиСангвиникиФлегматикиМеланхоликиПодгруппа 10220Подгруппа 25230Подгруппа 30213

Таким образом, мы видим, что все  испытуемые, характеризующиеся холерическим темпераментом, вошли в подгруппу  лиц, имеющих несколько профессиональных направленностей. В то же время все  меланхолики попали в подгруппу  № 3. Число сангвиников и флегматиков  в каждой из подгрупп примерно одинаковое. Эти данные позволяют сделать  вывод о зависимости стихийного формирования профессиональной ориентации от типа темперамента.

Подростки, обладающие холерическим темпераментом, не могут однозначно выбрать одну из областей профессиональной деятельности, поскольку им интересно  и то, и другое, и третье. Они  не способны самостоятельно осуществить  выбор и остановить свое внимание на какой-либо одной области. Их плохо  поддающаяся контролю активность распространяется сразу на несколько областей. С  другой стороны, эти подростки могут  так же быстро "остыть", их интерес  к определенной области угасает  так же быстро, как и формируется.

В качестве противоположного типа темперамента, меланхолики вследствие инертности нервной системы и недостаточной  силе процессов возбуждения также  с трудом формируют профессиональную направленность, но по иной причине, чем  холерики. Для меланхоликов трудность  выбора связана не с многочисленностью  интересующих их областей, а напротив, с недостатком интереса к любой области. Сангвиники и флегматики, обладающие более сбалансированной нервной системой, в этом отношении находятся в более выгодной позиции, однако и среди них существует большой процент подростков, так и не определивших для себя профессиональную ориентацию.

Далее рассмотрим, каким образом  полученные выше данные согласуются  с результатами тестирования по методике Голланда.

 

Таблица 8

Результаты тестирования по методике Голланда.

ИнициалыР. типИ. типС. типК. типП.типА. типА.П.13461056М.Д.21212448С.Н.798972С.Р.678867Е.Н.12251067А.Н.3848109В.П.71256210М.К.6148129С.Л.6589104Л.Д.1354776В.Н.548898О.В.1187457О.Н.10451076Ф.Н.5568108К.Д.995775Н.Н.4412787М.К.41091054Н.С.5412687М.С.7379512Т.В.759768

Проведем разбиение испытуемых на подгруппы по принципу аналогичному использовавшемуся в методике Климова: подгруппа 1 - подростки, имеющие четкую профессиональную направленность, подгруппа 2 - относящиеся к двум и более  типам, подгруппа 3 - испытуемые, которых  сложно отнести к какому-либо типу.

В первую подгруппу вошли 7 испытуемых, во вторую - 8 и в третью - 5 человек. В идее диаграммы, отражающей процентное соотношение подгрупп, это будет  выглядеть следующим образом (рис. 3).

Сравнивая полученные результаты с  результатами предыдущего теста  можно заключить, что, создающаяся  в ходе тестирования ситуация вынужденного и однозначного выбора, заставляет учащихся более четко определять свою профессиональную направленность. Так 35 % испытуемых можно с большой  долей уверенности отнести к  тому или иному типу, тогда как  по результатам методики Климова  только 20 % учащихся смогли четко определить свою профессиональную направленность. Самой многочисленной, как и в  предыдущем случае оказалась подгруппа 2, в которую вошло 40 % от общего числа  респондентов. Подгруппа 3 сократилась  по сравнению с предыдущей методикой  на 10 % и в нее вошли только 25 % обследованных учащихся. В целом, несмотря на более оптимистичные, по сравнению с методикой Климова, результаты, методика Голланда так же продемонстрировала недостаточную сформированность и осознанность профессиональных ориентаций испытуемых.

 

Рис. 3. Процентное соотношение подгрупп по методике Голланда

 

В случае полностью сформированной и четко осознаваемой профессиональной направленности между группами профессий  по Климову и типами личности по Голланду должно существовать соответствие. Теоретически это соответствие выглядит примерно следующим образом:

"Человек-природа" - реалистичный  тип

"Человек-техника" - реалистичный  тип

"Человек-знаковая система" - интеллектуальный/конвенциональный тип

"Человек-художественный образ" - артистический тип

"Человек-человек" - социальный  тип

Естественно, что прямое отождествление этих классификаций невозможно, так  как они составлены по различным  основаниям, что проявляется в  соответствии реалистичного типа по Голланду сразу двум сферам профессиональной деятельности по Климову, а также в принадлежности двух типов к одной профессиональной сфере (человек - знаковая система). Разница в социально-культурной ситуации создания этих методик обуславливает присутствие у Голланда предпринимательского типа, которому в методике Климова нет прямого аналога, так как профессий, связанных с этим типом просто не существовало в Советском Союзе. Поэтому мы не будем рассматривать соответствие каждого типа по Голланду сферам профессиональной деятельности по Климову, а ограничимся сравнением состава подгрупп, выделенных по обеим методикам.

 

Таблица 9

Взаимное соответствие подгрупп, выделенных по методикам  Климова и Голланда

Подгруппы по методике ГолландаПодгруппы, выделенные по методике КлимоваПодгруппа 1Подгруппа 2Подгруппа 3Подгруппа 1322Подгруппа 2062Подгруппа 3113

Из таблицы мы можем заключить, что степень согласованности  достаточно неоднозначна. В подгруппу 1 по обеим методикам попали 3 человека, что составляет 75 % от численности  этой подгруппа по Климову и только 43 % от численности по Голланду. Число испытуемых, попавших во вторую подгруппу по обеим методикам - 6 человек, что составляет 67 % от численности этой подгруппа по Климову и 75 % от численности по Голланду. И, наконец, подростков с наименее сформированной профессиональной ориентацией (подгруппа 3) по обеим методикам - 3 человека, что составляет только 43 % от численности этой подгруппа по Климову и 60 % от численности по Голланду. Таким образом, большая степень согласованности результатов обеих методик наблюдается только по второй подгруппе.

Далее проведем оценку сформированности Я-концепции учащихся, как важнейшего фактора личностного самоопределения, частью которого являются и профессиональной самоопределение и профессиональная ориентация.

 

Таблица 10

Результаты диагностики  уровня сформированности Я-концепции

ИнициалыШирота саморефлексииАктивность установки на будущееПрофессиональная направленностьА.П.средняянизкаянизкаяМ.Д.средняясредняявысокаяС.Н.средняянизкаясредняяС.Р.средняянизкаясредняяЕ.Н.низкаявысокаясредняяА.Н.высокаянизкаясредняяВ.П.средняясредняясредняяМ.К.высокаясредняявысокаяС.Л.низкаясредняянизкаяЛ.Д.высокаявысокаявысокаяВ.Н.низкаясредняянизкаяО.В.средняянизкаянизкаяО.Н.средняясредняявысокаяФ.Н.средняясредняясредняяК.Д.высокаянизкаясредняяН.Н.высокаясредняявысокаяМ.К.средняявысокаясредняяН.С.средняянизкаясредняяМ.С.низкаянизкаянизкаяТ.В.средняясредняянизкая

Результаты диагностики степени  сформированности Я-концепции показали, что высокая широта саморефлексии (А) наблюдается у 5 испытуемых (что составляет 25 % от объема выборки), средняя - у 11 испытуемых (55 % от общего количества), низкая - у 4 респондентов (20 %). Высокая активность установки на будущее (В) наблюдается только у 3 испытуемых (что составляет 15 % от объема выборки), средняя - у 9 испытуемых (45 % от общего количества), низкая - у 8 респондентов (40 %). Это свидетельствует о слабом представлении подростков о своей будущей жизни, недостаточной конкретизации жизненных планов, в таких условиях отсутствие четкой и осознанной профессиональной направленности является логичным следствием недостаточного личностного самоопределения. Высокая профессиональная направленность (С) наблюдается у 5 испытуемых (что составляет 25 % от объема выборки), средняя - у 9 испытуемых (45 % от общего количества), низкая - у 6 респондентов (30 %).

Обобщив результаты таблицы 10, можно  представить их на диаграмме.

 

Рис. 4. Уровень развития Я-концепции и профессиональной направленности

 

Мы видим, что и по степени  широты саморефлексии, и по уровню активности установки на будущее, и по степени сформированности профессиональной направленности самой многочисленной является группа испытуемых со средним уровнем развития данных качеств. В то же время настораживают два обнаруженных факта. Во-первых, это малочисленность подростков, отличающихся высокими показателями по данному тесту. Во-вторых, относительно большое количество лиц, характеризующихся низкими показателями. Так, по признакам активности установки на будущее и степени сформированности профессиональной направленности респондентов с низким уровнем развития данных качеств оказалось больше, чем с высоким. Между тем, уже через полтора года, после выпуска из колледжа этим подросткам предстоит сделать профессиональный выбор. Можно смело утверждать, что "среднего" уровня развития профессиональной направленности недостаточно для осознанного принятия правильного решения, а времени для самоопределения уже не будет.

Далее мы проведем сравнительный анализ степени сформированности профессиональной направленности с результатами методик Климова и Голланда.

 

Таблица 11

Сравнительные данные о  степени сформированности профессиональной направленности и составом подгрупп по методике Климова

ВысокаяСредняяНизкаяПодгруппа 1220Подгруппа 2234Подгруппа 3142

Анализ таблицы 11 показывает, что  согласованность между степенью сформированности профессиональной направленности, оцениваемой по количеству профессиональных ролей, и определенностью сферы профессиональных интересов практически отсутствует. Это показывает, что профессиональное самоопределение обследованных подростков находится на недостаточном уровне, они не связывают социальные роли, исполняемые в рамках профессии с конкретной сферой деятельности.

 

Таблица 12

Сравнительные данные о  степени сформированности профессиональной направленности и составом подгрупп по методике Голланда

ВысокаяСредняяНизкаяПодгруппа 1322Подгруппа 2242Подгруппа 3032

Из таблицы 12 можно сделать вывод, что принадлежность к тому или  иному типу личности по Голланду также нельзя считать абсолютным показателем сформированности профессиональной направленности. Хотя, согласование здесь проявляется в большей степени, чем в методике Климова. То, что испытуемые, которые были отнесены в третью подгруппу, тем не менее показали различную степень сформированности профессиональной направленности, свидетельствует о наличии потенциала профессионального самоопределения.

Анализируя в целом результаты исследования можно сделать некоторые  выводы о характере профессиональной направленности учащихся колледжа в  условиях ее стихийного формирования.

Во-первых, формирование профессиональной направленности учащихся зависит от типа темперамента. Так, подростки, обладающие холерическим темпераментом склонны  выделять для себя две или более  профессиональные сферы, между которыми им сложно сделать выбор вследствие подвижности их нервной системы. Меланхолики, напротив, пассивно относятся  к выбору будущей профессии, им сложно самостоятельно сформировать интерес  к какой-либо сфере деятельности. В лучшем положении в данном случае находятся сангвиники и флегматики, поскольку уравновешенность процессов  возбуждения и торможения позволяет  им более четко определиться со сферой своих интересов. Однако, и они испытывают в этом сложности, что показывают результаты тестирования по методикам Климова и Голланда. К тому же остается нерешенным вопрос о том, насколько избранная сфера деятельности или профессия отвечает их способностям.

Как показывают результаты исследования, методика Голланда, в которой испытуемые поставлены в ситуацию вынужденного выбора, располагает к более четкому выделению ими профессиональной направленности, что проявилось в составе подгрупп, выделенных по результатам этой методики. Однако, и в этом случае обнаружено большое количество испытуемых которые так и не смогли выбрать для себя определенного рода деятельности (в методике это проявляется через невозможность их отнесения ник одному из профессиотипов).

Информация о работе Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике