Реферат на тему:
Социальное проектирование в школе
900igr.net
Цель и задачи
Цель: определение условий успешности
использования социального проектирования
для учащихся.
Задачи:
- систематизировать теоретические основы проектной деятельности;
- проанализировать результаты деятельности по социальному проектированию в школе;
- проанализировать уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся через социальное проектирование;
- показать значение внедрения социального проектирования в деятельности школы.
Теоретические основы
социального проектирования
Ключевые компетентности
социального проектирования
Компетентность — это
понятие, занимающее в мировой
образовательной практике второй
половины XX века одно из центральных
мест. Компетенция выходит за
рамки знаний и умений, она
включает мобилизацию знаний, умений,
поведенческих отношений, ориентированных
на условия конкретной деятельности.
Социальная компетентность
по мнению М.И.Лукьяновой –
это личностное качество, которое
становится сознательным выражением
личности, проявляющимся в ее
убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах,
установках на определенное поведение,
в сформированности личностных
качеств, способствующих конструктивному
взаимодействию.
Социальная компетентность
по В.Ш.Масленниковой объединяет
ценностное понимание социальной
действительности, категориальные
конкретные социальные знания
в качестве руководства к самоопределению,
как умения индивида осуществлять
социальные технологии в главных
сферах деятельности человека.
Компетентность разрешения
проблем (объединяющая готовность
к разрешению проблем и технологическую
компетентность).
Информационная компетентность
(объединяющая готовность к использованию
информационных ресурсов и готовность
к самообразованию).
Коммуникативная компетентность
(объединяющая готовность к социальному
взаимодействию и коммуникативную
компетентность).
Метод проектов.
Сущность социального проектирования
Базовой образовательной
технологией, поддерживающий компетентностно
– ориентированный подход в
образовании, является метод проектов.
Метод проектов по своей
дидактической сути нацелен на
формирование способностей, позволяющих
эффективно действовать в реальной
жизненной ситуации, обладая которыми
выпускник школы может адаптироваться
к изменяющимся условиям, ориентироваться
в разнообразных ситуациях, работать
в различных коллективах.
Этапы проектной деятельности:
- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
- реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
- оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).
Термин "проектирование"
(происходит от лат. "projectus" -
брошенный вперед) - это процесс
создания прототипа, прообраза предполагаемого
или возможного объекта или
состояния.
Социальное проектирование
- это процесс создания прототипа,
прообраза социальных объектов,
социальных качеств, социальных
процессов и отношений.
Социальное проектирование
- это процесс конструирования желаемых
состояний будущего
Социальное проектирование
– это перспективная технология использования
социологического знания.
Социальное проектирование
– это технология решения социальных
проблем
Технология социального
проектирования
Цель социального проектирования
в школе
- привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;
- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Задачи социального проектирования
- повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;
- закрепление навыков командной работы;
- совершенствование полезных социальных навыков и умений
(планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Основные требования к
социальному проекту
- Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.)
- Целостность
- Последовательность и связность
- Объективность и обоснованность
- Компетентность автора и персонала
- Жизнеспособность
Разработка социального
проекта
I раздел
Первый раздел входит
разработка социального проекта,
его подготовка к реализации
силами самих школьников.
- ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.
- ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
- ШАГ №3. Определение целей и задач социальной проблемы.
- ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
- ШАГ №5. Составление детального плана работы.
- ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
- ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
- ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
- ШАГ №9. Составления бюджета проекта.
- ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
- ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
- ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
II раздел Реализация разработанного
проекта силами инициативной группы школьников.
- ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
- ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
- ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
- ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
- ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
- ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
- ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
III раздел - Подведение
итогов работы над социальным
проектом
- ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
- ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта.
Ожидаемые результаты
социального проектирования
- Повышенная социальная активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
- Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.
- Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе.
- Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников.
- Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
- Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
Типичные ошибки
- отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп старшеклассников;
- переоценка старшеклассниками своих сил и возможностей проектной группы;
- провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны школьников, то есть доведения до практических результатов;
- отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
- Социальным проектированием старшеклассники школы занимаются с 2005 года в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин России».
- На конкурс было представлено 7 социальных проектов разнообразной направленности.
Результативность участия
№ п/п
Название проекта
Сроки
Результативность
1
Социальный проект «Подарим
тепло наших сердец – детям»
(проблема социального сиротства)
2005-2006
Участники
2
Социальный проект «Подарим
тепло наших сердец –детям» (проблема
социального сиротства)
2006-2007
3 место
3
Социальный проект «Городок
детства» (проблема благоустройства
придомовых территорий – детские
площадки)
2007-2008
1 место в районе,
1 место в крае
4
Социальный проект «Детский
совет против жестокости и
насилия»
2007-2008
1 место в крае, 1
место в районе
5
Социальный проект «Есть
в Майском уголок»
2008-2009
1 место в районе, участники
в крае
6
Социальный проект «Доска
почета»