Социальное проектирование в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:27, реферат

Краткое описание

Цель: определение условий успешности использования социального проектирования для учащихся.
Задачи:
систематизировать теоретические основы проектной деятельности;
проанализировать результаты деятельности по социальному проектированию в школе;
проанализировать уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся через социальное проектирование;
показать значение внедрения социального проектирования в деятельности школы.

Файлы: 1 файл

Социальное проектирование.ppt

— 1.69 Мб (Скачать)

Реферат на тему: 
Социальное проектирование в школе 

 

900igr.net

Цель и задачи

 

Цель: определение условий успешности использования социального проектирования для учащихся.

Задачи:

    • систематизировать теоретические основы проектной деятельности;
    • проанализировать результаты деятельности по социальному проектированию в школе;
    • проанализировать уровень сформированности ключевых компетентностей  учащихся через социальное проектирование;
    • показать значение внедрения социального проектирования в деятельности школы.

 

Теоретические основы  социального проектирования

Ключевые компетентности  социального проектирования

 

Компетентность — это  понятие, занимающее в мировой  образовательной практике второй  половины XX века одно из центральных  мест. Компетенция выходит за  рамки знаний и умений, она  включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных  на условия конкретной деятельности.

Социальная компетентность  по мнению М.И.Лукьяновой –  это личностное качество, которое  становится сознательным выражением  личности, проявляющимся в ее  убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных  качеств, способствующих конструктивному  взаимодействию.

 

Социальная компетентность  по В.Ш.Масленниковой объединяет  ценностное понимание социальной  действительности, категориальные  конкретные социальные знания  в качестве руководства к самоопределению, как умения индивида осуществлять  социальные технологии в главных  сферах деятельности человека.

 

Компетентность разрешения  проблем (объединяющая готовность  к разрешению проблем и технологическую  компетентность).

 

Информационная компетентность (объединяющая готовность к использованию  информационных ресурсов и готовность  к самообразованию).

 

Коммуникативная компетентность (объединяющая готовность к социальному  взаимодействию и коммуникативную  компетентность).

 

Метод проектов.  
Сущность социального проектирования

 

Базовой образовательной  технологией, поддерживающий компетентностно  – ориентированный подход в  образовании, является метод проектов.

Метод проектов по своей  дидактической сути нацелен на  формирование способностей, позволяющих  эффективно действовать в реальной  жизненной ситуации, обладая которыми  выпускник школы может адаптироваться  к изменяющимся условиям, ориентироваться  в разнообразных ситуациях, работать  в различных коллективах.

Этапы проектной деятельности:

 

  • разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
  • реализация проектного замысла (выполнение  запланированных действий);
  • оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

Термин "проектирование" (происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед) -  это  процесс  создания прототипа, прообраза предполагаемого  или возможного объекта или  состояния.

Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных  процессов и отношений.

 Социальное проектирование - это процесс конструирования желаемых состояний будущего

 

 Социальное проектирование – это перспективная технология использования социологического знания.

 

 Социальное проектирование – это технология решения социальных проблем

Технология социального  проектирования

Цель социального проектирования  в школе

 

  • привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;
  • включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем  силами самих учащихся.

Задачи социального проектирования

 

  • повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;
  • закрепление навыков командной работы;
  • совершенствование  полезных социальных  навыков  и умений  (планирование  предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

Основные требования к  социальному проекту

 

  • Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.)
  • Целостность
  • Последовательность и связность
  • Объективность и обоснованность
  • Компетентность автора и персонала
  • Жизнеспособность

Разработка социального  проекта 
I раздел

 

Первый раздел входит   разработка социального проекта, его подготовка к реализации  силами самих школьников.

 

 

  • ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

 

  • ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

 

  • ШАГ №3. Определение целей и задач социальной проблемы.

 

  • ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

 

  • ШАГ №5. Составление детального плана работы.

 

  • ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

 

  • ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

 

  • ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

 

  • ШАГ №9. Составления бюджета проекта.

 

  • ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

 

  • ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

 

  • ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

 

 

 

 

 

II раздел Реализация разработанного проекта силами инициативной группы школьников.

 

 

 

  • ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
  • ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
  • ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
  • ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
  • ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
  • ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
  • ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.

III раздел - Подведение  итогов работы над социальным  проектом

 

  • ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
  • ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта.

Ожидаемые результаты  социального проектирования

 

  • Повышенная социальная  активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
  • Готовность органов  местного самоуправления выслушать доводы школьников и  принять их предложения по улучшению социальной ситуации.
  • Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе.
  • Положительные изменения в  сознании  школьников, повышение  уровня  общей  культуры школьников.
  • Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
  • Изменение  общественного  мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться  в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

Типичные ошибки

 

  • отсутствие  информации  о технологии  подготовки  и  реализации  социальных  проектов, о работе других групп старшеклассников;
  • переоценка старшеклассниками своих сил и возможностей проектной группы;
  • провозглашение  «красной»   идеи  без дальнейших усилий  по  ее  реализации  со  стороны школьников, то есть доведения до практических результатов;
  • отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ  КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ  ЧЕРЕЗ  СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

  • Социальным проектированием старшеклассники школы занимаются с 2005 года в рамках Всероссийской акции «Я -  гражданин России».
  • На конкурс было представлено 7 социальных проектов разнообразной направленности.

Результативность участия

 

№ п/п

 

Название проекта

 

Сроки

 

Результативность

 

1

 

Социальный проект «Подарим  тепло наших сердец – детям» (проблема социального сиротства)

 

2005-2006

 

Участники

 

2

 

Социальный проект «Подарим  тепло наших сердец –детям» (проблема  социального сиротства)

 

2006-2007

 

3 место

 

3

 

Социальный проект «Городок  детства» (проблема благоустройства  придомовых территорий – детские  площадки)

 

2007-2008

 

1 место в районе,  1 место в крае

 

4

 

Социальный проект «Детский  совет против жестокости и  насилия»

 

2007-2008

 

1 место в крае, 1  место в районе

 

5

 

Социальный проект «Есть  в Майском уголок»

 

2008-2009

 

 1 место в районе, участники в крае

 

6

 

Социальный проект «Доска  почета»

Информация о работе Социальное проектирование в школе