Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

В последнее десятилетие привыкли к тому, что выпускник общеобразовательной школы обладает определенным набором знаний, умений и навыков. То есть умеет применять свои знания, полученные на различных уроках на практике. Но как показывают результаты различных мировых исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основными направлениями модернизации российского образования являются такие, как достижение качественного образования, возрастающая школа, где мы остановимся на старшей школе-школе профессионального самоопределения и компетентностный подход. Для продолжения обучения в ВУЗе школьнику, учителю необходимо уделить особое внимание формированию социальной и профессиональной компетентности учеников.

Файлы: 1 файл

Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике.docx

— 139.64 Кб (Скачать)

Направленность на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных  трудовых постов, и в этом смысле возможности самореализации еще  больше расширяются. Например, водитель такси без особых проблем пересаживается на разные легковые автомобили. Но при  этом даже хорошие таксисты, когда  им приходится пересаживаться на большегрузные  самосвалы, иногда испытывают большие  трудности и даже отказываются от новой работы, то есть успешная направленность на конкретную специальность (водитель-таксист) еще не приводит автоматически к  успешному самоопределению в  профессии водитель (водитель вообще). Направленность на конкретную профессию  предполагает, что работник способен выполнять близкие, смежные виды трудовой деятельности, то есть его  возможности выбора еще больше расширяются. Напомним, что профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - водитель, специальность водитель автобуса; профессия - учитель, специальность - учитель биологии и т.п.). По сравнению с предыдущим типом направленности работник выбирает не только трудовые посты (в рамках своей специальности), но и сами специальности уже в рамках профессии.

При этом само понятие «профессия»  включает в себя следующие характеристики: это ограниченный, вследствие разделения труда вид деятельности, общественно-полезной, требующей специальной подготовки (в современном развитом производстве - постоянной переподготовки), выполняемой  за определенное вознаграждение (на современном  этапе развития общества в основном - за деньги), а также дающей человеку определенный социальный, общественный статус и признание.

Направленность на конкретную трудовую функцию, на конкретном трудовом посту, в специальности и в профессии  можно было бы отнести к трудовому, самоопределению. Правда, труд в более  широком смысле - это гораздо более  широкое понятие, включающее и непрофессиональную деятельность (например, труд на приусадебном участке или труд по воспитанию своих  детей) [27].

Следующий тип - жизненная направленность, куда помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная  безработица и др. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека. И хотя профессиональное самоопределение является довольно значимым для многих людей, но и оно  реализуется в определенном контексте  жизни. При этом немало людей вообще видят смысл своей жизни во внепрофессиональной деятельности. Примечательно, что один из ведущих авторитетов США в области профессионального консультирования Дж. Сьюпер определяет понятие «карьера» в ее самом полном и всеобъемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни, а представляя свою концепцию «жизненных карьер», он выделяет помимо роли работника, еще и роли ребенка, учащегося, отдыхающего, гражданина, супруга, хозяина дома, родителя [23].

Таким образом, современное понимание  карьеры - это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни. Естественно, жизненное самоопределение предполагает значительно более высокую степень  свободы выбора и диапазон маневра, но при условии, что человек не отказывается от такой свободы. Однако человек может просто жить, меняя  и осваивая различные социальные роли или даже выполняя несколько  ролей параллельно, действуя при  этом внутренне пассивно, по определенным образцам («как все нормальные люди»), а может выступать и настоящим  творцом своей жизни, полноценным  субъектом самоопределения. Говоря о жизненной направленности, можно  выделить не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и социальных стереотипов, выбор жизненного стиля и самого образа жизни. В этом случае сама профессия  или какие-то социальные роли могут  выступать как средства для реализации того или иного образа жизни, того или иного жизненного стереотипа.

Следующий, более сложный тип - личностная направленность - может рассматриваться  как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно  стать хозяином ситуации и всей своей  жизни. Человек в этом случае как  бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и  стереотипами. Принципиальным отличием личностной направленности от направленности жизненной является то, что человек не просто «овладевает ролью», а создает новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим нормотворчеством, когда окружающие могут сказать о нем не просто как о хорошем «семьянине», «учителе» или «руководителе», а как об «уважаемом Иване Ивановиче» или как об «уважаемой Елене Петровне», которых нельзя просто соотнести с какой-то социальной ролью или профессией, так как они уникальны и неповторимы сами по себе, а их жизнь является целым событием в глазах окружающих их людей. Личностная направленность - это нахождение самобытного «образа Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Наконец, самый сложный тип - это направленность личности в культуре (как высшее проявление личностной направленности). Рассуждая о самоактуализирующейся личности, А.Г. Асмолов подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную и на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить даже о социальном бессмертии человека хотя- бы как о возможности. Высший тип самоопределения - это тогда, когда вся жизнь человека и его дела (содеянное им) являются значительным вкладом в развитие культуры, понимаемой в широком смысле (производство, искусство, наука, религия, общение) [2].

Каждому из представленных выше типов  направленности можно условно поставить  в соответствие пять уровней самореализации человека (критерий выделения уровней - внутреннее принятие человеком данной деятельности и степень творческого  к ней отношения): 1 - агрессивное  неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень); 2 - стремление мирно избежать данной деятельности; 3 - выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный  уровень); 4 - стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы; 5 - стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень).

Таким образом, даже по ограниченным в плане свободы маневра типам  самоопределения (например, при работе на конкретном трудовом посту) возможна творческая самореализация и более  полноценное профессиональное и  личностное самоопределение, чем даже по таким типам как самоопределение  в культуре (как потенциальная  возможность) при невысоком уровне реализации данного типа. Известно, что даже некоторые научные открытия совершаются иногда при выполнении довольно скучных и однообразных лабораторных экспериментов. Известно также, что некоторые люди, даже заняв определенное «место в истории», могут вызывать лишь презрение и даже жалость за неиспользованные возможности более достойного самоопределения.

Личностная направленность является более широким понятием, но это  не означает, что профессиональная направленность целиком включается в личностную. Например, если человек по конкретному типу самоопределения - самоопределению в культуре - реализует себя на невысоких уровнях и сама эта деятельность в личностном плане для него незначима, то говорить о полноценном личностном самоопределении не приходится (можно говорить лишь о возможности такого самоопределения). Профессиональная направленность по сравнению с личностной предполагает часто более конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственности за данную работу, что связано с самим определением профессии как ограниченного вида деятельности. Реально, в конкретных культурно-исторических условиях помощь человеку в профессиональном самоопределении осуществляется более целенаправленно (различными учебными заведениями и специалистами), тогда как помощь в личностном самоопределении проходит более хаотично, так «научить быть личностью» намного сложнее.

Традиционно профконсультанты и профориентаторы главное внимание уделяют работе с подростками (особенно накануне окончания школы) и взрослому незанятому и безработному населению. Рассматривая основные этапы становления профессионала, Е.А. Климов специально выделяет стадию «оптации» (от лат. optatio - желание, выбор), примерно соответствующую стадии «подростничества» (по Д.Б. Эльконину), когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Однако сам Е.А. Климов оговаривает, что в ситуации выбора может оказаться не только подросток, но и взрослый человек, например, человек, меняющий свою прежнюю профессию или место работы, а также безработный [5].

Различные авторы предлагают разные периодизации развития человека, которые  должен знать профконсультант не только для планирования жизненных  перспектив консультируемого, ведь большинство  людей проходят все эти этапы, но и для учета особенностей поведения  человека, которые также зависят  от того, на каком этапе развития он находится.

В профессиональном консультировании наиболее известна периодизация Е.А. Климова, где как раз и выделяется стадия «оптации»: 1) стадия предигры (от 0 до 3 лет); 2) стадия игры (от 6 до 8 лет); 3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6 - 8 до 11 - 12 лет); 4) стадия «оптации» (от 11 - 12 до 14 - 18 лет); 5) стадия профессиональной подготовки (от 15 - 18 до 16 - 23 лет); 6) стадия развития профессионала (от 16 - 23 лет до пенсии).

Особую известность за рубежом  имеет периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов «профессиональной зрелости»: 1) рост: развитие интересов, способностей (0 - 14 лет); 2) исследовательский: апробация своих сил (14 - 25 лет); 3) утверждение: профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25 - 44 года); 4) поддерживание: создание устойчивого профессионального положения (45 - 64 года); 5) спад: уменьшение профессиональной активности (65 - и более лет) [23].

Определение специфики профессиональной направленности для учащихся имеет  важное значение хотя бы для того, чтобы обозначать более адекватные их возрасту цели профконсультационной работы и более строго разрабатывать и подбирать конкретные практические методики профессионального самоопределения.

Если соотнести задачи формирования профессиональной направленности и  различные возрастно-образовательные  группы, то окажется, что для детей  основной задачей является формирование общей готовности к самоопределению (в особых случаях это может  быть и конкретный выбор, например, выбор специализированной школы  для одаренных), а для старшеклассников и выпускников ССУ - это помощь в конкретном выборе. В то же время при работе с учащимися-подростками, кроме помощи в принятии конкретных решений, важное место занимает и формирование общей готовности к самоопределению (уже в конкретных условиях), и начало профессиональной подготовки по несложным специальностям или по освоению общих для разных профессий навыков трудовой деятельности. При этом организацией трудовой подготовки занимается уже не столько профконсультант, сколько специалист по трудовому обучению. Таким образом, в формировании профессиональной направленности с различными группами учащихся ССУ реально задействованы не только специалист по профконсультации, но и учителя, и психологи, и социальные педагоги, а также родители учащихся и даже их сверстники. Роль профконсультанта в этой работе - интегрировать усилия различных специалистов, а также усилия самого учащегося для более полноценного профессионального и личностного самоопределения [21].

При профориентационной работе с ранними возрастами в основном должна реализовываться помощь в самоопределении по более высоким типам (личностным), что позволило бы формировать ценностно-нравственную, мировоззренческую основу самоопределения, а уже в работе с более старшими образовательно-возрастными группами клиентов целесообразнее осуществлять помощь в конкретных выборах профессий, специальностей, трудовых постов и даже в освоении конкретных трудовых действий. Можно также предположить, что в основном именно у взрослых людей больше шансов выйти на высшие (творческие) уровни профессиональной, жизненной и личностной направленности, тогда как у детей и подростков такую готовность еще предстоит сформировать в ходе систематической и глубокой профконсультационной работы, органично связанной с усилиями других психологов, педагогов и родителей учащихся.

 

Глава 3. Экспериментальное  изучение степени сформированности профессиональной направленности

 

3.1 Материал и методы  исследования

профессиональный  самоопределение направленность учащийся

В качестве испытуемых выступили 20 человек, учащихся Томского педагогического  колледжа. Возраст испытуемых - 17 - 18 лет. 12 респондентов мужского и 8 - женского пола. В исследовании не ставится целью  выявление гендерных различий в профессиональной направленности, в связи с чем проблема сбалансированности группы не возникает.

В исследовании были использованы следующие  методики:

1. Личностный опросник  А. Стреляу.

Инструкция: ответьте «да» или «нет»  на следующие вопросы, постарайтесь отвечать искренне, здесь нет "правильных" и "неправильных" ответов. (Бланк опросника приведен в Приложении 3).

Ключ к опроснику Стреляу

·совпадение - 2

·балла несовпадение - 0 баллов

·«не знаю» - 1 балл

Сила по возбуждению (Fв):

ДА - 3,4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 37, 39, 45, 46, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

НЕТ - 47, 51, 107, 123.

Сила по торможению (Fr):

ДА - 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

НЕТ - 18, 34, 36, 128.

Подвижность (Fд):

ДА - 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.

НЕТ - 2, 5, 57, 63, 116.

Если по результатам исследования отмечается менее 42 баллов по тому или  иному свойству, то можно говорить о наличии низкой концентрации этого  свойства, и наоборот, если отмечается 42 и более баллов, то наличествует высокая его концентрация.

Например, если по силе возбуждения (Fв) получено: Fв < 42, то можно уже утверждать, что мы имеем перед собою так называемый «слабый тип», то есть испытуемый является меланхоликом. Это ни в коей мере не свидетельствует, что такой испытуемый в самом деле человек психологически слабый, наоборот, этот человек является, пожалуй, наиболее вероятной кандидатурой для успешного разрешения тех ситуаций, где требуется проявить изменчивость поведения, его высокую реактивность на фоне такой среды, которая не отличается большим разнообразием стимулирующих активность раздражителей. Такой «средой» является, в частности, монотонная и в то же время ответственная деятельность оператора атомной энергетической станции.

Информация о работе Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике