Социальное неравенство в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:37, доклад

Краткое описание

Цель работы: показать проблему социального неравенства и выяснить причины социального неравенства. в детской психике / школьном обществе.

В связи с поставленной целью перед нами стоят следующие задачи:
Раскрыть понятие «социальное неравенство»
Определить, как «социальное неравенство» отображается в школе
Установить причины социального неравенства
На примере конкретной школе показать ситуацию « социального неравенства»

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД ПО ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 24.59 Кб (Скачать)

  Введение 

        С давних времен ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над справедливостью или несправедливостью неравенства.    

       Еще древнегреческий философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он говорил, что государство представляет собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое — богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни.

    Актуальность исследования: Современное общество никогда не будет однородным. Оно делится на группы, слои, классы. Основанием для такого деления может служить пол, возраст, доход, религия или иные показатели.

  Приоритетным  фактором являются – материальные возможности, по уровню  которых  разделяется социум.  Социальное неравенство в Украине существует. Здесь, процветают бедность и коррупция. Социальное неравенство, с одной стороны, — беда, а с другой — должно служить определенным стимулом для поиска новых способов жизни.

        Цель работы: показать проблему социального неравенства и выяснить причины социального неравенства. в детской психике / школьном обществе.

       В связи с поставленной целью перед нами стоят следующие задачи:

  • Раскрыть понятие «социальное неравенство»
  • Определить, как «социальное неравенство»  отображается в школе
  • Установить причины социального неравенства
  • На примере конкретной школе показать ситуацию « социального неравенства»

  Объект исследования:  школьное сообщество       

  Предмет исследования: учащиеся общеобразовательных школ        

  Новизна исследования: исследование проводилось в двух общеобразовательных школах, городской и сельской.\

  1. Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при               которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.   

     Неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель)  что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.

    Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства, возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

  Основными механизмами социального неравенства  являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (т.е. социально закрепленного и  иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная  социальная дифференциация. Социальное неравенство воспринимается и переживается людьми как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период 

2. Социальное неравенство в школе

      Социальное расслоение в учебном учреждении - одна из острейших проблем современной системы воспитания.

Расслоение  по социальному признаку особенно заметно  в массовой школе. В частности, в коридорах  школы, в которых общая форма не введена, вы почувствуете себя как на рынке. Размер заработка родителей выражен конкретно в обуви и одежде их чад.

     Часто лишние средства родителей уводят ребенка из круга общих интересов одноклассников. В обычной школе расслоение идет не только между отдельными детьми, но даже между классами, поскольку обычной практикой стало деление детей по способностям. Как правило, в отобранных - специализированных, лицейских или гимназических - классах массовых школ собираются дети наиболее успешных в социальном плане родителей.

Ежедневно в школе возникает ситуация, которая  заставляет ребенка или подростка  вспомнить о кошельке своих родителей. Это "воспоминание" превращается для одних в причину возвышения и самоутверждения, а для других - в ощущение собственной неполноценности и ничтожности.

        Никто не отрицает сегодня необходимость карманных денег для детей. Умение разумно распорядиться выданной суммой, чувствовать себя "кредитоспособным" чрезвычайно важно, даже для младшего школьника. Но размер этой суммы тоже зависит от толщины родительского кошелька. Среди учащихся младших классов "богатенькие Буратино" пользуются большим уважением. Они могут угостить друга чем-нибудь вкусным, недоступным или запрещенным для него, сделать дорогой подарок "просто так", купить себе игрушку. Карманные деньги для учеников постарше - это возможность на том или ином уровне проводить свой досуг. Наличие приличной суммы в кармане определяет отношение к тебе ровесников. К сожалению, и отношение учителей к школьникам зачастую зависит от социального статуса родителей, занимаемой ими должности, профессии и иногда от тех "даров", которые преподносятся в качестве подарков.

        Родители легко и быстро включаются в игру. Но суть этой игры очень быстро становится ясной и детям. Несправедливые оценки,  игнорируемые администрацией проступки и шалости, даже более ласковая интонация учителя - ничто не остается незамеченным.

Во что  это выливается? Сначала в упреки родителям – простым служащим , потом в лютую ненависть к "везунчикам", или в чудовищный комплекс неполноценности, или в изобретательную ложь.

      При любом раскладе такая ситуация повышает порог тревожности ребенка, а тем более подростка и уж никак не способствует процессу обучения. Потому что, в школьный период  у детей начинает формироваться отношение к жизненно-важным духовно-нравственным ценностям и ориентирам, отношение к людям. 

  3. Причины социального неравенства 

Функционализм:  Когда в обществе какой-либо вид  деятельности или профессия ценятся  больше, в зависимости от значительности этих профессий строится иерархия в  обществе. Способности у людей разные, наиболее талантливые, занимаются наиболее престижными профессиями, талантливые должны занимать верхушку социальной пирамиды.

По  Марксу:  Социальное неравенство основано на экономическом.

Владеющие собственностью угнетают тех, кто ею не владеет.  

По  Веберу. В основе социального неравенства лежат:  Богатство

Власть, Престиж  

По  Сорокину. Причиной социального неравенства являются:

Собственность, Власть, Профессия 

4. Выдержки из документов и декларации о правах человека  

Статья 26

1. Каждый  человек имеет право на образование.  Образование должно быть бесплатным  по меньшей мере в том, что  касается начального и общего  образования. Начальное образование  должно быть обязательным. Техническое  и профессиональное образование  должно быть общедоступным, и  высшее образование должно быть  одинаково доступным для всех  на основе способностей каждого. 

2. Образование  должно быть направлено к полному  развитию человеческой личности  и к увеличению уважения к  правам человека и основным  свободам. Образование должно содействовать  взаимопониманию, терпимости и  дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности  Организации Объединенных Наций  по поддержанию мира.

3. Родители  имеют право приоритета в выборе  вида образования для своих  малолетних детей. 

Всеобщая  декларация прав человека

Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года 

2. Право на образование — одно из прав человека «второго поколения» Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам выделяются четыре основные характеристики права на образование: наличие, доступность (недискриминация, физическая и экономическая доступность), приемлемость и адаптируемость образования, а также указывает, что «право на образование может осуществляться лишь при наличии у преподавателей и учащихся академической свободы. 

3. Право на равенство является одним из важнейших прав человека. Его можно трактовать как свободу от дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного сословного или иного положения, рождения или иного обстоятельства. 
 
 
 

5. исследования в  школе 

(Симферопольская   кола № 8, ул. Беспалова, 43) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • Исследования  в  Кировской школе № 2
 

        Безусловно, проблема социального неравенства не обходят стороной маленькие населенные пункты, казалось бы, даже если, есть подобная  проблема, она должна проявляться незначительно, но тут совсем наоборот.

    «Неравенство» начинается с распределением детей  по классам. Где в один из классов  попадают: дети высокопоставленных лиц, в другой класс попадают: средний класс по уровню жизни   и неблагополучные дети. Соперничество происходит не только между классами, но и между классными руководителями. Педагогический коллектив систематически напоминает « где, чьи дети» ставят в пример элитарный класс.

В большинстве  случаев, класс со «средним уровнем» не всегда осведомлен о предстоящих школьных мероприятиях, олимпиадах.

Конкурсная  основа, практически не соблюдается, потому что, заведомо известны результаты не в пользу «среднеуровневых» Мероприятия, развлекательного, характера (КВН, всевозможные праздники) также не выдерживают  конкурсной основы. Это приводит к  тому, что «среднеуровневый» класс в дальнейших мероприятиях участия не принимает, в силу некомпетентного оценивания.

В школьном самоуправлении основные посты занимает «элитарный класс»

Когда в « классе со средним уровнем  достатка» учатся не менее развитые дети.

Любые проделки, происходящие в школе, уже  знают своего адресата, не имеет  значения, принимали ли в этом участия, наказание несут ученики «среднего»  класса.

Была  ситуация, когда классный руководитель «элитарного класса» пообещала  завысить оценку, ученице из «среднего  класса» если, она откажется от выступления, где будет представлять свой класс

Подобная  конкуренция и неравенство продолжается в течение всей школьной жизни. 

Комментарии преподавателей и  учеников школы.

Ирина Викторовна (учитель географии)

«Социальное неравенство скорее видно между учителями  и учениками. Они( ученики)  и одеты  лучше, и возможностей у них в жизни  больше, и прав намного  больше. А учитель  бесправен и беден»

«У учителя нет прав, все нужно делать с оглядкой на родителей и права ребенка. И дети этим пользуются. Чуть что - "вы права не имееете!" Лозунги общества: "Дети - наше будущее" и " Интеллигенция  (т.е. учителя в том числе) - иждивенцы в государстве". Отсюда вывод: что общего может быть между светлым будущим и нахлебниками на хребте этого самого будущего?»  

Информация о работе Социальное неравенство в школе